Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Магжановой Э.А.
и судей фио, фио
при помощнике Игумнове В.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца Министерства природных ресурсов адрес на решение Тимирязевского районного суда адрес от 20 сентября 2022 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Министерства природных ресурсов адрес к фио о взыскании задолженности по Договору аренды лесного участка N 11-01а-029 от 18.03.2011 за период с 01.01.2019 по 31.03.2022 - отказать.
УСТАНОВИЛА:
Министерства природных ресурсов адрес обратился в суд с иском к Гавриш С.Ф. о взыскании с ответчика задолженности по договору аренды лесного участка 11-01а-029 от 18.03.2011 за период с 01.01.2019 по 31.03.2022 в сумме сумма, в обоснование требований указывая, что 18.03.2011 между Департаментом лесного хозяйства адрес и ООО "Крымский селекционный центр фио был заключен Договор аренды лесного участка N 11-01а-029 на 49 лет с 18.03.2011 по 18.03.2060. Договором от 21.01.2015 о передаче прав и обязанностей (перенайма) по договору аренды лесного участка 11-01а-029 от 18.03.2011 права и обязанности арендатора переданы Гавриш С.Ф.
В соответствии с условиями договора ответчику по акту приема-передачи N 11-01а-029 от 30.05.2011 передан в аренду лесной участок месторасположением: адрес, Варнавинского участковое лесничество, квартал N 53А, выделы 1, 3-23, квартал N 57А, выделы 1-36, квартал N 59А, выделы 1-26, квартал 65А выдела 1-28, адрес, номер учетной записи в государственном лесном реестре 23.10-02-06-00066.
В соответствии с приказом Рослесхоза от 24.02.2021 N 97 "О проведении плановой выездной проверки исполнения органом государственной власти адрес переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений и расходования средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление указанных полномочий" комиссией Рослесхоза проведена плановая выездная проверка исполнения министерством переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, по результатам которой составлен акт N4/2021 от 19.03.2021.
В ходе данной проверки выявлен недополученный доход федерального бюджета за счет неприменения введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2018 N1571 "О внесении изменений в таблицу 9 ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - постановление N1571), вступивших в законную силу 27.12.2018, поправочного коэффициента в отношении лесов, расположенных в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях и горах, в 1-3-й зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - постановление N310) утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Постановлением N1571 таблица 9 постановления N310 дополнена примечанием, согласно которому к ставкам в отношении защитных ценных лесов применяется поправочный коэффициент - 4 в отношении лесов, расположенных в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях и горах (подп. "в" пункта 4).
По состоянию на 01.04.2022 за ответчиком числится задолженность по арендным платежам перед федеральным бюджетом за период с 01.01.2019 по 31.03.2022 в сумме сумма, из них за 2019 год - сумма, за 2020 год - сумма, за 2021 год - сумма, за январь и март 2022 года - сумма
17.02.2022 в адрес ответчика было направлено уведомление о перерасчете арендной платы и требованием оплатить сумму задолженности в федеральный бюджет, однако задолженность не была погашена.
Представитель истца Министерства природных ресурсов в судебное заседание не явился, извещен, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Ответчик фио в судебное заседание не явился, представил суду возражения.
Представители ответчика Гавриш С.Ф. в судебное заседание явились, возражали против удовлетворения требований в полном объеме по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Дополнительно пояснили, что факт увеличения арендной платы считается изменением условий договора, и сторона в гражданском обороте была лишена права принимать или не принимать те или иные условия договора, поскольку уведомление получила лишь 17.02.2022 г. В связи с этим Министерство лишило законного права ответчика отказаться от исполнения договора еще в 2019 году, так как уведомление было отправлено спустя три года.
Судом постановлено указанное выше решение об отмене которого просит представитель истца Министерства природных ресурсов адрес по доверенности фио по доводам апелляционной жалобы.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель истца Министерства природных ресурсов адрес не явился, извещен, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявлял, в связи с чем, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в его отсутствие по ст. ст. 167, 327 ГПК РФ.
