Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
в составе председательствующего судьи Ставича В.В, судей Михайловой Р.Б, Тиханской А.В, при секретаре Мироновой Ю.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по г. Москве к... у... о взыскании обязательных платежей (номер дела, присвоенный судом первой инстанции, N 2а-170/2021)
по апелляционной жалобе административного ответчика... фио на решение Головинского районного суда г. Москвы от 20 декабря 2021 года об удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи Михайловой Р.Б, объяснения административного ответчика... фио и его представителя по доверенности фио, возражения представителей административного истца и ИФНС России N 43 по г. Москве по доверенностям фио, фио, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Инспекция Федеральной налоговой службы N 14 по г. Москве (далее по тексту - Инспекция, налоговый орган) обратилась в суд с административным исковым заявлением к... у И.А. о взыскании обязательных платежей, в котором просила взыскать с административного ответчика недоимку по налогу на имущество физических лиц за отчетный 2017 год в сумме сумма, за отчетный 2018 год в сумме сумма, пени по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере сумма, пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере сумма
В обоснование заявленных требований Инспекция указывала на то, что... ым И.А. добровольно в бюджет обязательные платежи по налоговым уведомлениям N 88766156 от 27 сентября 2019 года, N 82904545 от 26 сентября 2019 года и требованиям NN 152179, 49252 не уплачены.
В ходе рассмотрения административного дела Инспекция уточнила в порядке части 1 статьи 46 КАС РФ заявленные требования и просила взыскать с... фио недоимку по налогу на имущество физических лиц за отчетный 2017 год в сумме сумма, за отчетный 2018 год в сумме сумма, а также пени по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере сумма, пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере сумма
В обоснование таких требований Инспекция указывала на то, что... у И.А. произведен расчет и перерасчет налога на имущество физических лиц за 2017-2018 годы, направлены налоговые уведомления N 73993913 от 19 августа 2018 года, N 88766156 от 27 сентября 2019 года, N 82904545 от 26 сентября 2019 года, N 31963 от 13 мая 2020 года, а также требования NN 152179, 49252; оплата по этим налоговым документам не произведена.
Решением Головинского районного суда г. Москвы от 20 декабря 2021 года административные исковые требования налогового органа удовлетворены; с... фио взыскана задолженность по обязательным платежам в общей сумме сумма, а также в бюджет г. Москвы государственная пошлина за рассмотрение дела в суде сумма
В апелляционной жалобе... И.А. просит изменить указанный судебный акт, полагая, что судом не учтены должным образом фактические обстоятельства дела и нормы права; налоговая задолженность взыскана в неверном размере; Инспекцией не соблюден порядок взыскания обязательных платежей.
На апелляционную жалобу административным истцом, а также заинтересованным лицом ИФНС N 43 по г. Москве представлены возражения и отзыв.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения административного ответчика... фио и его представителя фио, поддержавших доводы апелляционной жалобы и дополнений, возражения представителей налоговых органов по доверенностям фио, фио, полагавших решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения, проверив решение, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
При рассмотрении административного дела установлено, что... И.А. состоит на налоговом учете в ИФНС России N 14 по г. Москве.
Согласно налоговому уведомлению N 88766156 от 27 сентября 2019 года... у И.А. произведен перерасчет налога на имущество физических лиц за 2017 год в отношении помещения по адресу: адрес, 1 (кадастровый номер...), указано о его уплате к 02 декабря 2019 года в сумме сумма (с учетом налоговой ставки 0, 5%).
Согласно налоговому уведомлению N 82904545 от 26 сентября 2019 года... у И.А. произведен расчет налога на имущество физических лиц за 2018 год в отношении помещений по адресам: адрес, 1; 20, 1 (кадастровые номера.., 77:09:0004014:6550,..,..,...) указано о его уплате к 02 декабря 2019 года в сумме сумма (соответственно по каждому из этих объектов сумма+ сумма+ сумма+ сумма+ сумма = сумма); как следует из налогового уведомления к помещению с кадастровым номером... руб. применена налоговая ставка 0, 5%; в отношении остальных объектов - 1, 5%.
Далее из представленных в материалы дела документов следует, что на основании ст. 69 НК РФ административному ответчику было выставлено требование N 152179 об уплате в срок до 24 января 2020 года задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2017-2018 годы по этим налоговым уведомлениям в сумме сумма (сумма+ сумма), а также пени, начисленных за период с 03 по 22 декабря 2019 года.
