Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Ставича В.В., судей фио, фио, при секретаре Дорониной К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе административного истца Ермаковой Веры Вячеславовны на решение Мещанского районного суда адрес от 11 мая 2022 года, которым постановлено:
"Административный иск Ермаковой Веры Вячеславовны в интересах несовершеннолетнего фио, паспортные данные к Департаменту образования и науки адрес о признании незаконными действия (бездействия), обязании поставить на учет для получения места в ГБОУ Школа N 2006, обязании реализовать право на бесплатное дошкольное образование путем создания и предоставления в течение одного месяца со дня вступления в силу решения суда места в группе полного дня в ГБОУ Школа адрес N2006 оставить без удовлетворения",
УСТАНОВИЛА:
Ермакова В.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту образования и науки адрес о признании незаконными действий по отказу в постановке на учет ее ребенка фио для получения места в дошкольном учреждении, возложении обязанности поставить фио на учет, признать незаконным бездействие при решении вопроса об устройстве фио в дошкольное учреждение, возложении обязанности реализовать право фио на бесплатное дошкольное образование путем создания и предоставления в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу места в группе полного дня в ГБОУ школы N2006, мотивируя свои требования тем, что 03 февраля 2022 года она обратилась в Департамент образования и науки адрес с заявлением о постановке ее ребенка на учет для получения места в дошкольном учреждении, однако 14 февраля 2022 года административный ответчик отказал в постановке на учет ребенка административного истца в связи с неподтверждением данных, указанных в заявлении в ходе межведомственной проверки, и необходимостью подтверждения регистрации ребенка по месту жительства, с чем административный истец не согласен, поскольку действующее законодательства Российской Федерации не предусматривает подобное основание для отказа в постановке ребенка на учет и предоставления места в дошкольном образовательном учреждении.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого, как незаконного и необоснованного, по доводам апелляционной жалобы просит административный истец.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав представителя Департамента образования и науки адрес - фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами и требованиями действующего законодательства, не имеется.
Так, в соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Конституции Российской Федерации устанавливает право каждого на образование и гарантируют общедоступность и бесплатность, в том числе, дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях (статья 43).
В силу пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года "Об образовании в Российской Федерации" государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основывается на соблюдении принципа обеспечения права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования.
Как установлено судом первой инстанции, административный истец является матерью несовершеннолетнего фио, паспортные данные
08 сентября 2021 года административным истцом подано электронное заявление на поступление ребенка в дошкольную образовательную организацию. Заявлению присвоен N 4510 0032 8208 7504.
Согласно данным Системы заявление на представление места в дошкольной группе образовательной организации малолетнему фио, направленное 08 сентября 2021 года, аннулировано, поскольку сведения, указанные в заявлении, не прошли проверку в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
Указанная информация направлена в "личный кабинет" административного истца в Портале государственных и муниципальных услуг (функций) адрес.
03 февраля 2022 года Ермакова В.В. обратилась с письменным заявлением в Департамент образования и науки адрес с целью постановки ребенка на учет для получения места в ГБОУ Школа N 2006 (дошкольный корпус "Семицветик").
При постановке в электронную очередь нуждающихся в предоставлении ребенку места в дошкольном образовательном учреждении, Ермакова В.В. указала, что фио имеет регистрацию по месту пребывания по адресу: адрес, при этом, документы, подтверждающие регистрацию по данному адресу, не представила.
Письмом от 14 февраля 2022 года N 01-56/ОП/03-315/22 ГБУ адрес "Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки адрес" по поручению Департамента заявителю дан ответ о том, что в комплексной информационной системе "Государственные услуги в сфере образования в электронном виде" электронное заявление N 4510 0032 8208 7504 от 08 сентября 2021 года аннулировано, т.к. указанные в заявлении сведения не были подтверждены заявителем в установленный срок. Ермаковой В.В. разъяснено право на обращение с новым заявлением через сайт mos.ru. Административный истец также проинформирован о том, что адрес регистрации ребенка по месту жительства (пребывания) в адрес можно подтвердить свидетельством о регистрации по месту жительства (пребывания) в адрес (форма N 8 / N 3) или справкой из МФЦ, выданной в текущем месяце.
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив собранные по делу доказательства, отказал в удовлетворении заявленных требований, исходя при этом из того, что административный истец не подтвердил сведения, указанные им в заявлении, при этом, административным ответчиком доказано, что обжалуемое решение принято в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения соблюден, основания для его принятия имелись, в связи с чем, пришел к выводу о том, что права административного истца не нарушены.
