Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Лобовой Л.В, судей Рачиной К.А, Заскалько О.В, при ведении протокола помощником судьи Макушненко В.С, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Рачиной К.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N по адрес и адрес
на решение Симоновского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
Иск удовлетворить частично.
Признать незаконным решения Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N по адрес и адрес (ИНН) от 04.05.2021 и от 11.11.2021 в части отказа во включении в страховой стаж ФИО (СНИЛС) периодов с 01.09.1978 по 18.06.1983, с 01.01.1991 по 21.01.1991, с 29.07.1991 по 25.09.1995, с 25.10.1995 по 17.02.1997, с 01.04.1997 по 01.01.2000, с 01.05.2000 по 01.01.2001.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N по адрес и адрес включить в страховой стаж ФИО периоды с 01.09.1978 по 18.06.1983, с 01.01.1991 по 21.01.1991, с 29.07.1991 по 25.09.1995, с 25.10.1995 по 17.02.1997, с 01.04.1997 по 01.01.2000, с 01.05.2000 по 01.01.2001.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N по адрес и адрес назначить ФИО страховую пенсию по старости с 01.04.2021.
В остальной части иска отказать,
УСТАНОВИЛА:
ФИО обратилась в суд с иском к ГУ-ГУ ПФР N
по адрес и адрес, мотивируя свои требования тем, что она дважды обращалась к ответчику с заявлениями о назначении страховой пенсии по старости, однако решениями ответчика ей было неправомерно отказано в назначении пенсии из-за отсутствия требуемого страхового стажа и величины пенсионного коэффициента. Истец просила суд признать незаконными решения ГУ-ГУ ПФР N по адрес и адрес от 04.05.2021, от 11.11.2021, обязать ГУ-ГУ ПФР N по адрес и адрес включить в страховой стаж периоды работы и обучения с 15.08.1978 по 31.08.1978, с 01.09.1978 по 18.06.1983, с 01.01.1991 по 21.01.1991, с 29.07.1991 по 25.09.1995, с 25.10.1995 по 17.02.1997, с 01.04.1997 по 01.01.2000, с 01.05.2000 по 01.01.2001 и обязать назначить страховую пенсию по старости с 01.04.2021.
В судебном заседании истец ФИО заявленные исковые требования поддержала.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого просит ответчик ГУ-ГУ ПФР N по адрес и адрес по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца, представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 18.02.2021 ФИО обратилась в ГУ-ГУ ПФР N по адрес и адрес с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением ГУ-ГУ ПФР N по адрес и адрес от 04.05.2021 ФИО в назначении страховой пенсии по старости было отказано в связи с отсутствием требуемого страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента. При этом, страховой стаж истца составил 5 лет 10 месяцев 24 дня, величина индивидуального пенсионного коэффициента 5, 967. В страховой стаж истца не были включены периоды: с 01.09.1978 по 18.06.1983 - учеба в Донецком государственном университете, так как не предусмотрено п. 8 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; периоды работы после 01.01.1991, так как отсутствую сведения об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, что должно быть подтверждено документально.
24.05.2021 ФИО повторно обратилась в ГУ-ГУ ПФР N по адрес и адрес с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением ГУ-ГУ ПФР N по адрес и адрес от 11.11.2021 ФИО в назначении страховой пенсии по старости было отказано в связи с отсутствием требуемого страхового стажа. При этом, страховой стаж истца определен 5 лет 10 месяцев 24 дня, величина индивидуального пенсионного коэффициента 6, 186. В страховой стаж истца не были включены периоды: с 01.09.1978 по 18.06.1983 - учеба в Донецком государственном университете, так как включение учебы не предусмотрено п. 8 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; периоды работы с 01.01.1991 по 21.01.1991, с 29.07.1991 по 25.09.1995, с 25.10.1995 по 17.02.1997, с 01.04.1997 по 01.01.2000, с 01.05.2000 по 01.01.2001 (Украина) - так как отсутствуют доказательства постоянного проживания на адрес, поскольку в представленном истцом паспорте гражданина Российской Федерации отсутствует отметка о регистрации по месту жительства на адрес и представлено свидетельство о регистрации по месту пребывания.