На основании ст. 69 НК РФ административному ответчику было выставлено требование N 49252 об уплате в срок до 28 апреля 2020 года пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год, начисленных за период с 24 декабря 2019 года по 11 марта 2020 года в размере сумма
Получение указанных налоговых документов административный ответчик не отрицал.
27 августа 2020 года мировым судьей отменен судебный приказ N 2а-49/2020 от 21 мая 2020 года о взыскании с... фио налога на имущества физических лиц за 2017-2018 годы в сумме сумма и пени.
11 февраля 2021 года подан настоящий административный иск.
Также установлено, что помещение по адресу: адрес, 1; 20, 1 (кадастровый номер 77:09:0004014:6550)... у И.А. не принадлежит, в связи с чем начисления в отношении этого объекта налога на имущество физических лиц административному ответчику за 2015-2019 годы сторнированы, в том числе налог за 2018 год согласно налоговому уведомлению N 82904545 от 26 сентября 2019 года в сумме сумма
Кроме того, из представленных материалов установлено, что в отношении помещения с кадастровым номером 77:0004014:6600 Инспекцией расчет налога производился по ставке 0, 5%, в то время как объект расположен в здании, включенном в Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденный Постановлением Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП с последующими изменениями для отчетных периодов 2017-2018 годов, в связи с чем в соответствии с п. 4 ст. 1 Закона г.Москвы N 51 от 19.11.2014 года "О налоге на имущество физических лиц" ставка налога для таких объектов составляла в 2017 году 1, 4% кадастровой стоимости объекта налогообложения и 1, 5 % - для 2018 года.
Инспекцией направлено... у И.А. налоговое уведомление N 31963 от 13 мая 2020 года о перерасчете налога на имущество физических лиц за помещение с кадастровым номером... за 2018 год и его уплате в сумме сумма (по ставке 1, 5%).
Также из представленных материалов следует, что... у И.А. ранее направлялось налоговое уведомление N 73993913 от 19 августа 2018 года об уплате налога на имущество физических лиц за 2017 год (том 2 л.д. 70), в частности, за:
помещение с кадастровым номером... - сумма (с учетом налоговой ставки 1, 4%).
помещение с кадастровым номером... - сумма (с учетом налоговой ставки 1, 4%).
помещение с кадастровым номером... - сумма (с учетом налоговой ставки 1, 4%).
Данное налоговое уведомление направлялось... у И.А. по почте 12 сентября 2018 года (том 2 л.д. 72).
Кроме того, при рассмотрении административного дела установлено, что по судебному приказу N 2а-49/2020 от 21 мая 2020 года с... фио в принудительном порядке были удержаны сумма
Определением мирового судьи судебного участка N 68 адрес от 03 августа 2021 года произведен поворот исполнения данного судебного приказа; в пользу... фио взысканы ранее удержанные у него по судебному приказу денежные средства.
Разрешая спор, суд пришел к выводу об удовлетворении своевременно заявленных Инспекцией в связи с отменой 27 августа 2020 года судебного приказа требований, исходил при этом из того, что налоги и пени начислены налогоплательщику правомерно как собственнику нежилых помещений;... И.А. задолженность и ее размер не опроверг; в отношении вышеуказанных 4 объектов недвижимости, зарегистрированных на административного ответчика, по сведениям КРСБ за... ым И.А. числится задолженность по налогу на имущество физических лиц за отчетный 2017 год в сумме сумма (сумма (по налоговому уведомлению N 88766156 от 27 сентября 2019 года) + сумма + сумма + сумма (по налоговому уведомлению N73993913 от 19 августа 2018 года)), за отчетный 2018 год в сумме сумма (сумма (по налоговому уведомлению N 31963 от 13 мая 2020 года) + сумма + сумма + сумма (по налоговому уведомлению N 82904545 от 26 сентября 2019 года)), а также задолженность по пени (по налогу за 2017 год сумма, по налогу за 2018 год - сумма).
При этом, суд отклонил возражения... фио о несогласии с кадастровой стоимостью принадлежащих ему объектов недвижимости; признал правильным применение в расчетах налоговых ставок.
