адм. дело N33а-4914/2022
р/с N2а-289/2022
29 августа 2022 года адрес
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего фио, судей фио, фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца ООО "Мемо" - фио на решение Замоскворецкого районного суда адрес от 01 марта 2022 года, которым постановлено:
"Отказать ООО "МЕМО" в удовлетворении требований к Минюсту России о признании распоряжения незаконным, его отмене, обязании исключить сведения из реестра",
УСТАНОВИЛА:
Представитель ООО "Мемо" обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным распоряжения о признании административного истца иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, возложении обязанности исключить ООО "Мемо" из соответствующего реестра, мотивируя свои требования тем, что 08 октября 2021 года административным ответчиком принято решение о включении административного истца в указанный реестр, с чем ООО "Мемо" не согласно, поскольку оно является незаконным, необоснованным и существенно нарушает его права. Как указывает представитель административного истца, Общество публикует новости о совершенных преступлениях со стороны сотрудников правоохранительных органов, нарушение прав принятым решением состоит в том, что иностранное финансирование должно быть обязательно связано с распространением сведений, и информации, при этом, таких денежных средств административным истцом получено не было, однако на Общество наложен ряд обязанностей, не предусмотренных действующим законодательством для лиц, не входящих в Реестр, требование сопровождать каждое сообщение или материал указанием на статус иностранного агента грубо нарушает и влияет на права, свободы и законные интересы Общества, для выполнения требований Закона, необходимы денежные затраты, решение не соответствует требованиям разумности и соразмерности, имеет негативную коннотацию, кроме того, Общество может быть подвергнуто административной или уголовной ответственности.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав представителя административного истца ООО "Мемо" - фио, представителя административного ответчика Министерства юстиции Российской Федерации - фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит, что решение Замоскворецкого районного суда адрес от 01 марта 2022 года отмене либо изменению не подлежит, как постановленное в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как установлено судом первой инстанции, 08 октября 2021 года Министерством юстиции РФ принято распоряжение N 1155--р о включении ООО "МЕМО" в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
08 октября 2021 года Министерством юстиции РФ административному истцу направлено уведомление о принятом распоряжении.
Министерством юстиции РФ получено письмо из МИД России об отсутствии возражений относительно включения Общества в Реестр, что также подтверждается пояснениями представителя МИД России в судебном заседании.
30 августа 2021 года в Министерство юстиции РФ поступило письмо Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, содержащее информацию о распространении электронным периодическим изданием "Кавказский узел" сообщений и материалов, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, а также о получении средств из иностранных источников.
ООО "МЕМО" является учредителем электронного периодического издания "Кавказский узел" (ЭЛ N ФС 77-31048 от 25 января 2008 года, https://www.kavkaz-uzel.eu).
Учредителем ООО "МЕМО" является - фио (владелец, генеральный директор и главный редактор электронного периодического издания "Кавказский узел" и генеральным директором ООО "МЕМО").
Материалы ЭПИ "Кавказский узел" распространяются на сайте: https://www.kavkaz-uzel.eu, который в среднем за месяц посещают 942 тыс. человек. Англоязычная версия сайта ЭПИ: https://www.eng.kavkaz-uzel.eu/, в среднем за месяц посещают около 974 тыс. человек.
Страницы "Кавказского узла" в социальных сетях:
? "Instagram" https://www.instagram.com/kavkaz_uzel.eu/ - 45 тыс. подписчиков;
? "Telegram" https://t.me/cknot - 4, 4 тыс. подписчиков;
? "Facebook" https://www.facebook.com/kavkaz.uzel - 160, 5 тыс. подписчиков; https://www.facebook.com/caucasian.knot (англоязычная версия) - 264, 7 тыс. подписчиков
? "Яндекс.Дзен" https://zen.yandex.ru/kavkaz-uzel.eu - 5, 6 тыс. подписчиков;
? "Twitter" https://twitter.com/caucasianknot - 14, 5 тыс. подписчиков; https://twitter.com/CaucasianKnotEn (англоязычная версия) - 1, 8 тыс. подписчиков;
? "ВКонтакте" https://vk.com/cknot - 23 тыс. подписчиков;
? "Одноклассники" https://ok.ru/kavkaz.uzel - 5, 8 тыс. подписчиков;
? "YouTube" https://www.youtube.com/user/CaucasianKnot - 88, 5 тыс. подписчиков; https://www.youtube.com/user/CaucasianKnotEnglish (англоязычная версия) - около 1 тыс. подписчиков.