Выводы суда судебная коллегия находит обоснованными и состоятельными, основанными на правильном толковании норм материального права, которые подтверждаются всей совокупностью собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права.
Организация предоставления дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального, высшего образования, дополнительного образования детей и дополнительного профессионального образования в образовательных организациях адрес согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Закона адрес от 20 июня 2001 года N 25 "О развитии образования в адрес" относится к полномочиям органов исполнительной власти адрес в области образования.
В силу пунктов 2, 3 статьи 14 Закона адрес от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы в пределах своих полномочий осуществляет развитие сети организаций социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры; обеспечивает развитие дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования в адрес, принимает меры по совершенствованию городской государственной системы бесплатного образования, сохранению гарантированного уровня доступности образовательных услуг. Правительство Москвы осуществляет свои полномочия в том числе, через подведомственные ему органы исполнительной власти адрес.
Департамент образования и науки адрес является отраслевым органом исполнительной власти адрес, осуществляющим государственное управление и проводящим государственную политику в сфере образования с учетом региональных социально-экономических особенностей адрес, обеспечивающим функционирование в интересах жителей адрес системы образования и реализацию конституционного права на образование, а также организацию и предоставление государственных услуг в области дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного, среднего профессионального, высшего образования (пункт 1 Положения о Департаменте образования, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 27 сентября 2011 года N 447-ПП).
Согласно статье 5 Федерального закона N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года "Об образовании в Российской Федерации" право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.
В силу статьи 67 того же Федерального закона получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев (часть 1).
Правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом (часть 2).
Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (часть 3).
Согласно пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с этим Департаментом образования адрес были утверждены Временные правила регистрации заявлений о постановке детей на учет, внесения изменений в имеющиеся заявления и направления детей на зачисление в государственные образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, подведомственные Департаменту образования адрес.
Данными Правилами с 07 ноября 2013 года был определен порядок регистрации заявлений о постановке детей на учет, внесения изменений в имеющиеся заявления и направления детей на зачисление в государственные образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, подведомственные Департаменту образования адрес.
Пунктом 4 Правил установлено, что сотрудники ОСИП, ответственные за ведение электронного реестра заявлений, в течение 5 дней с помощью межведомственного электронного взаимодействия осуществляют проверку сведений, указанных в электронном заявлении, в частности, адреса регистрации ребенка по месту жительства (места пребывания) на территории адрес по базе данных ГКУ ИС. Заявление отклоняется или не регистрируется в едином электронном реестре заявлений при указании недостоверных (неподтвержденных) сведений в заявлении.
В соответствии с Порядком приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденному приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 15 мая 2020 года N 236, для направления и/или приема в образовательную организацию родители (законные представители) ребенка предъявляют, в том числе, свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту его пребывания на закрепленной территории или документ, содержащий сведения о месте пребывания, месте фактического проживания ребенка.
В комплексной информационной системе регистрируются электронные заявления на детей, зарегистрированных органами регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания на территории адрес.
При подаче заявителем электронного заявления на сайте mos.ru в автоматическом режиме с помощью межведомственного электронного взаимодействия осуществляется проверка сведений, указанных в электронном заявлении. Если данные, указанные в заявлении, не подтверждены в ходе межведомственной проверки, заявитель информируется о необходимости подтвердить сведения в течение 20 календарных дней. Заявление регистрируется в электронном реестре после подтверждения указанных в нем сведений.
Учитывая, что административный истец не подтвердил сведения, указанные им в заявлении, предоставив в адрес Департамента образования и науки адрес информацию, которая не соответствуют приложенным им документам, у административного ответчика имелись основания для аннулирования заявления административного истца, в связи с чем, факт нарушения прав Ермаковой В.В. и ее ребенка фио отсутствует, оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований не имеется.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определилхарактер правоотношений, лиц, участвующих в деле, и нормы закона, которые их регулируют, определилобстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, постановилрешение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводами суда первой инстанции по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судом норм материального права, не могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта, так как не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, либо опровергали бы выводы, изложенные судом первой инстанции.
С учетом указанных обстоятельств, принятое судом первой инстанции при разрешении настоящего административного спора решение является верным, основано на правильном применении вышеприведенных норм материального права и в полной мере соответствует обстоятельствам, установленным по делу.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствие с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мещанского районного суда адрес от 11 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Текст мотивированного апелляционного определения изготовлен 23 января 2023 года.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.