Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Лобовой Л.В, судей Рачиной К.А, Заскалько О.В, при ведении протокола помощником судьи Ухаботиной В.А, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Рачиной К.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО
на решение Измайловского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований ФИО отказать,
УСТАНОВИЛА:
ФИО обратился в суд с иском к ответчику УВД по адрес ГУ МВД России по адрес, ссылаясь на то, что Приказом по УВД по адрес ГУ МВД России по адрес N 555 л/с от 24 марта 2021 года он уволен со службы с должности старшего оперуполномоченного по ОВД 7 отделения Отдела уголовного розыска УВД с исчисленным стажем по выслуге лет 22 года 01 месяц 26 дней. Однако, с расчетом стажа истец не согласен, поскольку ранее, при его увольнении в 2013 году со службы из органов наркоконтроля, ему был произведен расчет выслуги лет для назначения пенсии по состоянию на 20 августа 2013 года, которая на тот момент составила 14 лет 04 месяца 02 дня, а также льготная выслуга 03 года 01 месяц 03 дня, а всего сумма лет 05 месяцев 02 дня. После увольнения из ФСКН истец с 25 ноября 2013 года поступил на службу в органы МВД и на момент увольнения из органов МВД стаж службы, дающий право на назначение пенсии, таки образом, доложен был составлять более 26 лет, однако, стаж исчислен в размере 22 года 01 месяц 26 дней, при исчислении стажа ответчик неправомерно не включил в подсчет льготный период прохождения службы в органах ФСКН. Исходя из изложенного, истец просит суд признать расчет стажа, произведенного ответчиком при увольнении из органов внутренних дел на основании приказа N 555 л/с от 24 марта 2021 года необоснованным и не соответствующим требованиям действующего законодательства, признать расчет выслуги лет, дающей право на назначение и выплату пенсии, а также компенсационных расходов за период службы в органах внутренних дел на момент увольнения 31 марта 2021 года равной 26 годам 01 месяцу 11 дням, обязать УВД по адрес ГУ МВД России по адрес произвести перерасчет выслуги лет, а также компенсационных расходов за период службы в органах внутренних дел на момент увольнения 31 марта 2021 года из расчета 26 лет 01 месяц 11 дней.
Истец ФИО и его представитель фио в судебное заседание явились, исковые требования поддержали.
Представитель ответчика по доверенности фио в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения иска.
Судом постановлено указанные решение, которое по доводам апелляционной жалобы просит отменить истец.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений, выслушав объяснения истца, представителя истца, представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 4 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемого судебного постановления не имеется.
Судом установлено и следует из материалов дела, что согласно послужного списка, расчета выслуги лет, кадровых приказов, ФИО проходил службу: в ВС РФ в должности курсанта войсковой части 35600 с 25 июня 1992 года по 02 декабря 1992 года - выслуга лет составляет 05 месяцев 07 дней в календарном исчислении с коэффициентом начисления 1; являлся стажером по должности милиционера роты ППСМ МОБ ОВД адрес УВД по адрес с 24 сентября 1999 года по 01 марта 2000 года - выслуга лет составляет 05 месяцев 07 дней в календарном исчислении с коэффициентом начисления 1; милиционер роты ППСМ МОБ ОВД адрес УВД по адрес с 01 марта 2000 года по 01 июня 2002 года - выслуга лет составляет 02 года 03 месяца в календарном исчислении с коэффициентом начисления 1; оперуполномоченный ОУР КМ ОВД адрес с 01 июня 2002 ода по 08 мая 2004 года - выслуга лет составляет 01 год 11 месяцев 07 дней с коэффициентом начисления 1.
Далее служба проходила в органах ФСКН: младший оперуполномоченный 7 отдела Службы по адрес УФСКН с 09 мая 2004 года по 08 апреля 2005 года - выслуга лет составляет 10 месяцев 29 дней с коэффициентом начисления 1; старший оперуполномоченный 7 отдела Службы по адрес УФСКН с 08 апреля 2005 года по 04 апреля 2008 года - выслуга лет составляет 02 года 11 месяцев 26 дней с коэффициентом начисления 1; старший оперуполномоченный 4 отдела Службы по адрес УФСКН России по адрес с 04 апреля 2008 года по 15 сентября 2009 года - выслуга лет составляет 01 год 05 месяцев 11 дней с коэффициентом начисления 1; старший оперуполномоченный 3 отдела Службы по адрес УФСКН России по адрес с 15 сентября 2009 года по 10 ноября 2010 года - выслуга лет составляет 01 год 01 месяц 25 дней с коэффициентом начисления 1; старший оперуполномоченный по особо важным делам 3 отдела Службы по адрес МКР ОН УФСКН России по адрес с 10 ноября 2010 года по 15 октября 2012 года - выслуга лет составляет 01 год 11 месяцев 05 дней с коэффициентом начисления 1; старший оперуполномоченный по особо важным делам 5 отдела Службы по адрес МКР ОН УФСКН России по адрес с 15 октября 2012 года по 15 марта 2013 года - выслуга лет составляет 05 месяцев с коэффициентом начисления 1; старший оперуполномоченный по особо важным делам 2 отдела Службы по адрес МКР ОН УФСКН России по адрес с 15 марта 2013 года по 20 августа 2013 года - выслуга лет составляет 05 месяцев 05 дней с коэффициентом начисления 1.