В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителей ответчика Гавриш С.Ф. по доверенностям
фио и фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене обжалуемого решения, поскольку разрешая спор, суд неправильно определилимеющие значение для дела обстоятельства, допустил неверное применение норм материального права.
Из материалов дела следует, что 18.03.2011 между Департаментом лесного хозяйства адрес и ООО "Крымский селекционный центр фио был заключен Договор аренды лесного участка N 11-01а-029 сроком на 49 лет с 18.03.2011 по 18.03.2060, зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес в установленном законном порядке.
В соответствии с условиями договора по акту приема-передачи N 11-01а-029 от 30.05.2011 передан арендатору в аренду лесной участок месторасположением: адрес, Варнавинского участковое лесничество, квартал N 53А, выделы 1, 3-23, квартал N 57А, выделы 1-36, квартал N 59А, выделы 1-26, квартал 65А выдела 1-28, адрес, номер учетной записи в государственном лесном реестре 23.10-02-06-00066.
Договором от 21.01.2015 о передаче прав и обязанностей (перенайма) по договору аренды лесного участка 11-01а-029 от 18.03.2011 права и обязанности арендатора ООО "Крымский селекционный центр фио переданы Гавриш С.Ф.
Постановлением главы администрации (губернатора) адрес от 19.10.2012 N 1250 "О министерстве природных ресурсов адрес" Департамент лесного хозяйства адрес реорганизован путем присоединения его к Министерству природных ресурсов адрес, о чем свидетельством от 17.01.2013 серия 23 N007886494 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись. Свидетельством от 11.04.2013 серия 23 N009032735 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности Департамента лесного хозяйства адрес.
В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов адрес, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) адрес от 19.10.2012 N1250, Министерство природных ресурсов адрес осуществляет отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, в том числе по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключения договоров купли-продажи лесных насаждений.
Статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю за осуществлением переданных полномочий осуществляет контроль за эффективностью и качеством осуществления переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации с правом направления обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений.
Истец в обоснование исковых требований указывал, что в соответствии с приказом Рослесхоза от 24.02.2021 N 97 "О проведении плановой выездной проверки исполнения органом государственной власти адрес переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений и расходования средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление указанных полномочий" комиссией Рослесхоза проведена плановая выездная проверка исполнения министерством переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, по результатам которой составлен акт N4/2021 от 19.03.2021. В ходе данной проверки выявлен недополученный доход федерального бюджета за счет неприменения введенного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2018 N1571 "О внесении изменений в таблицу 9 ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - постановление N1571), вступивших в законную силу 27.12.2018, поправочного коэффициента в отношении лесов, расположенных в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях и горах, в 1-3-й зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - постановление N310) утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2018 N1571 таблица 9 постановления N310 дополнена примечанием, согласно которому к ставкам в отношении защитных ценных лесов применяется поправочный коэффициент - 4 в отношении лесов, расположенных в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях и горах (подп. "в" пункта 4).
Согласно предоставленному расчету истца, по состоянию на 01.04.2022 за ответчиком числится задолженность по арендным платежам перед федеральным бюджетом за период с 01.01.2019 по 31.03.2022 в сумме сумма, из них за 2019 год - сумма, за 2020 год - сумма, за 2021 год - сумма, за январь и март 2022 года - сумма
17.02.2022 истцом в адрес ответчика было направлено уведомление о перерасчете арендной платы с требованием оплатить сумму задолженности в федеральный бюджет, которое осталось без исполнения.
Разрешая заявленные требования, суд установил, что согласно п. 2.1. аренды лесного участка N 11-01а-029, установленная по результатам аукциона арендная плата по договору составляет сумма в год.
В соответствии с п. 2.8 договора размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со ст. 73 Лесного кодекса РФ.
Арендодатель производит перерасчет арендной платы, уведомляет арендатора в письменной форме не позднее 3 месяцев с момента изменения соответствующих ставок платы об измененном размере арендной платы в сумме, подлежащей уплате (зачету), а также ведет ведомость учета изменений арендной платы.