Удовлетворяя требования Инспекции, суд также указал на то, что налоговым органом соблюдены порядок уведомления налогоплательщика об уплате налога и взыскания обязательных платежей.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что разрешая спор, суд не учел должным образом фактические обстоятельства дела и нормы права, подлежащие применению в рассматриваемом деле.
Так, по общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 НК РФ) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Однако в ряде случаев обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, в том числе налога на имущество физических лиц.
В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52 НК РФ).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (статья 69 НК РФ).
В силу статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением об их взыскании в пределах сумм, указанных в требовании; рассмотрение дел о взыскании пеней производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве путем подачи мировому судье заявления о вынесении судебного приказа; требование о взыскании может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (часть 6 статьи 289 КАС РФ).
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца, что закреплено законодателем в части 4 статьи 289 КАС РФ.
В соответствии с пунктом 6 части 1, частью 2 статьи 287 КАС РФ в административном исковом заявлении налогового органа указываются сведения об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций, вынесенного в порядке, установленном главой 11.1 КАС РФ; к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагаются документы, подтверждающие указанные в административном исковом заявлении обстоятельства, включая копию направленного административным истцом требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке; копия определения судьи об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций; доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание административного искового заявления; документы, указанные в пункте 1 части 1 статьи 126 настоящего Кодекса.
Из анализа приведенных норм в их взаимосвязи с учетом правовой позиции, изложенной в пункте 48 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", следует, что налоговым органом должны последовательно приниматься меры по уведомлению налогоплательщика об обязанности уплатить налог, погасить задолженность, а само взыскание обязательных платежей также производится по определенной процедуре, в основе которой лежат требования об уплате налога, пеней, а непосредственному обращению в суд с административным исковым заявлением предшествует обращение налогового органа за их взысканием к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа по такому требованию; только при отмене судебного приказа либо отказе в принятии заявления о его вынесении предъявляется административный иск.
Предоставление таких сведений суду является обязательным условием для обращения в суд ("Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016).
Вместе с тем, из представленных материалов административного дела и объяснений представителей сторон не установлено, что в связи с налоговыми уведомлениями N 31963 от 13 мая 2020 года и N 73993913 от 19 августа 2018 года об уплате... ым И.А. налога на имущество физических лиц за 2017 год налогоплательщику выставлялись на основании статьи 69 НК РФ требования, а равно Инспекция обращалась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа по этим обязательным платежам.
Административный истец указания судебной коллегии не выполнил и не устранил эти нарушения (не представил требования и не отрицал, что к мировому судье налоговый орган по вопросу взыскания спорных обязательных платежей по налоговым уведомлениям N 31963 от 13 мая 2020 года и N 73993913 от 19 августа 2018 года не обращался).
При этом, от обязанности доказывания данных обстоятельств административный истец не освобожден (часть 4 статьи 289 КАС РФ).
Пунктом 5 части 1 статьи 196 КАС РФ предусмотрено, что суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения также в случае, если производство по данному административному делу возбуждено по административному исковому заявлению с нарушением требований о его форме и содержании приложенных к нему документов), и эти нарушения не устранены.
При таких данных, представляется, что у суда не имелось оснований для разрешения по существу требований Инспекции о взыскании с... фио обязательных платежей, об уплате которых налогоплательщику направлялись налоговые уведомления N 31963 от 13 мая 2020 года и N 73993913 от 19 августа 2018 года.
Исходя из изложенного, решение суда не может быть признано законным и обоснованным; на основании пунктов 3 и 4 части 2 статьи 310 КАС РФ подлежит отмене с оставлением административного искового заявления налогового органа в данной части без рассмотрения.
Разрешая требования Инспекции в остальной части, судебная коллегия находит, что с... фио надлежит взыскать недоимку по налогу на имущество физических лиц за отчетный 2017 год в сумме сумма, за отчетный 2018 год в сумме сумма, а также задолженность по пеням по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере сумма, пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере сумма с учетом следующего.
Как подтверждается материалами дела и... ым И.А. не оспаривается, в 2017-2018 годах он являлся собственником 4 нежилых помещений в городе Москве по вышеуказанному адресу; получал налоговые уведомления N 88766156 от 27 сентября 2019 года и N 82904545 от 26 сентября 2019 года и требования N 152179, N 49252 об уплате по ним налога на имущество физических лиц за 2017-2018 годы, погашении задолженности по обязательным платежам; мировым судьей отменен судебный приказ о взыскании с... фио поименованных в данных налоговых документах обязательных платежей, а также произведен поворот его исполнения.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый должен платить законно установленные налоги и сборы, в частности, налог на имущество физических лиц и пени случае, уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние сроки по сравнению с указанными законодательством о налогах и сборах (ст.ст. 75, 399-409 НК РФ).