За период с августа 2020 года по август 2021 года выявлен ряд фактов распространения электронным периодическим изданием "Кавказский узел" материалов иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, таких как:
1. "Родственник назвал Красикова похожим на обвиняемого в убийстве Хангошвили" (https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/366845/) (08 августа 2021 года).
2. "В конкурсе Ахмеднабиева победил фильм Пивоварова про адрес" (https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/366780/) (07 августа 2021года).
3. "Нарколог Каклюгин добился досрочного освобождения из кубанской колонии" (https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/366741/) (05 августа 2021 года).
4. "Ростовский чиновник оценил в 600 тысяч ущерб от критики
в прессе" (https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/366628/) (02 августа 2021 года).
5. "Дошло до суда дело о вымогательстве денег за интимные фото в Нальчике" (https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/365715/) (06 июля 2021 года).
6. "Аналитики сочли маловероятным введение принудительной вакцинации в адрес" (https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/365213/) (22 июня 2021 года).
7. "Журналист заявил об избиении за расследование о бойцовском клубе "Ахмат"" (https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/364810/) (10 июня 2021 года).
8. ""Медуза" рассказала о судьбах чеченок на адрес" (https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/363792/) (11 мая 2021 года).
9. "Жительница адрес потребовала досрочно освободить тяжелобольного сына" (https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/359101/) (26 января 2021 года).
10. "Убийство фио и фио" (https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/218822/) (19 января 2021 года).
11. "160 лет без крепостных: как крестьяне восприняли отмену подневолья" (https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/359998/) (20 февраля 2021 года).
12. "Коллеги и друзья поддержали Гаджиева в преддверии суда (https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/357843/) (21 декабря 2020 года).
13. "Власти России, Франции и Америки заявили о переброске боевиков из Сирии в зону карабахского конфликта" (https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/354852/) (02 октября 2020 года).
14. "Адвокаты указали на поспешность суда при запрете толкования Корана в переводе Кулиева" (https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/353330/) (22 августа 2020 года).
15. "Дело об экстремизме в толковании Корана привело к конфликту судебных решений" (https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/353253/) (20 августа 2020 года).
16. "Представители США выразили обеспокоенность приговором фио" (https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/352553/) (01 августа 2020 года).
Также в Минюст России поступило письмо Росфинмониторинга о том, что ООО "Мемо" представляет уведомления о получении средств из иностранных источников (также представлены платёжные поручения о получении денежных средств от Посольства Великобритании порядка сумма).
По сведениям, поступившим 08.10.2021 из Федеральной службы по финансовому мониторингу, ООО "МЕМО" с января 2021 года по июль 2021 года поступили следующие денежные средства из иностранных источников:
Der Norske Helsingforskomite Oslo (Норвегия) с января 2017 года по август 2021 года 9 операциями перечислено 666, 7 сумма прописью;
Free Press for Eastern Europe Praha CZ (Чехия) с января 2017 года по июля 2021 года 4 операциями перечислено 153, 2 сумма прописью;
Comission Europeenne Bruxelles (Бельгия) с января 2018 года по июнь 2021 года 4 операциями перечислено 420, 8 сумма прописью;
Посольство Великобритании (ИНН 9909075063) с января 2018 года по июль 2021 13 операциями перечислено 28 737, 6 сумма прописью;
Norsk Utenrikspolitisk Institutt (NUPI) Oslo (Норвегия) c марта 2018 года по апрель 2021 года 7 операциями перечислено 516, 2 сумма прописью;
The Redwood Center (США, Острова Кайман) с февраля 2018 по июль 2021 года 9 операциями перечислено 499, 5 сумма прописью.
Отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд первой инстанции исходил из того, что распоряжение принято полномочным государственным органом, в пределах своей компетенции, поскольку у Министерства юстиции Российской Федерации имелись основания для принятия такого распоряжения в силу 6 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации", распоряжение Минюста России не нарушает и не ограничивают права и свободы, указанные в статьях 19, 23, 29 и 30 Конституции Российской Федерации и статьях 8, 10, 14 и 18 Конвенции, является соразмерным, в связи с чем не нарушает права Общества.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Согласно положению пункта 6 статьи 2, абзаца второго пункта 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и части шестой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях", для признания некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента необходимы следующие условия:
- организация должны быть российской некоммерческой организацией, что исключает отнесение к некоммерческим организациям, выполняющим функции иностранного агента, международных и иностранных организаций, включая их представительства (филиалы), открытые на адрес;
- получать денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, и (или) от граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников либо действующих в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ). При этом ни временные (продолжительность, систематичность, однократность), ни количественные (размер, объем), ни видовые (пожертвования, гранты, премии и т.п.) характеристики получаемых некоммерческой организацией от иностранных источников денежных средств или иного имущества юридического значения не имеют, чем, по существу, блокируется возможность произвольного истолкования и применения указанных законоположений в части, относящейся к условиям получения иностранного финансирования. Вместе с тем важно учитывать, что соответствующие денежные средства и иное имущество должны быть не просто перечислены (направлены в адрес) некоммерческой организации, а приняты ею; если же она отказывается от их получения и возвращает иностранному источнику, тем более когда такие действия предпринимаются до начала участия в политической деятельности, объявление себя некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не требуется. В противном случае некоммерческие организации были бы поставлены в положение, не согласующееся с презумпцией законности и добросовестности их деятельности и не позволяющее им определять приемлемые источники получаемых денежных средств и иного имущества и самостоятельно решать вопрос об их принятии;
- участвовать в политической деятельности, осуществляемой на адрес, т.е. независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, участвовать (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях. Их формы могут быть самыми разнообразными: помимо собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования политические акции могут выражаться в предвыборной агитации и агитации по вопросам референдума, в публичных обращениях к органам государственной власти, в распространении, в том числе с использованием современных информационных технологий, своих оценок принимаемых государственными органами решений и проводимой ими политики, а также в других действиях, исчерпывающее законодательное установление перечня которых невозможно. При отнесении тех или иных мероприятий, к организации и проведению которых причастны некоммерческие организации, к политическим акциям, подпадающим под действие указанных законоположений, принципиальное значение должны иметь их направленность на воздействие - непосредственное или путем формирования общественного мнения - на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику, а также нацеленность на публичный резонанс и привлечение внимания со стороны государственного аппарата и (или) гражданского общества.
Согласно пункту 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" сведения, содержащиеся в представляемых для государственной регистрации документах некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, составляют реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, ведение которого осуществляется уполномоченным органом. Порядок ведения указанного реестра устанавливается уполномоченным органом. Сведения, составляющие указанный реестр, размещаются на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Указанный Порядок утвержден Приказом Минюста РФ от 30 ноября 2012 года N 223 "О Порядке ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента" (зарегистрирован в Минюсте РФ 30 ноября 2012 года; регистрационный N 25980).
Согласно пункту 2 Порядка ведение реестра осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации.
Включение в реестр происходит по заявлению самой некоммерческой организации (пп. "а" п. 6, п. 9, п. 11, п. 12 Порядка).
Основанием для внесения изменений в реестр является распоряжение Министерства, принимаемое в связи с поступлением в Министерство документов, предусмотренных пунктом 3 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", абзацем восьмым части первой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" (абз. 3 п. 10 Порядка).
Вместе с тем при невыполнении некоммерческой организации, обязанности подать такое заявление, включение ее в реестр возможно и по инициативе Министерства юстиции РФ.
В силу пункта 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" в случае выявления некоммерческой организации, осуществляющей деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, которая не подала заявление о включении ее в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 настоящего Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, уполномоченный орган включает такую некоммерческую организацию в указанный реестр.
Уведомление о включении некоммерческой организации в реестр направляется Министерством некоммерческой организации не позднее чем через три рабочих дня со дня издания соответствующего распоряжения (пункт 19 Порядка).
Принимая во внимание изложенное, а также учитывая, что административным ответчиком законно и обоснованно, в пределах предоставленных полномочий принято оспариваемое заявителем распоряжение о включении Организации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, основанием к которому явились установленные в ходе проведения проверочных мероприятий и мониторинга деятельности Организации достоверные сведения о получаемых ею средствах, в том числе от иностранных источников и участии в политической деятельности, содержащие достаточно проверяемых данных об обстоятельствах, указанных в статье 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", сомнения в обоснованности принятого Министерством юстиции РФ распоряжения отсутствуют. Оспариваемое распоряжение принято Министерством юстиции Российской Федерации в пределах полномочий, с соблюдением процедуры и при наличии к тому оснований, требования административного искового заявления подлежат оставлению без удовлетворения.
С учетом указанных обстоятельств, принятое судом первой инстанции при разрешении настоящего административного спора решение является верным, основано на правильном применении норм материального права и в полной мере соответствует обстоятельствам, установленным по делу.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе аналогичны тем, что указаны в административном исковом заявлении, и повторяют правовую позицию административного истца, выраженную им при рассмотрении дела судом первой инстанции, в связи с чем по существу направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в ввиду чего признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, они не могут служить основанием для отмены решения суда.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствие с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Замоскворецкого районного суда адрес от 01 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке через суд первой инстанции во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.