В силу п. 3.4.16 договора, на арендатора возлагается обязанность в месячный срок после опубликования сведений об изменении порядка расчета арендной платы в СМИ или получения письменного уведомления Департамента об изменении порядка расчете арендной платы произвести перерасчет размера арендной платы в соответствии с новым порядком расчета с даты вступления в силу правового акта, которым изменен порядок расчет арендной платы.
Проанализировав положения Лесного Кодекса РФ, Земельного Кодекса РФ, условия договора аренды, оценив собранные доказательства, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Министерства природных ресурсов адрес в полном объеме.
При этом суд исходил из того, что сумма задолженности, образовалась в связи с изменением размера арендной платы, о котором арендодатель не уведомлял арендатора, вопреки п. 2.8. договора, уведомление о перерасчете арендной платы и требованием оплатить сумму задолженности в федеральный бюджет было направлено арендодателем ответчику 17.02.2022 г, то есть спустя три года после вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 15.12.2018 N1571, вступившего в законную силу 27.12.2018г. и спустя год после выявления задолженности комиссией Рослесхоза в ходе проверки от 19.03.2021 г.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что истец уведомил Гавриш С.Ф. в столь поздний срок, лишил последнего возможности реализовать право на односторонний отказ от договора, ввиду изменений существенных условий.
Согласно п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 ГК РФ).
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, а изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке (п. 1 и 2 ст. 424 ГК РФ).
Суд пришел к выводу, что в области договорных отношений, связанных с распоряжением имуществом публичного образования, полагается, что Департамент не может устанавливать те или иные правила в отношении прав или обязанностей стороны договора в форме фиксации норм права, оно может лишь реализовать свою автономию воли как собственник имущества и сторона договора, согласовывая необходимые условия договоров, опосредующих такое распоряжение.
Также судом было отмечено, что поскольку Постановление Правительства РФ является подзаконным актом, полагается верным принимать во внимание положения ст. 165.1 ГК РФ в соответствии с которой заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Кроме этого судом было обращено внимание, что истцом не предоставлен Акт N4/2021 от 19.03.2021, составленный комиссией Рослесхоза в результате проведенной плановой выездной проверки, по результатам которой была выявлена задолженность.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно ст. 196 ГПК РФ, при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Таким образом, обоснованным решение следует признавать тогда, когда в нем отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Решение суда указанным требованиям закона не отвечает.
В соответствии с п. 2.8. договора аренды размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со ст. 73 Лесного кодекса РФ.
В соответствии с положениями ст. 614 Гражданского кодекса РФ. ст. 65 Земельного кодекса РФ законодательно предусмотрен принцип платности использования земли, а за земли, переданные в аренду, должна вноситься арендная плата.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 3 адрес кодекса РФ лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения). Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Порядок расчета арендной платы регламентирован положениями ст. 73 Лесного кодекса РФ.
В силу ст. 73 Лесного Кодекса РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
2. При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
3. При использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка.
4. Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
5. Размер арендной платы по договору аренды лесного участка, заключаемому в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 74 настоящего Кодекса, определяется в соответствии с методикой, установленной Правительством Российской Федерации. (часть 5 введена Федеральным законом от 29.06.2015 N 206-ФЗ; в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 218-ФЗ).
В соответствии со статьями 73 и 76 Лесного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято Постановление от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2018 N1571, вступившего в законную силу 27.12.2018 г, внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 22.05.2007 N 310, а именно, таблица 9 постановления N 310 дополнена примечанием, согласно которому к ставкам в отношении защитных ценных лесов применяется поправочный коэффициент - 4 в отношении лесов, расположенных в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях и горах (подп. "в" пункта 4).
Как следует из материалов дела и не оспаривалось стороной ответчика, спорный земельный участок относится к вышеуказанной категории.
На момент заключения договора аренды и по настоящее время участок отнесен к категории земель лесного фонда, в отношении которого Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 года N 310 установлен порядок расчета арендной платы, то есть арендная плата является законодательно регулируемой.