Согласно статье 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных указанным Федеральным законом.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к указанному Федеральному закону).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно Приложению N 6 к Федеральному закону от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при достижении в 2019 году возраста, по достижении которого возникает право на страховую пенсию в соответствии с ч. 1 ст. 8 указанного Федерального закона, страховая пенсия по старости назначается через 12 месяцев после достижения указанного возраста, в 2020 году - через 24 месяца, в 2021 году - через 36 месяцев.
Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ за гражданами, достигшими до 1 января 2019 года возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию, и (или) имевшими право на получение пенсии, но не обратившимися за ее назначением либо не реализовавшими право на назначение пенсии в связи с несоблюдением условий назначения страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", сохраняется право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию без учета изменений, внесенных названным федеральным законом.
В силу части 1, 2, 3 статьи 35 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет. Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона. С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6, 6 с последующим ежегодным увеличением на 2, 4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
Согласно ст.66 ТК РФ, а также пункту 1.1. Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в адрес от 4 октября 1991 г. N 190, пункту 6 раздела II Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 г. N 555, пункту 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015, документом, подтверждающим работу по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 11 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", если одним из условий установления страховой пенсии, выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии является достижение определенного возраста, такое условие считается выполненным в день, соответствующий дате рождения.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников СНГ урегулированы Соглашением от 13.03.1992 о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (соглашение подписано адрес, Российской Федерацией, адрес, адрес), положения которого предусматривают, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают (ст. 1), для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения (ст. 6), а необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации (ст. 11).
Трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992 г, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от 29.01.2003 г. N 203-16).
При этом периоды работы по найму после 01.01.2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 9 апреля 2008 г. N ЛЧ-25-25/3283, в Украине органом, в компетенцию которого входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование), является Пенсионный фонд Украины.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчёта размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учётом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчёта их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на адрес, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч. 6 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определённый Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (ч. 7 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (ч. 8 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н (действовал до 01.01.2022 г.) утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчёта и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).
Пунктом 2 Перечня определено, что для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные настоящим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". При отсутствии места жительства на адрес необходим документ, подтверждающий место пребывания на адрес, а при отсутствии места жительства и места пребывания на адрес - документ, подтверждающий место фактического проживания на адрес. В случае, когда место фактического проживания не совпадает с местом жительства, местом пребывания на адрес, необходим документ, подтверждающий место фактического проживания гражданина на адрес. При постоянном проживании гражданина Российской Федерации, которому устанавливается пенсия, за пределами адрес необходим документ, подтверждающий место постоянного жительства за пределами адрес. Для установления пенсии иностранному гражданину, лицу без гражданства необходим документ, подтверждающий постоянное проживание в Российской Федерации.
Аналогичные требования установлены и в Перечне документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденном Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.08.2021 N 538н.
Как установилсуд и следует из материалов дела, ФИО, паспортные данные, было выдано свидетельство о регистрации по месту пребывания от 15.11.2021 N 344 по адресу: адрес на срок с 15.11.2021 по 13.05.2022. Также ФИО является гражданином Российской Федерации, 29.09.2020 ГУ МВД России по адрес ей выдан паспорт гражданина Российской Федерации.
В период с 1978 г. по 1983 г. ФИО обучалась в Донецком государственном университете, что подтверждается дипломом КВ N 766724, дата выдачи 30.06.1983.