Как справедливо отмечено Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства; неуплата налога в срок компенсируется погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога; поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) добавлен дополнительный платеж - пеня как компенсация потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок. Начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.
В соответствии со статьями 400, 401 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются, в частности, физические лица, обладающие на праве собственности нежилыми помещениями.
Здание, в котором расположены принадлежащие административному истцу помещения, включено в Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденный Постановлением Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП с последующими изменениями для отчетных периодов 2017-2018 годов, что учитывалось при применении ставки налога в соответствии с п. 4 ст. 1 Закона г. Москвы N 51 от 19.11.2014 года "О налоге на имущество физических лиц"; включение здания в Перечень в установленном порядке не оспорено, что подтверждается представленными в административное дело судебными актами.
По сведениям КРСБ за административным ответчиком числится по указанным налоговым документам следующая задолженность по налогу на имущество физических лиц, о взыскании которой просит Инспекция по настоящему административному делу (с учетом того, что часть требований налогового органа подлежит оставлению без рассмотрения):
- за отчетный 2017 год - сумма, - за отчетный 2018 год - сумма (сумма + сумма + сумма).
Объективных доказательств уплаты этих обязательных платежей с учетом определения о повороте исполнения судебного приказа административным ответчиком не представлено.
Из доводов уточненного административного иска следует, что о взыскании с... фио по налоговому уведомлению N 82904545 от 26 сентября 2019 года налогов за помещения с кадастровыми номерами 77:09:0004014:6550 и... Инспекция не просит. Суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям (часть 1 статьи 178 КАС РФ).
Таким образом, судебная коллегия, оценивая собранные по административному делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, находит, что в пределах требований NN 152179, 49252 имеются основания для взыскания с административного ответчика задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2017 год - сумма, за 2018 год - сумма, а также пени в размере сумма; порядок и сроки взыскания этих обязательных платежей административным истцом соблюдены.
Вопреки аргументам... фио, в основу расчета налога за 2018 год по налоговому уведомлению N 82904545 от 26 сентября 2019 года правомерно положены результаты кадастровой оценки помещений, утвержденные постановлением Правительства Москвы N 790-ПП от 29.11.2016 года; именно они подлежат применению в налоговом периоде 2018 года и в установленном порядке... ым И.А. не оспорены.
Кадастровая стоимость помещений, утвержденная Распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 29 ноября 2018 года N 40557, определенная по состоянию на 01 января 2018 года, действует с 01 января 2019 года; то, что величина кадастровой стоимости помещений по этому акту улучшает положение налогоплательщика, правового значения не имеет, обратную силу Распоряжению, в котором прямо установлен порядок его действия во времени, не придает; ссылки... фио на ст.ст. 3 и 5 НК РФ судебная коллегия признает несостоятельными, заявитель неправильно понимает эти нормы закона и ошибочно распространяет их положения на правоотношения по кадастровой оценке недвижимого имущества.
На основании ст.ст. 333.19 НК РФ, части 1 статьи 114 КАС РФ с... фио также надлежит взыскать госпошлину за рассмотрение административного дела в суде, пропорционально удовлетворенным требованиям (сумма).
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Головинского районного суда г. Москвы от 20 декабря 2021 года отменить; административное исковое заявление ИФНС N14 по г. Москве в части требований о взыскании с... а... налога на имущество физических лиц за 2017 год (по налоговым уведомлениям N 31963 от 13 мая 2020 года и N 73993913 от 19 августа 2018 года) оставить без рассмотрения.
В остальной части по административному иску ИФНС N14 по г.Москве принять новое решение о частичном удовлетворении требований; взыскать с... а... в пользу бюджета города Москвы в лице ИФНС N14 по г. Москве недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2017 год - сумма, за 2018 год - сумма, а также пени по налогу на имущество физических лиц за 2017-2018 годы в размере сумма
Взыскать с... а... в доход бюджета города Москвы государственную пошлину за рассмотрение дела в суде, пропорционально удовлетворенным требованиям, в размере сумма
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.