Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В.
судей фио, фио, при секретаре Бабашкиной З.А, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио, административное дело N 2а-143/2022 по апелляционной жалобе административного истца Землянухина А.Н. на решение Пресненского районного суда адрес от 14 апреля 2022 года, которым постановлено:
в удовлетворении административного иска Землянухина Александра Николаевича к ДЖО и фио РФ, Министерству обороны РФ, ФГАУ "Росжилкомплекс", заинтересованное лицо: воинская часть N 21005, Военный комиссариат по адрес, адрес, Ленинск-Кузнецкому и адрес, о признании незаконным решения об исключении из реестра участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Землянухин А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение (запись) Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ (ДЖО и фио РФ) в виде уведомления об исключении военнослужащего из реестра участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих от 15.07.2020 года с датой возникновения основания для исключения из реестра - 31 декабря 2013 года, как принятое с существенным нарушением порядка и сроков принятия таких решений и повлекшее ущемление прав военнослужащего на возврат задолженности в порядке и в сроки, которые имели бы место при своевременном принятии оспариваемого решения. Требования административного иска мотивированы тем, что он имеет стаж воинской службы 10 лет 5 месяцев 28 дней лет, 01.10.2012 года получил свидетельство о праве участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих на получение целевого жилищного займа, 29.03.2013 года с ним был заключен договор целевого жилищного займа, предоставляющий участнику накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих денежные средства для погашения первоначального взноса при получении ипотечного кредита и погашения обязательств по ипотечному кредиту. 29.04.2013 года им был заключен договор купли-продажи квартиры по адресу: адрес, с использованием ипотечного кредита. 24.12.2013 года административный истец был уволен из рядов Вооруженных сил РФ по собственному желанию (приказ командующего войсками ЦВО N 1086) и с 31.12.2013 года исключен из списков личного состава войсковой части 21005. В настоящее время кредит полностью погашен досрочно; обременение в пользу банка ОАО "Газпромбанк" снято; закладная банка возвращена, однако было получено уведомление об исключении административного истца из реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения без права на использование накоплений.
Административный истец в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен.
Представитель административного ответчика Министерства обороны РФ, действующая на основании доверенности фио, представитель административного ответчика ДЖО и фио РФ по доверенности фио, в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований.
Представители административного ответчика ФГКУ "Росвоенипотека", заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены.
Судом постановлено приведенное выше решение, которое по доводам апелляционной жалобы просит отменить административный истец со ссылкой на неправильное применение судом норм материального права, нарушение прав действиями административного ответчика.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции и не сообщивших об уважительных причинах неявки, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Применительно к названным нормам процессуального права и предписаниям ст. 62 КАС РФ суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установилследующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Материалами дела подтверждается, что Землянухин А.Н. имеет стаж воинской службы 10 лет 5 месяцев 28 дней.
01.10.2012 года Землянухину А.Н. выдано свидетельство о праве участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих на получение целевого жилищного займа, 29.03.2013 года с ним был заключен договор N 1210/00061365 целевого жилищного займа, предоставляющий участнику накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих для погашения первоначального взноса при получении ипотечного кредита и погашения обязательств по ипотечному кредиту.
29.03.2013 года между Землянухиным А.Н. и ОАО "Газпромбанк" был заключен кредитный договор N 36.15/13/И-00054 на покупку недвижимости сроком на 124 месяца.
29.04.2013 года Землянухин А.Н. приобрел квартиру по адресу: адрес, с использованием ипотечного кредита.
24.12.2013 года Землянухин А.Н. уволен из рядов Вооруженных сил РФ по собственному желанию (приказ командующего войсками ЦВО N 1086) и с 31.12.2013 года исключен из списков личного состава войсковой части 21005.
На основании указанных сведений именной накопительный счет Землянухина А.Н. был закрыт 30.07.2020 года. Платежи в счет исполнения обязательств по договору целевого жилищного займа N 1210/00061365 от 29.03.2013 года, заключенного с Землянухиным А.Н, прекращены ФГКУ "Росвоенипотека" 01.08.2020 года.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что основанием для исключения административного истца из реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих послужило увольнение Землянухина А.Н. с военной службы.
Судебная коллегия находит данные выводы суда первой инстанции правильными и оснований не согласиться с ними не усматривает.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Федеральный закон N 117-ФЗ) участниками накопительно-ипотечной системы являются военнослужащие - граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту и включенные в реестр участников.
Порядок ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих определяют Правила ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 ноября 2005 года N 655 (далее - Правила).