Из трудовой книжки усматривается, что истец 12.06.1990 принята в Фирменный торговый комплекс " наименование " агентом по снабжению, 21.01.1991 уволена по собственному желанию, 29.07.1991 принята в Донецкое областное оптово-розничное объединение фирма " наименование " на должность экономиста, в связи с реорганизацией переведена на должность экономиста в Донецкое областное арендное предприятие " наименование ", 01.03.1994 переведена на должность зав. секцией магазина, 25.09.1995 уволена в связи с уменьшением объема работ и штатной численности, 25.10.1995 принята в ООО " наименование " специалистом в коммерческий отдел, 17.02.1997 уволена по собственному желанию, 01.04.1997 принята в ООО " наименование " на должность заведующей магазином, 01.01.2000 уволена по собственному желанию, 01.05.2000 принята в ЧП фио на работу гл. бухгалтером маг. " наименование ", 01.01.2001 уволена по собственному желанию.
Указанные периоды работы истца подтверждаются и иными доказательствами, представленными в материалы дела: ответами Пенсионного фонда Донецкой адрес от 25.11.2021 г, от 09.12.2021 г. (л.д. 47-51, 94 т. 1), материалами пенсионного дела истца поступившего из Пенсионного фонда ДНР, где истцу была назначена и выплачивалась пенсия по старости по 31.03.2021 г. (л.д. 163-170, т. 1, л.д. 1-57, т. 2).
Таким образом, как верно указал суд, материалами дела, а именно трудовой книжкой истца, справками, дипломом и иными документами подтвержден как факт учебы истца в ВУЗе, так и спорные периоды работы. Также суд верно указал, что из смысла приведенных положений Приказа Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н и Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.08.2021 N 538н следует, что гражданам Российской Федерации для назначения страховой пенсии по старости документ, подтверждающий постоянное проживание на адрес не требуется.
С данными выводами судебная коллегия соглашается, при этом учитывает и то, получить какие-либо дополнительные данные из пенсионного органа Украины истец, как и сам ответчик, не может в силу объективных причин; а отсутствие данных о перечислении страховых взносов само по себе не может служить основанием для отказа в назначении истцу пенсии, поскольку в силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации N 9-П от 10.08.2020, неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него лиц по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию. При этом, уплата страховых взносов, является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношений по обязательному социальному страхованию и неисполнение этой обязанности не может негативно сказаться на пенсионных правах истца. Кроме того, уплата страховых взносов на адрес в силу приведенных правовых норм имеет значение после 01.01.2002 года, соответственно, при установленных обстоятельствах суд правильно пришел к выводу о включении в подсчет страхового стажа истца спорных периодов, включая и период обучения, который подлежит учету при оценке пенсионных прав пенсионера.
Суд не нашел оснований для обязания ответчика включить в страховой стаж истца период с 15.08.1978 по 31.08.1978, в данной части решение не оспаривается и проверке, в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, не подлежит.
По состоянию на 01.04.2021 ФИО паспортные данные достигла возраста 59 лет (возраста 55 лет истец достигла в 2016 году, до изменений в пенсионном законодательстве); страховой стаж истца с учетом спорных периодов составил 19 лет 7 месяцев 29 дней (5 лет 10 месяцев 24 дня + 13 лет 9 месяцев 3 дня), что более требуемых 8 лет; согласно расчету индивидуального пенсионного коэффициента, представленному ответчиком, при включении указанных выше периодов в страховой стаж истца величина индивидуального пенсионного коэффициента составит 21, 878, что больше требуемой величины 9, 0; пенсия по возрасту истцу на адрес выплачивалась по 31.03.2021, в связи с чем суд правильно пришел к выводу о том, что по состоянию на 01.04.2021 у истца возникло право на назначение страховой пенсии по старости, обязав ответчика назначить Деревянкиной Е.Л. страховую пенсию по старости с этой даты.
Судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства, доводам сторон и представленным доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе ГУ-ГУ ПФР N по адрес и адрес в полном объеме исследованы судом первой инстанции, выводы по этим доводам мотивированы в решении суда, которые судебная коллегия находит правильными, соответствующими как собранным по делу доказательствам, так и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Симоновского районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N по адрес и адрес - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.