ФИО был уволен со службы в органах по контролю за оборотом наркотиков с 20 августа 2013 года Приказом N 758-лс от 13 августа 2013 г. по пп. 1 п. 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 05 июня 2003 г. N 613, по собственному желанию (л.д. 11). При увольнении ему был произведен расчет выслуги лет для назначения пенсии по состоянию на 20 августа 2013 года, которая на составила 14 лет 04 месяца 02 дня, а также учтена льготная выслуга 03 года 01 месяц 03 дня, а всего сумма лет 05 месяцев 02 дня.
С 25 ноября 2013 года истец был вновь принят на службу старшим оперуполномоченным ОУР Отдела МВД России по адрес, данную должность занимал до 10 июня 2014 года - выслуга лет составляет 06 месяцев 15 дней с коэффициентом начисления 1; в последующем участковый уполномоченный ОУУП Отдела МВД России по адрес с 10 июня 2014 года по 01 февраля 2015 года - выслуга лет составляет 07 месяцев 21 день с коэффициентом начисления 1; старший оперуполномоченный ОУР Отдела МВД России по адрес с 01 февраля 2015 года по 28 апреля 2016 года - выслуга лет составляет 01 год 02 месяца 27 дней с коэффициентом начисления 1; старший оперуполномоченный 6 отделения (по противодействию организованным преступным группировкам и преступным сообществам, действующим в сфере незаконного оборота оружия) 6 ОРЧ "О" (по пресечению и раскрытию организованных преступных группировок и преступных сообществ общеуголовной направленности и преступлений, связанных с организацией незаконной миграции) ОУР УВД по адрес ГУ МВД России по адрес с 28 апреля 2016 года по 26 сентября 2017 года - выслуга лет составляет 01 год 04 месяца в 28 дней в календарном исчислении с коэффициентом начисления 1, 33, что в льготном исчислении составляет 1 год 10 месяцев 06 дней; старший оперуполномоченный 5 отделения 1 ОРЧ "Л" ОУР УВД по адрес ГУ МВД России по адрес с 26 сентября 2017 года по 01 июня 2018 года - выслуга лет составляет 08 месяцев 05 дней с коэффициентом начисления 1; старший оперуполномоченный по особо важным делам 1 отделения 1 ОРЧ "Л" ОУР УВД по адрес ГУ МВД России по адрес с 01 июня 2018 года по 19 октября 2019 года - выслуга лет составляет 01 год 04 месяца 18 дней с коэффициентом начисления 1; старший оперуполномоченный 7 отделения ОУР УВД по адрес ГУ МВД России по адрес с 19 октября 2019 года по 31 марта 2021 года - выслуга лет составляет 01 год 05 месяцев 11 дней с коэффициентом начисления 1.
Уволен со службы в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по пункту 4 части 2 статьи 82 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии), выслуга лет определена - 22 года 01 месяц 26 дней.
В соответствии с частью 5 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" порядок исчисления стажа службы (выслуги лет) в органах внутренних дел для назначения пенсии за выслугу лет и ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет), для выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника органов внутренних дел, предоставления иных социальных гарантий и зачета в стаж службы в органах внутренних дел периодов, указанных в данной статье, и иных периодов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации регулируются положениями Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
В соответствии с пунктом "а" статьи 13 указанного Закона право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации 20 лет и более.
В соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 настоящего Закона засчитывается, в том числе, служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в льготном исчислении. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, определяется Правительством Российской Федерации в постановлении от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 1 постановления от 22 сентября 1993 года N 941 в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации засчитываются, в том числе, служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в качестве лиц рядового и начальствующего состава (в том числе в должностях стажеров).
Льготное исчисление выслуги лет сотрудникам органов внутренних дел регламентировано пунктом 3 постановления от 22 сентября 1993 года N 941. Так, в соответствии с подпунктом "д" пункта 3 указанного постановления в выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывается на льготных условиях один месяц службы за один и одну треть месяца: в подразделениях по борьбе с организованной преступностью органов внутренних дел и в качестве следователей этих органов, расследующих дела по организованной преступности и коррупции, - с 15 ноября 1988 года по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации; в подразделениях по борьбе с организованной преступностью органов федеральной службы безопасности (контрразведки) и в качестве следователей этих органов, расследующих дела по организованной преступности и коррупции, - с 01 февраля 1993 года по перечню подразделений, должностей и на условиях, определяемых Директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации; на надводных кораблях (кроме атомных), вспомогательных судах Военно-Морского Флота, находящихся в строю, а также в управлениях соединений этих кораблей на условиях, определяемых Министром обороны Российской Федерации, - с 01 июля 1995 года; в подразделениях органов внутренних дел, непосредственно осуществляющих борьбу с организованной преступностью и коррупцией, противодействие экстремизму, обеспечение безопасности лиц, подлежащих государственной защите, - с 06 сентября 2008 года по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.