С учетом правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 29.05.2019 г. N 1355-О, а также положений п. 22 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2019), изменение регулируемого порядка расчета размера арендной платы обязательны для арендатора вне зависимости от дополнительного уведомления об этом со стороны арендодателя, а отсутствие уведомления об изменении регулируемой арендной платы не освобождает арендатора от обязанности внести арендную плату в размере, установленном нормативными правовыми актами.
Поскольку договор аренды земельного участка был заключен сторонами в период действия, как Земельного кодекса РФ, так и Лесного кодекса РФ, предусматривающих регулируемый порядок начисления арендной платы, то размер арендной платы подлежит исчислению и уплате по договору в размере, определяемом действующими нормативными актами, как на момент заключения договора, так и в течение всего его действия.
При заключении договора стороны согласовали, что расчет арендной платы определяется в соответствии с нормативным правовым актом, что не противоречит положениям п. 1 ст. 424 ГК РФ.
Все нормативные правовые акты, в том числе, Постановление Правительства РФ от 22.05.2007 N 310, Постановление Правительства Российской Федерации от 15.12.2018 N1571 официально опубликованы, находятся в открытом доступе.
В частности, Постановление Правительства Российской Федерации от 15.12.2018 N1571 было опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 19.12.2018, а также в "Собрание законодательства РФ", 24.12.2018, N 52, ст. 8296.
С учетом этого, у арендатора существует обязанность внести плату в размере, установленном в соответствии с таким нормативным правовым актом.
Вопреки выводам суда, действия истца по расчету арендной платы в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2018 N1571 не свидетельствуют об одностороннем изменении арендодателем условий договора в части арендной платы и о нарушении прав арендатора, который обязан производить оплату арендной платы в соответствии с нормативными правовыми актами, предусматривающими специфику определения размера арендной платы за пользование земельными участками лесного фонда, находящимися в государственной собственности.
Тем более, что в п. 3.4.16 договора аренды, на арендатора (фиоФ) возлагается обязанность в месячный срок после опубликования сведений об изменении порядка расчета арендной платы в СМИ или получения письменного уведомления Департамента об изменении порядка расчете арендной платы произвести перерасчет размера арендной платы в соответствии с новым порядком расчета с даты вступления в силу правового акта, которым изменен порядок расчет арендной платы.
Само по себе то обстоятельство, что расчет задолженности был направлен арендатору 17.02.2022 г. не влечет невозможности применения такого расчета при определении существующей задолженности, тем более, что в силу п. 2.10 договора аренды арендная плата по новым ставкам исчисляется и уплачивается с даты вступления в силу правового акта, которым изменен размер арендной платы.
Таким образом, с учетом установленной категории земель в отношении земельного участка подлежат применению нормы земельного и лесного законодательства, в том числе, в части исчисления регулируемой арендной платы, в связи с чем суд пришел к ошибочному выводу об отсутствии оснований о начисления арендатору Гавриш С.Ф. арендной платы с 01.01.2019 по 31.03.2022 в размере ином, чем ранее ответчик уплачивал за предыдущие периоды и правомерности доводов ответчика об одностороннем изменении условий договора в части увеличения размера платы и несвоевременном уведомлении об изменении ставки аренды.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда по основаниям п. 1, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, с вынесением нового решения по ст. 328 ГПК РФ об удовлетворении исковых требований Министерства природных ресурсов адрес о взыскании с ответчика задолженности по договору аренды лесного участка 11-01а-029 от 18.03.2011 в сумме сумма, поскольку они нашли свое подтверждение в материалах дела и основаны на действующем законодательстве.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с Гавриш С.Ф. подлежит взысканию в доход местного бюджета адрес государственная пошлина в размере сумма
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 -330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тимирязевского районного суда адрес от 20 сентября 2022 года отменить.
Постановить новое решение.
Взыскать с фио в пользу Министерства природных ресурсов адрес задолженность по договору аренды лесного участка 11-01а-029 от 18.03.2011 в сумме сумма
Взыскать с фио в доход местного бюджета адрес государственную пошлину в размере сумма
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.