Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Шеломановой Л.В, судей Войты И.В, Жудова Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу начальника ФКУЗ МСЧ-33 ФСИН России Михеевой С.В. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 28 апреля 2022 года (дело N 33а-1173/2022) по административному делу по административному исковому заявлению Двинянина Андрея Игоревича об оспаривании решения ФКУЗ МСЧ-33 ФСИН России.
Заслушав доклад судьи Войты И.В, выслушав объяснения представителя ФКУЗ МСЧ-33 ФСИН России по доверенности Копейкина Д.А, поддержавшего кассационную жалобу, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Двинянин А.И. обратился в суд с административным иском об оспаривании решения ФКУЗ МСЧ-33 ФСИН России от 30 сентября 2021 года N и возложении обязанности обеспечить ему беспрепятственный и своевременный доступ в получении квалифицированной медицинской помощи в полном объеме.
Требования мотивированы тем, что проверка по его обращению проведена не в полном объеме, надлежащая квалифицированная медицинская помощь ему не оказана, чем поставлено под угрозу его здоровье. Динамического наблюдения, как указано в решении, он не получал, равно как и медикаментов по имеющимся у него заболеваниям. Запланированное МСКТ на 2022 год является проявлением бездействия, поскольку врач-гематолог рекомендовал его проведение не реже 1 раза в год, а при воспалениях - чаще. По имеющемуся у него заболеванию вирусный гепатит С он должен получать адекватное лечение и медикаменты за счет бюджетных средств, поскольку он был инфицирован в период отбывания наказания. Полагает, что медицинская помощь не организована в соответствии с приказом Минюста России от 28.12.2017 N 285, а лишь создается видимость лечения. Кроме того в решении содержатся недостоверные данные, так как административный ответчик ссылается на положительный анализ по ИФА от 17.02.2021, т.е. по прибытии в учреждение, хотя он прибыл в исправительное учреждение Владимирской области согласно запланированному этапированию 07.02.2020 и не болел вирусным гепатитом..
Решением Октябрьского районного суда г. Владимира от 11 января 2022 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 28 апреля 2022 года решение суда первой инстанции отменено в части, признано незаконным бездействие ФКУЗ МСЧ-33 ФСИН России в части неоказания надлежащей медицинской помощи в связи выявленным у Двинянина А.И. заболевания: "данные изъяты", на ФКУЗ МСЧ-33 ФСИН России возложена обязанность по оказанию Двинянину А.И. медицинской помощи в соответствии со стандартом специализированной медицинской помощи при хроническом вирусном гепатите С.
В остальной части решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба Двинянина А.И. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе начальник ФКУЗ МСЧ-33 ФСИН РОССИИ Михеева С.В. ставит вопрос об отмене апелляционного определения по мотивам неправильного применение норм материального и процессуального права, несоответствия выводов суда апелляционной инстанции обстоятельствам дела.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 17 ноября 2022 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
В силу части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного ответчика, обсудив кассационную жалобу в пределах её доводов, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При изучении доводов кассационной жалобы приведенных выше оснований к отмене судебных актов не имеется.
Согласно статье 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Право осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, на охрану здоровья, включая оказание медицинской помощи, закреплено в статье 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 26 Федерального закона N 323-ФЗ при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы лица, заключенные под стражу или отбывающие наказание в виде лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных ЕЕ эти цели федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.
Согласно части 7 статьи 26 Федерального закона N 323-ФЗ порядок организации оказания медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, лицам, указанным в части 1 статьи 26 устанавливается законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти: осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с частью 4 статьи 32 Федерального закона N 323-ФЗ формами оказания медицинской помощи являются: экстренная - медицинская помощь, оказываема при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний представляющих угрозу жизни пациента; неотложная - медицинская помощь, оказываема при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний явных признаков угрозы жизни пациента; плановая - медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях п состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.
В силу части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ), при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В силу части 6 статьи 12 УИК РФ осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
Лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 101 УИК РФ).