Согласно п. 7, 8 Правил основанием для закрытия уполномоченным федеральным органом именного накопительного счета является исключение военнослужащего из реестра участников накопительно-ипотечной системы, а в случае ошибочного открытия указанного счета уполномоченный федеральный орган аннулирует регистрационный номер участника накопительно-ипотечной системы, при этом средства накоплений для жилищного обеспечения, учтенные на счете, возвращаются в федеральный бюджет. Документом, подтверждающим возникновение основания для закрытия именного накопительного счета, является уведомление соответствующего федерального органа об исключении военнослужащего из реестра участников накопительно-ипотечной системы.
Основания исключения военнослужащего федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, из реестра участников накопительно-ипотечной системы перечислены непосредственно в части 3 статьи 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих".
В качестве таковых выступают: 1) увольнение военнослужащего с военной службы; 2) исключение военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с его гибелью или смертью, признанием его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением его умершим; 3) исполнение государством своих обязательств по обеспечению военнослужащего в период прохождения военной службы жилым помещением (за исключением жилого помещения специализированного жилищного фонда) иным предусмотренным нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации способом за счет средств федерального бюджета.
В силу приведенных нормативных положений исключение военнослужащего из реестра участников накопительно-ипотечной системы возможно только при наличии одного из указанных оснований.
Согласно пп. 1 п. 18 Правил формирования и ведения реестра участников НИС жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.09.2013 N 811, одним из оснований для исключения военнослужащего из реестра является увольнение с военной службы.
В силу п. 75 Правил предоставления участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих целевых жилищных займов, а также погашения целевых жилищных займов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2008 года N 370 далее - Правила N 370), при исключении из реестра участника, у которого не возникло право на использование накоплений в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ последний возвращает уполномоченному органу не только средства целевого жилищного займа, но и средства, учтенные на именном накопительном счете участника и перечисленные уполномоченным органом в погашение обязательств по ипотечному кредиту после возникновения основания для исключения участника из реестра участников.
В п.п. 60 - 61 Правил N 370 конкретизировано, что участник возвращает уполномоченному органу средства целевого жилищного займа, а также средства, учтенные на именном накопительном счете участника и перечисленные уполномоченным органом в погашение обязательств по ипотечному кредиту, после возникновения основания для исключения участника из реестра участников.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" основанием для открытия именного накопительного счета участника является внесение сведений о нем в реестр участников.
После увольнения участника накопительно-ипотечной системы с военной службы и в случаях, предусмотренных статьей 12 настоящего Федерального закона, именной накопительный счет участника закрывается и его участие в накопительно-ипотечной системе прекращается. Порядок использования накопленных средств после закрытия именного накопительного счета участника определяется Правительством Российской Федерации.
В случае приобретения участником накопительно-ипотечной системы жилья в период прохождения военной службы за счет части накоплений с использованием целевого жилищного займа и погашения указанного займа при увольнении участника по решению федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в котором он проходил военную службу, об исключении участника из реестра участников и на основании его рапорта (заявления) уполномоченный федеральный орган обеспечивает предоставление участнику остатков денежных накоплений и закрывает именной накопительный счет участника.
В случае, предусмотренном пунктом 3 части 3 статьи 9 настоящего Федерального закона, а также в случае, если при досрочном увольнении участника накопительно-ипотечной системы с военной службы отсутствуют основания, предусмотренные пунктами 1, 2 и 4 статьи 10 настоящего Федерального закона, его именной накопительный счет закрывается, а сумма накопленных взносов и иных учтенных на именном накопительном счете участника поступлений подлежит возврату в федеральный бюджет.
Исходя из положений ст. 14 Федерального закона от 20.08.2004 N 117-ФЗ источником предоставления участнику накопительно-ипотечной системы целевого жилищного займа являются накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника. Целевой жилищный заем предоставляется на период прохождения участником накопительно-ипотечной системы военной службы.
Принимая во внимание, что Землянухин А.Н. был уволен с военной службы по собственному желанию, указанное обстоятельство явилось основанием для исключения его из реестра участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих. Вопрос же взыскания денежных средств, выплаченных в счет исполнения обязательств по договору целевого жилищного займа, не входит в предмет рассмотрения вопроса о законности исключения Землянухина А.Н. из реестра.
Выводы суда являются верными, в апелляционной жалобе по существу не опровергнутыми, поскольку доводы заявителя основаны на неправильном толковании норм закона, не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта, не содержат в себе обстоятельств, которые влияли бы на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергали выводы суда, и не могут служить предусмотренными ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены состоявшегося по делу судебного акта.
Судебное постановление вынесено с соблюдением норм процессуального права и в соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к установленным правоотношениям, сомнений в их законности не имеется, а поэтому оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пресненского районного суда адрес от 14 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Землянухина А.Н. - без удовлетворения.
Решение районного суда и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Мотивированное определение изготовлено 29.12.2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.