судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего ФИО4, судей ФИО2, ФИО3
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по "адрес" о понуждении к назначению страховой пенсии по старости досрочно
(номер дела, присвоенный судом первой инстанции, N)
по кассационной жалобе ОПФР по "адрес" на решение Кировского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции ФИО4, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по "адрес" с заявлением о назначении досрочно страховой пенсии по старости на основании статьи 28.1 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от ДД.ММ.ГГГГ N и статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" от ДД.ММ.ГГГГ N в связи с проживанием в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в "адрес" Республики Беларусь на территории с плотностью загрязнения почвы цезием 137 - от 2, 34 до 2, 14 Ки/км.
Решением Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N в назначении пенсии ФИО1 было отказано, ввиду непредставления документов, подтверждающих право на назначение страховой пенсии по старости досрочно.
ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес", в котором просила признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ N, назначить досрочную страховую пенсию на основании ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N400-ФЗ "О страховых пенсиях" и ст.28.1 Закона Российской Федерации N от ДД.ММ.ГГГГ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать судебные издержки.
Решением Кировского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ постановлено:
"Признать незаконным решение Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в назначении страховой пенсии ФИО1.
Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по "адрес" назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию на основании ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N400-ФЗ "О страховых пенсиях" и ст.28.1 Закона Российской Федерации N от ДД.ММ.ГГГГ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по "адрес" в пользу ФИО1 возврат госпошлины в размере 300 руб.".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение районного суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба ответчика - без удовлетворения.
Не согласившись с решением и апелляционным определением, представитель ответчика обратился во Второй кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос об их отмене, просит принять по делу новое решение об отказе в иске. Заявитель жалобы ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права, оценки доказательств, на то, что у пенсионного органа отсутствовали предусмотренные законом основания для назначения истцу досрочной пенсии. Полагает выводы судов противоречащими фактическим обстоятельствам дела.
Стороны в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились при надлежащем извещении.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дате и времени рассмотрения жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судебными инстанциями при рассмотрении дела по доводам жалобы и материалам дела допущено не было.
При разрешении спора судами первой и второй инстанций правильно установлены и применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Статья 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ определяет условия назначения страховой пенсии по старости.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ в ред. ДД.ММ.ГГГГ).
Частью первой ст. 13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, отнесены граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7), и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8).
Статьи 33 и 34 названного Закона предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой его статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13, уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы, но не более чем на 3 года в общей сложности.
В соответствии со ст. 37 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от ДД.ММ.ГГГГ N гражданам, выехавшим добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и последующие годы, пенсия по возрасту назначается в соответствии со ст. 33 настоящего Закона.
Согласно Примечанию к ст. 35 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от ДД.ММ.ГГГГ N первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по ДД.ММ.ГГГГ. Независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
В силу ст. 11 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" зона проживания с льготным социально-экономическим статусом - часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв.м. В указанной зоне среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв (0.1 бэр).
Судами установлено, что ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживала по адресу: "адрес", на территории, которая в соответствии с представленными Гомельским городским исполнительным комитетом сведениями, относится к зоне проживания с периодическим радиационным воздействием с плотностью загрязнения почв цезием - 137 от 2, 34 до 2, 14 Ки/кв.км.
Представленные истцом справки, архивная справка филиала ГГДСК УО РИПО "Гомельский государственный дорожно-строительный колледж имени Ленинского комсомола Белоруссии" от ДД.ММ.ГГГГ, Гомельского городского исполнительного комитета от ДД.ММ.ГГГГ, Государственного учреждения "Республиканский центр по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды" от ДД.ММ.ГГГГ, оценены судом первой инстанции как подтверждающие факт проживания истца в зоне проживания, соответствующей зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Удовлетворяя исковые требования, районный суд (с которым согласился суд апелляционной инстанции) исходил из того, что у истца имеется право на снижение пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N.
При этом судами правильно приняты во внимания нормы международного права, правильно отклонены доводы ответчика об отсутствии у истца справки установленного образца, наличие которой предусмотрено ч.11 ст.24 Закона N.
Из сообщения Департамента труда и социальной защиты населения "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ на обращение ФИО1 следует, что в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении перечня территорий (населенных пунктов и других объектов), относящихся к зонам радиоактивного загрязнения" "адрес" Республики Беларусь относится к зоне проживания с периодическим радиационным контролем. Учитывая уровень загрязнения почв цезием - 137 в период проживания истца "адрес" в период 1986-1990 годов может быть соотнесен с зоной проживания с льготным социально-экономическим статусом. В соответствии с письмом Госкомчернобыля от ДД.ММ.ГГГГ NВД-10-2079 местными органами власти гражданам выдается справка установленного образца о проживании (работе) в данной зоне (для пенсионного обеспечения). Выдача аналогичных справок гражданам, проживавшим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, не относящейся к территории Российской Федерации письмом не предусмотрена. Заявителю рекомендовано обратиться в пенсионный орган с имеющимися у нее документами.
Таким образом, заявитель выполнила все от нее зависящие действия для подтверждения своего проживания в юридически значимый период в зоне, дающей право на снижение пенсионного возраста. Справка установленного образца не была выдана ей компетентным органом Российской Федерации по изложенным мотивам. Суды сделали верный вывод, что отсутствие в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, правильность решения суда не опровергают. Указанный Перечень не содержит населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, расположенных на территории Украины, Республики Беларусь, однако данное обстоятельство не может умалять право гражданина Российской Федерации, в период катастрофы и после нее проживавшего на территории СССР в льготной зоне, на пенсионное обеспечение, равное с лицами, проживавшими на территории, относящейся в России.
Ссылка на судебную практику по иным гражданским делам не может быть признана обоснованной, поскольку каждое решение выносится судом с учетом конкретных обстоятельств каждого спора и в пределах заявленных требований. В частности, по гражданскому делу N, рассмотренному Вторым кассационным судом общей юрисдикции ДД.ММ.ГГГГ, при схожести спорных правоотношений было установлено, что на момент обращения с заявлением к ответчику и принятия ответчиком оспариваемого решения истец не достигла возраста, при котором могла претендовать на назначение пенсии со снижением возраста на 1 год, и отсутствие у нее права на снижение пенсии на два года.
Доводами кассационной жалобы выводы судов не опровергаются, всем им была дана надлежащая оценка судами первой и апелляционной инстанции. На какие-либо обстоятельства, которые не были предметом оценки судов нижестоящих инстанций и при этом могли бы повлиять на существо обжалуемых судебных постановлений, кассатор не ссылается.
Нарушений либо неправильного применения судами норм материального или процессуального права, в том числе предусмотренных в ч. 4 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено. Выводы судов соответствуют установленным ими обстоятельствам.
С учётом изложенного, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу ОПФР по "адрес" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.