Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Шеломановой Л.В, судей Войты И.В, Жудова Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 29 марта 2022 года (дело N 33а-1283/2022) по административному делу (дело N 2а-433/2021) по административному исковому заявлению Сафина Антона Александровича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве об оспаривании решения об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок.
Заслушав доклад судьи Войты И.В, выслушав возражения представителя Сафина А.А. по доверенности Гусевой В.Д. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Сафин А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по "адрес" (далее по тексту - Управление Росреестра по "адрес", административный ответчик) о признании решения об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок.
Требования мотивированы тем, что он является собственником жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме по адресу: "адрес"
09 февраля 2021 года он обратился в Управление Росреестра по г. Москве с заявлением о регистрации права собственности на общее долевое имущество в многоквартирном доме (земельный участок), приложив к заявлению все необходимые документ. Уведомлением от 18 февраля 2021 года государственная регистрация права собственности была приостановлена с целью направления запросов о формировании земельного участка.
Решением от 18 мая 2021 года в государственной регистрации права общей долевой собственности отказано в связи с отсутствием ответа на запрос.
Отказ считает незаконным, поскольку многоквартирный дом введен в эксплуатацию в 2019 году, право собственности первого лица на помещение в многоквартирном доме зарегистрировано, земельный участок с кадастровым номером 77:09:0001022:29 передан в аренду для целей строительства многоквартирного дома, в связи с чем, перешел в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Решением Головинского районного суда г. Москвы от 21 октября 2021 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 29 марта 2022 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым уведомление Управления Росреестра по "адрес" об отказе в государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", признано незаконным, на административного ответчика возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 о государственной регистрации права собственности в отношении указанного объекта недвижимости.
В кассационной жалобе Управления Росреестра по г. Москве ставится вопрос об отмене апелляционного определения по мотивам неправильного применения норм материального и процессуального права, несоответствия выводов суда, обстоятельствам административного дела.
Определениями судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 08 декабря 2022 года кассатору восстановлен процессуальный срок для подачи кассационной жалобы, кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, выслушав возражения представителя административного истца, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При изучении доводов кассационной жалобы приведенных выше оснований к отмене судебных актов не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 является собственником жилого помещения по адресу: "адрес"Б, "адрес".
09 февраля 2021 года Сафин А.А. обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением об осуществлении государственной регистрации права общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на общее имущество в многоквартирном доме в отношении земельного участка с кадастровым номером N и адресным ориентиром: "адрес"
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по Москве приостановлена государственная регистрация права общей долевой собственности в связи с направлением запросов в Департамент городского имущества "адрес" и Комитет по архитектуре и градостроительству "адрес" о том, сформирован ли земельный участок только для целей эксплуатации многоквартирного дома.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по Москве отказано в государственной регистрации права общей долевой собственности на указанный земельный участок на том основании, что сведения по запросу в Департамент городского имущества "адрес" и Комитет по архитектуре и градостроительству "адрес" об отнесении земельного участка к общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме, о формировании земельного участка только для целей эксплуатации многоквартирного дома не поступили.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что спорный земельный участок с кадастровым номером N предоставлен по договору аренды ООО "Дорожное ремонтно-строительное Управление "Северное" до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно выписке из ЕГРН в отношении земельного участка зарегистрирована ипотека, при этом записи об ипотеке на спорный земельный участок до настоящего времени не погашены, а выдача отдельного свидетельства о праве общей долевой собственности на спорный земельный участок не является обязательной.
Отменяя решение суда и принимая по делу новое решение об удовлетворении административного иска, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
В соответствии с частями 3 и 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных названным федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит в том числе из реестра объектов недвижимости (пункт 1 части 2 статьи 7 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Согласно частям 1 и 2 статьи Закона о государственной регистрации недвижимости в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений, перечень которых содержится в части 4 статьи 8 названного Закона.
Порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации определен статьей 29 Закона о государственной регистрации недвижимости и предусматривает в соответствии с пунктом 3 части 1 названной статьи проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Положениям статьи 21 Закона о государственной регистрации недвижимости предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав приостанавливаются по основаниям, перечисленным в части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации недвижимости.
Если причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, названные в статье 26 указанного федерального закона, в течение срока приостановления не устранены, то в осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав (статья 27 названного Закона).
Согласно части 6 статьи 18 Закона о государственной регистрации недвижимости, заявитель вправе представить по собственной инициативе для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, которые в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" представляются в порядке межведомственного информационного взаимодействия, при этом, Закон о государственной регистрации недвижимости не возлагает обязанности на заявителя самостоятельно представлять указанные документы.
В соответствии с частью 6 статьи 7.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" непредставление (несвоевременное представление) органом или организацией по межведомственному запросу документов и информации, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, в орган, указанный в абзаце первом части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, не может являться основанием для отказа в предоставлении заявителю государственной или муниципальной услуги.
Таким образом, непредставление органом или организацией в порядке межведомственного взаимодействия документов и информации, запрошенных органом кадастрового учёта, само по себе не может повлечь отказ в осуществлении государственного кадастрового учета.
Также административный ответчик не лишен был возможности направить повторный запрос, а также продлить срок приостановления государственной регистрации.
С учётом изложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции обоснованно признал оспариваемое решение об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности незаконным.
Поскольку суд первой инстанции неправильно применил материальный закон, неверно определилзначимые для разрешения дела обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришёл к правильному выводу об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения об удовлетворении административного иска, возложив на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление Сафина А.А. о государственной регистрации права собственности в отношении указанного объекта недвижимости.
Исходя из доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта, поскольку доводы кассационной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на законность и обоснованность обжалуемого апелляционного определения либо опровергали выводы, изложенные в нём.
Процессуальных нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, предусмотренных частью 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установлено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 29 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.