Вопросы оказания медицинской помощи лицам, подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей в следственных изоляторах ФСИН России, регулируются Порядком организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденным приказом Минюста России от 28 декабря 2017 г. N 285 (далее - Порядок).
Порядок устанавливает правила организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу в следственных изоляторах (далее - СИЗО, лица, заключенные под стражу, соответственно), а также осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее - осужденные, учреждения УИС, УИС соответственно), в соответствии с частью 1 статьи 37 и частью 1 статьи 80 Федерального закона N 323-ФЗ.
Согласно пункту 2 данного Порядка оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России (далее - медицинские организации УИС), а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС - в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения (далее - медицинские организации).
В случае невозможности оказания медицинской помощи в одном из структурных подразделений медицинской организации УИС лица, заключенные под стражу, или осужденные направляются в иные структурные подразделения медицинской организации УИС или медицинские организации, где такая медицинская помощь может быть оказана (пункт 9 Порядка).
Пунктом 18 Порядка установлено, что в медицинских организациях УИС медицинская помощь в стационарных условиях лицам, заключенным под стражу, или осужденным оказывается в больницах, а также в специализированных отделениях при медицинских частях (далее - больница).
Направление лиц, заключенных под стражу, или осужденных в больницу в плановом порядке осуществляется медицинским работником по предварительному письменному запросу с учетом сроков ожидания медицинской помощи, предусмотренных Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации. К запросу прилагаются выписка из медицинской документации пациента и информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство лица, заключенного под стражу, или осужденного.
Согласно пункту 20 Порядка по завершении лечения в больнице лица, заключенные под стражу, или осужденные направляются в учреждения УИС с выписным эпикризом, содержащим сведения о проведенном обследовании и лечении и рекомендации по дальнейшему наблюдению, лечению и обследованию.
На основании пункта 33 медицинская помощь в неотложной или экстренной форме оказывается без предварительной записи. В случае необходимости оказания медицинской помощи в экстренной или неотложной форме осужденный может обратиться к любому сотруднику учреждения УИС, который обязан принять меры для организации оказания ему медицинской помощи.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", при рассмотрении административных дел, связанных с непредоставлением или ненадлежащим оказанием лишенному свободы лицу медицинской помощи, судам с учетом конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь следует принимать во внимание законодательство об охране здоровья граждан, а также исходить из того, что качество необходимого медицинского обслуживания, предоставляемого в местах принудительного содержания, должно быть надлежащего уровня с учетом режима мест принудительного содержания и соответствовать порядкам оказания медицинской помощи, обязательным для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, и стандартам медицинской помощи (статья 41 Конституции Российской Федерации, статья 4, части 2, 4 и 7 статьи 26, часть 1 статьи 37, часть 1 статьи 80 Федерального закона N 323-ФЗ).
Взаимосвязанные положения пункта 4 части 1 и части 14 статьи 37 Закона N 323-ФЗ предусматривают организацию и оказание медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи, разработанных на основе клинических рекомендаций.
Суд, оценивая соответствие медицинского обслуживания лишенных свободы лиц установленным требованиям, с учетом принципов охраны здоровья граждан может принимать во внимание, в частности, доступность такого обслуживания (обеспеченность лекарственными препаратами с надлежащими сроками годности), своевременность, правильность диагностики, тождественность оказания медицинской помощи состоянию здоровья, лечебную и профилактическую направленность, последовательность, регулярность и непрерывность лечения, конфиденциальность, информированность пациента, документированность, профессиональную компетентность медицинских работников, обеспечение лишенного свободы лица техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или реабилитации инвалида (статья 4 Федерального закона N 323-ФЗ, часть 7 статьи 101 УИК РФ).
