Судебная коллегия по уголовным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Мядзелец О.А.
судей Колесникова О.В, Трубицына Ю.В.
с участием прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Калининой О.И.
осужденного Ильина Д.Ю. (в режиме видео-конференц-связи).
защитника в лице адвоката Старова И.В. (представившего удостоверение N 10207 и ордер, выданный коллегией адвокатов г. Москвы "ЮРСТАР").
при ведении протокола секретарем Юдиной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу осужденного Ильина Д.Ю. о пересмотре приговора Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 25 декабря 2017 года и апелляционного определения судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 19 марта 2018 года в отношении
ФИО1, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в "адрес", несудимого, осужденного по ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 3 ст. 2281 УК РФ, ст. 64 УК РФ к 8 годам лишения свободы; по п. "б" ч. 3 ст. 2281 УК РФ за совершение трех преступлений, с применением ст. 64 УК РФ, к 5 годам лишения свободы за каждое. В соответствии с ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний окончательно Ильину Д.Ю. назначено 9 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 19 марта 2018 года приговор в отношении Ильина Д.Ю. оставлен без изменения.
Заслушав доклад судьи Мядзелец О.А, изложившей обстоятельства дела и доводы кассационной жалобы, выступление осужденного и его адвоката, поддержавших доводы кассационной жалобы, мнение прокурора, полагавшей, подлежащим изменению приговор суда в связи с переквалификацией действий Ильина по трем преступлениям, предусмотренным п. "б" ч. 3 ст. 2281 УК РФ на преступления, предусмотренные, ч. 3 ст. 30, п. "б" ч. 3 ст. 2281 УК РФ,
УСТАНОВИЛА:
по приговору суда Ильин Д.Ю. признан виновным и осужден за покушение на незаконный сбыт наркотических средств в крупном размере, и за три незаконных сбыта наркотических средств, в значительном размере.
Преступления совершены 7 июня 2017 года в г. Москве при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В кассационной жалобе осужденный Ильин Д.Ю. просит приговор изменить в связи с существенными нарушениями норм уголовного закона, переквалифицировать его действия по трем оконченным сбытам на покушение, поскольку доказательств того, что местонахождение наркотиков были доведены до приобретателя, судом не приведено.
Постановлением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 4 июля 2022 года кассационная жалоба Ильина Д.Ю. вместе с уголовным делом передана на рассмотрение в судебное заседание Второго кассационного суда общей юрисдикции.
Проверив материалы истребованного уголовного дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит приговор подлежащим изменению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Как видно из содержания ч. ч. 1 и 2 ст. 297 УПК РФ, приговор суда должен быть законным, обоснованным и справедливым. Приговор признается законным, обоснованным и справедливым, если он постановлен в соответствии с требованиями приведенного Кодекса и основан на правильном применении уголовного закона.
Как установлено судом, Ильин Д.Ю, имея умысел, направленный на незаконный сбыт наркотических средств, 7 июня 2017 года в период времени с 15.00 часов до 17.00 часов сбыл неустановленным лицам, путем размещения в тайниках по ул. Новокузнецкой г. Москвы наркотические средства - кокаин массой 1, 93 г, 1, 99 г и 1, 96 г. В ходе осмотра места происшествия по указанному адресу в период времени с 00 часов 05 минут до 00 часов 35 минут 8 июня 2017 года наркотические средства, помещенные в закладки, были изъяты сотрудниками полиции.
Указанные действия Ильина Д.Ю. квалифицированы судом по п. "б" ч. 3 ст. 2281 УК РФ как три самостоятельных преступления, в обоснование выводов в приговоре указано, что, незаконный сбыт наркотических средств следует считать оконченным преступлением с момента выполнения лицом всех необходимых действий по передаче приобретателю указанных средств независимо от их фактического получения приобретателем.
Между тем, согласно ст. 29 УК РФ преступление признается оконченным, если в совершенном лицом деянии содержатся все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ.
При этом по смыслу закона, незаконный сбыт наркотических средств следует считать оконченным преступлением с момента выполнения лицом всех необходимых действий по передаче приобретателю наркотических средств независимо от их фактического получения приобретателем. Если лицо незаконно приобретает, хранит, перевозит, изготавливает, перерабатывает эти средства, тем самым совершает действия, направленные на их последующий сбыт, однако по независящим от него обстоятельствам не передает наркотические средства приобретателю, то такое лицо несет ответственность за покушение на незаконный сбыт этих средств.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом в приговоре Ильин Д.Ю. поместил приобретенные им наркотические средства в тайники, после чего был задержан сотрудниками полиции и спрятанные им наркотические средства были изъяты в ходе осмотра места происшествия. Следовательно, данные действия должны квалифицироваться, как покушение на незаконный сбыт наркотических средств в значительном размере.
