Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей фио, фио, при секретаре Сергеевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N2а-196/2022
по административному исковому заявлению Симоняна Хорена Артавазовича к Военному комиссариату по адрес Очаково-Матвеевское о признании решения незаконным, обязании выдать военный билет
по апелляционной жалобе административного истца Симоняна Хорена Артавазовича на решение Никулинского районного суда адрес от 21 марта 2022 года об отказе в удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи фио, объяснения представителя административного истца Симоняна Х.А. адвоката фио, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Симонян Х.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение о признании его гражданином, не прошедшим военную службу по призыву не имея на то законных оснований; обязать выдать военный билет.
В обоснование требований административный истец указал, что он состоит на учете в военном комиссариате по адрес, 14 ноября 2021 года в отношении него принято решение о зачислении его в запас как гражданина, не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Вместе с тем, в отношении истца никакие призывные мероприятия не предпринимались, повестки для явки ему не вручались, при этом истец в период с 2013 года по 2018 год обучался по очной форме обучения в МПГУ им.Ленина, имел отсрочку от призыва.
Решением Никулинского районного суда адрес от 21 марта 2022 года в удовлетворении административного иска Симоняна Х.А. было отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит об отмене решения суда, утверждая о нарушении судом норм материального права, несоответствии выводов суда обстоятельствам дела.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного истца, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в дела, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции и не сообщивших об уважительных причинах своей неявки, проверив решение, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке имеются.
Так, согласно Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (статья 59, части 1 и 2).
Таким федеральным законом в настоящее время является Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации.
Пунктом 34 названного Положения предусмотрено, что при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Пунктом 17 этого же Положения установлено, что при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу.
Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на начальника отдела (муниципального), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на отдел (муниципальный) и соответствующие медицинские организации (пункт 18 названного выше Положения).
Призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях (пункт 19).
Организация призыва граждан на военную службу регламентирована положениями статьи 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", согласно пункту 1 которой призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.
Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 указанной статьи).
Согласно положений статьи 31 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование и профессиональный психологический отбор, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований (пункт 2).
В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 указанной статьи).
Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 г. N 400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу. При этом в первую очередь на комиссию вызываются граждане старших возрастов, пользовавшиеся ранее отсрочкой от призыва на военную службу и потерявшие это право, а также по различным основаниям ранее не призванные на военную службу или не отправленные к месту ее прохождения. Оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками согласно приложению N 30 к настоящей инструкции в соответствии с именными списками и на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу.
Вручение призывникам повесток производится работниками военного комиссариата или личным составом участков и штабов оповещения, развернутых в учебных целях, должностными лицами органов местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учета, или по месту работы (учебы) руководителями и должностными лицами организаций, ответственными за военно-учетную работу, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.
Таким образом, именно на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных положений законодательства возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.
Материалами дела подтверждается, что Симонян Х.А,... паспортные данные, состоял на воинском учете в военном комиссариате адрес.
Решением Призывной комиссии Симоняну Х.А. представлена отсрочка от призыва на военную службу до 30 июня 2018 года, как обучающемуся в ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет".
27 лет административному истцу исполнилось 23.05.2021 года.
Решением призывной комиссии адрес от 14 ноября 2021 года, Симонян Х.А. зачислен в запас, как не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, по достижению им возраста 27 лет.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд пришел к выводу, что решение призывной комиссии о признании Симоняна Х.А. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, соответствует требованиям закона, при этом исходил из того, что с даты окончания отсрочки до достижения истцом 27-летнего возраста последний не исполнил обязанность, предусмотренную ст. 59 Конституции Российской Федерации, ст. 36 Федерального закона от 28.03.1998 N53-ФЗ, а именно допустил бездействие по выполнению обязанностей лица, подлежащего воинскому учету, зная о том, что он подлежит призыву на военную службу по окончании действия отсрочки от призыва, предоставленной в связи с обучением, истец уклонялся от явки в военный комиссариат, тем самым воспрепятствовал окончанию мероприятий, связанных с призывом на военную службу, в связи с чем, призывная комиссия при зачислении Симоняна Х.А. в запас правомерно признала его гражданином, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Судебная коллегия с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований согласиться не может.
Согласно личному делу призывника Симоняна Х.А, копия которого представлена в материалах административного дела, данных об извещении административного истца о необходимости явки в комиссариат, направления в его адрес повесток, не имеется.
Таким образом, призывной комиссией не представлено доказательств совершения каких-либо действий, направленных на проведение мероприятий по призыву на военную службу в отношении административного истца в период с 30 июня 2018 года (известная ответчику дата окончания отсрочки) по 23 мая 2021 года (дата достижения истцом возраста 27 лет).
Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны: состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате; явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет; сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания.
В случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 7 N 53-ФЗ).
Следовательно, законодательством установлена обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанное в ней время и место, а также предусмотрена ответственность за неявку по повестке. Обязанность самостоятельно явиться в военный комиссариат у граждан, подлежащих призыву на военную службу, отсутствует.
При таких данных, в материалах административного дела отсутствуют документы, подтверждающие соблюдение призывной комиссией требований законодательства по извещению Симоняна Х.А. о призыве, необходимости и обязательности его явки на прохождение медицинского освидетельствования, а также уклонения призывника от явки в военный комиссариат.
Оснований полагать, что Симонян Х.А. в данном случае действовал недобросовестно и уклонялся от призыва, не имеется. Доказательств совершения административным истцом в юридически значимый период до достижения возраста 27 лет (23 мая 2021 года) действий или бездействия, сопряженных с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, или свидетельствующих об уклонении от призыва на военную службу, не представлено.
При таких данных, судебная коллегия считает, что решения суда, которым указанные обстоятельства не были учтены, нельзя признать законным, в связи с чем оно подлежит отмене с вынесением по административному делу нового решения о признании незаконным решения призывной комиссии адрес от 14 ноября 2021 года, которым Симонян Х.А. признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. При этом, суд не подменяет собой иные органы государственной власти, а потому, в рассматриваемом случае, не может обязать призывную комиссию принять конкретное решение.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Никулинского районного суда адрес от 21 марта 2022 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым признать незаконным и отменить решение призывной комиссии адрес от 14 ноября 2021 года о признании Симоняна Хорена Артавазовича не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.