При этом необходимо учитывать, что само по себе состояние здоровья лишенного свободы лица не может свидетельствовать о качестве оказываемой ему медицинской помощи. Доказательствами надлежащей реализации права на медицинскую помощь, включая право на медицинское освидетельствование, в том числе в случаях, когда в отношении лишенного свободы лица в установленном порядке применялись меры физического воздействия, могут являться, например, акты медицинского освидетельствования и иная медицинская документация. Отсутствие сведений о проведении необходимых медицинских осмотров и (или) медицинских исследований может свидетельствовать о нарушении условий содержания лишенных свободы лиц (статья 24 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статья 84 КАС РФ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 37 Федерального закона N 323-ФЗ медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается, с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Двинянин А.И. обратился в ФКУЗ МСЧ-33 ФСИН России с заявлением о непроведении приема врачом-инфекционистом, непроведении МСКТ, просил рассмотреть вопроса о назначении льготного лечения от вирусного гепатита С.
По результатам рассмотрения обращения в адрес административного истца направлен ответ от 30 сентября 2021 года N ог-34/ТО/27-263 за подписью начальника - врача Михеевой С.В.
Из ответа следовало, что Двинянин А.И. был записан на консультацию врача-инфекциониста филиала МЧ-6 ФКУЗ МСЧ-33 ФСИН России, о чем ему было сообщено в ответе от 09 сентября 2021 года, в его амбулаторной медицинской карте имеется запись инфекциониста от 27.09.2021, 26.01.2021 о проведении МСКТ органов грудной клетки. Состояние здоровья Двинянина А.И. оценивается как удовлетворительное, по результатам динамического наблюдения медицинских работников филиала МЧ N 6 ФКУЗ МСЧ-33 ФСИН России отрицательной динамики в состоянии осужденного не установлено.
Согласно рекомендациям врачей-специалистов ГБУЗ ВО "ОКБ" г.Владимир, ГБУЗ ВО "ЦГБ г. Коврова" Двинянину А.И. рекомендовано диспансерное наблюдение 1 раз в год.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из того, что административным истцом реализовано предусмотренное статьей 15 УИК РФ и Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" право направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы и получать на них ответ.
Отменяя в части решение суда первой инстанции, и принимая по делу новое решение, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что основанием для обращения Двинянина А.И. в суд являлся не сам по себе ответ административного ответчика, а отказ медицинского учреждения в обеспечении ему беспрепятственного и своевременного доступа к квалифицированной медицинской помощи в полном объеме.
Учитывая предмет заявленных административных требований, суд апелляционной инстанции обоснованно признал, что доводы административного истца о неэффективности проводимого в отношении него лечения и ухудшения состояния здоровья вследствие ненадлежащего оказания медицинской помощи, судом первой инстанции должным образом не проверены, оценка качества предоставляемой Двинянину А.И. медицинской помощи на предмет соответствия установленным стандартам специализированной медицинской помощи при хроническом вирусном гепатите С не проведена.
Суд апелляционной инстанции также установил, что в нарушение требований Стандарта специализированной медицинской помощи при заболевании гепатитом С, утвержденных Министерством здравоохранения Российской Федерации от 07.11.2012 N 685-н, Двинянин А.И. не направлен в стационар для оказания неотложной медицинской помощи, ему также не была предоставлена консультация специалиста врача-инфекциониста, которая при лечении указанного заболевания согласно стандарту является обязательной.
С учётом изложенных обстоятельства, суд апелляционной инстанции обоснованно признал незаконным бездействия медицинского учреждения в указанной части, возложив обязанность устранить нарушение прав административного истца.
Оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции не усматривается, поскольку они основаны на правильном применении указанных норм материального права и соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами суда апелляционной инстанций, по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права, не могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта, так как не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого апелляционного определения, либо опровергали бы выводы, изложенные в обжалуемом апелляционном определении.
Также вопреки доводам кассационной жалобы нарушений норм процессуального права или их неправильного применения, которые в силу приведенных положений статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации могли бы являться основанием к отмене обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции по делу не допущено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 28 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу начальника ФКУЗ МСЧ-33 ФСИН РОССИИ Михеевой С.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.