Однако данные обстоятельства не были приняты во внимание судами первой и апелляционной инстанций, действия Ильина Д.Ю. ошибочно квалифицированы по трем преступлениям по п. "б" ч. 3 ст. 2281 УК РФ.
Изменяя юридическую оценку действий осужденного с указанной статьи на ч.3 ст. 30, п. "б" ч. 3 ст.2281 УК РФ (по трем преступлениям) -покушения на незаконный сбыт наркотических средств в значительном размере, то есть умышленные действия лица, непосредственно направленные на совершение преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по независящим от этого лица, судебная коллегия, вопреки доводам кассационной жалобы осужденного, не усматривает оснований для квалификации действий Ильина Д.Ю. связанных с приобретением и хранением наркотического средства кокаина массой 21, 05 г. в целях его последующего сбыта, квалицированного судом по ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 2281 УК РФ и трех покушений незаконного сбыта наркотического средства массой 1, 93 г, 1, 99 г и 1, 96 г. единым продолжаемым преступлением.
Так, по смыслу закона, сбыт наркотических средств - это незаконная деятельность лица, которая охватывает любые способы их незаконного распространения, общественная опасность которого и состоит в вовлечении широкого круга лиц - потребителей, здоровье которых и определено как один из объектов посягательства, предусмотренный главой 25 УК РФ. Оборудование, количество тайников-закладок с наркотическим средством, как один из способов распространения, и определяет масштабность преступного вовлечения разных потребителей.
Данных о том, что наркотические средства, разложенные в разные закладки, предназначались для одного потребителя, или существовала договоренность с потребителем о реализации всего объема наркотических средств из материалов уголовного дела, в том числе и из показаний Ильина Д.Ю, не следует.
Напротив, из установленных судом фактических обстоятельств вытекает, что умысел Ильина Д.Ю. был направлен на множественный сбыт разложенного количества наркотических средств разным потенциальным потребителям, которые имели возможность приобрести наркотические вещества через различные тайники-закладки, в разное время и в разных местах.
Следовательно, покушения на незаконный сбыт наркотического средства - кокаина, массой 1, 93 г, 1, 99 г и 1, 96 г. хоть и совершенные в один период времени, на одном участке местности, образуют отдельные, самостоятельные преступления.
Изложенному корреспондируют и разъяснения, содержащиеся в "Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ", утвержденные Президиумом Верховного Суда РФ 20 декабря 2016 года, о том, что действия виновного, имеющего умысел на сбыт наркотических средств нескольким лицам при отсутствии с ними предварительной договоренности на реализацию всего объема этих средств, следует квалифицировать как самостоятельные преступления, предусмотренные ст. 2281 УК РФ.
В связи с переквалификацией действий Ильина Д.Ю. на три покушения на незаконный сбыт наркотических средств в значительном размере, судебная коллегия назначает ему наказание за каждое преступление в соответствии с требованиями ст. 60 УК РФ с применением положений ст. 64 УК РФ с учетом данных о личности, смягчающих и других значимых обстоятельств.
На основании изложенного и руководствуясь п. 6 ч. 1 ст. 401.14 УПК РФ, ст. 401.15 УПК РФ, ОПРЕДЕЛИЛА:
приговор Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 25 декабря 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 19 марта 2018 года в отношении ФИО1 изменить.
Действия Ильина Д.Ю. по трем преступлениям, предусмотренным п. "б" ч. 3 ст. 2281 УК РФ переквалифицировать на ч. 3 ст. 30, п. "б" ч. 3 ст. 2281 УК РФ и назначить за каждое преступление с применением ст. 64 УК РФ 4 года лишения свободы.
На основании ч. 2 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем поглощения назначенных менее строгих наказаний более строгим наказанием, назначенным по ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 3 ст. 2281 УК РФ, окончательно Ильину Д.Ю. назначить 8 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
В остальной части приговор оставить без изменения, жалобу осужденного удовлетворить частично.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.