Таким образом, действующее законодательство в выслугу лет уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел предусматривает возможность включения периодов службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в качестве лиц рядового и начальствующего состава (в том числе в должностях стажеров) только в календарном исчислении.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, в частности, в Определении от 28 сентября 2021 года N 1987-О, что специальная (более высокая) оценка при формировании выслуги лет тех или иных периодов службы, когда имели место особые обстоятельства, влияющие на условия осуществления профессиональной деятельности, непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает и относится к сфере усмотрения федерального законодателя, который делегирует соответствующие полномочия Правительству Российской Федерации.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет сотрудникам органов наркоконтроля, в том числе на льготных условиях, регулируется пунктами 3 - 7 Правил исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2004 года N 254.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 3 указанных Правил в выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы сотрудникам включаются на следующих льготных условиях один месяц службы за один и одну треть месяца: время службы в подразделениях, выполняющих задачи по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, совершенных организованными преступными группами или преступными сообществами (преступными организациями) в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, в соответствии с перечнем подразделений и должностей, утверждаемым директором Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, и на определяемых им условиях, в том числе срок испытания на этих должностях в качестве стажеров; время службы в следственных подразделениях органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ за периоды участия в предварительном следствии по уголовным делам, отнесенным законодательством Российской Федерации к подследственности этих органов, в соответствии с перечнем должностей, утверждаемым директором указанной Службы, и на определяемых им условиях, в том числе срок испытания на этих должностях в качестве стажеров.
При этом, постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2004 года N 254 "О порядке исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и их семьям" подлежало применению при исчислении выслуги лет сотрудников, увольняющихся из органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
В целях совершенствования государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров Президент Российской Федерации Указом от 05 апреля 2016 года N 156 упразднил Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и передал ее функции и полномочия, а также штатную численность Министерству внутренних дел Российской Федерации, установив, что МВД России является правопреемником упраздняемой службы (пункт 1, подпункты "а", "б" пункта 2, подпункты "а", "б" пункта 6).
Частью 10 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" предписано, что стаж службы (выслуга лет) сотрудников органов наркоконтроля, принятых на службу в органы внутренних дел в порядке перевода, исчисленный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, в указанных органах на момент их увольнения в связи с переводом в другой государственный орган засчитывается в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел и в стаж государственной службы в полном объеме и пересчету не подлежит.
Таким образом, названным выше федеральным законом предусмотрено сохранение стажа службы (выслуги лет) сотрудникам органов наркоконтроля, исчисленного в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, в указанных органах на момент их увольнения, которые поступили в органы внутренних дел в порядке перевода в связи с упразднением органов Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (часть 1 статьи 33).
В отношении иных сотрудников органов наркоконтроля, поступивших на службу в органы внутренних дел (не в порядке перевода на основании указанного выше закона), а в качестве вновь принятых на службу в органы внутренних дел после увольнения из органов наркоконтроля, выслуга лет исчисляется на основании Постановления от 22 сентября 1993 года N 941, то есть в календарном исчислении.
В связи с этим, различие порядка исчисления выслуги лет лицам, проходившим службу в органах наркоконтроля и по различным правовым основаниям прекратившим службу, вопреки доводам истца, не может рассматриваться как нарушение принципа равенства при реализации сотрудниками данных органов их права на пенсионное обеспечение.
Учитывая, что истец, как установлено судом и следует из материалов дела, был уволен из органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по собственному желанию, на службу в органы внутренних дел был принят как вновь поступающий сотрудник (не в порядке перевода), и в последующем увольнялся по выслуге лет как сотрудник органов внутренних дел, суд правильно пришел к выводу о том, что не имеется правовых оснований для возложения на ответчиков обязанности по исчислению выслуги лет истца для назначения пенсии с учетом льготного исчисления периода его службы в ФСКН.
При этом, из представленных в материалы дела документов (послужного списка, расчета выслуги) и, в том числе, кадровых приказов ФСКН в отношении истца, истребованных судебной коллегией, приобщенных к материалам дела в поляке ст. 327.1 ГПК РФ и исследованных, не усматривается, что в период прохождения службы ФИО в органах наркоконтроля, он служил на должностях и в подразделениях, поименованных в Правилах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2004 года N 254, служба в которых дает право на исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях - один месяц службы за один и одну треть месяца (подразделениях, выполняющих задачи по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, совершенных организованными преступными группами или преступными сообществами (преступными организациями); подразделениях органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ за периоды участия в предварительном следствии по уголовным делам).
Разрешая заявленные требования, с учетом установленных по делу обстоятельств, в соответствии с приведенными правовыми нормами, суд обоснованно пришел к выводу о том, что оснований для удовлетворения заявленных требований истца не имелось, с чем судебная коллегия в полной мере соглашается. Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии нарушений закона, которые могут повлечь отмену постановленного решения, направлены на иное толкование закона и переоценку доказательств, которые были исследованы судом по правилам ст. 67 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Измайловского районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.