Судья Московского городского суда Моргасов М.М., рассмотрев в судебном заседании жалобу генерального директора ООО "Ботан" С.В.И. на постановление судьи Басманного районного суда г. Москвы от 22 ноября 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Ботан"
установил:
постановлением судьи Басманного районного суда г. Москвы от 22 ноября 2021 г. ООО "Ботан" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, генеральный директор ООО "Ботан" просит об отмене постановления о привлечении к административной ответственности как незаконного и необоснованного, ООО назначено административное наказание в виде штрафа с приостановкой деятельности, т.е. ООО дважды наказано за одно и то же нарушение, что не допустимо.
В судебном заседании Московского городского суда представитель ООО "Ботан" не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, ходатайство об отложении судебного заседания не заявил.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, оснований к отмене или изменению постановления судьи не нахожу по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О Санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О Санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарно-эпидемиологические требования.
СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания", утвержденные Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 N 32 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" предусматривают, в том числе, и следующие требования к организации общественного питания:
- 2.2. Прием пищевой продукции, в том числе продовольственного сырья, на предприятие общественного питания должен осуществляться при наличии маркировки и товаросопроводительной документации, сведений об оценке (подтверждении) соответствия, предусмотренных в том числе техническими регламентами. В случае нарушений условий и режима перевозки, а также отсутствии товаросопроводительной документации и маркировки пищевая продукция и продовольственное (пищевое) сырье на предприятии общественного питания не принимаются;
- 2.3. Готовые блюда, напитки, кулинарные и кондитерские изделия, изготавливаемые в предприятиях общественного питания, должны соответствовать требованиям технических регламентов и единым санитарным требованиям. Пищевая продукция предприятий общественного питания, срок годности которой истек, подлежит утилизации;
- 2.5. Планировка производственных помещений предприятий общественного питания, в которых осуществляется процесс производства (изготовления) пищевой продукции, их конструкция, размещение и размер должны обеспечиваться в соответствии с требованиями технического регламента. В предприятиях общественного питания, оказывающих услуги общественного питания без выпуска пищевой продукции в свободное обращение, должна обеспечиваться последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и продезинфицированной посуды, а также встречного движения посетителей и участвующего в приготовлении продукции общественного питания персонала;
- 2.12. Система приточно-вытяжной вентиляции производственных помещений должна быть оборудована отдельно от систем вентиляции помещений, не связанных с организацией питания, включая санитарно-бытовые помещения;
- 2.16. Внутренняя отделка производственных и санитарно-бытовых помещений предприятий общественного питания должна быть выполнена из материалов, позволяющих проводить ежедневную влажную уборку, обработку моющими и дезинфицирующими средствами, и не иметь повреждений;
- 2.18. Все помещения, предназначенные для организации общественного питания, должны подвергаться уборке. В производственных помещениях ежедневно проводится влажная уборка с применением моющих и дезинфицирующих средств. Столы для посетителей должны подвергаться уборке после каждого использования;
- 2.19. Для уборки производственных и санитарно-бытовых помещений должен выделяться отдельный промаркированный инвентарь, хранение которого должно осуществляться в специально отведенных местах. Уборочный инвентарь для туалета должен храниться отдельно от инвентаря для уборки других помещений;
- 2.22. Медицинский персонал (при наличии) или назначенное ответственное лицо предприятия общественного питания, должен проводить ежедневный осмотр работников, занятых изготовлением продукции общественного питания и работников, непосредственно контактирующих с пищевой продукцией, в том числе с продовольственным сырьем, на наличие гнойничковых заболеваний кожи рук и открытых поверхностей тела, признаков инфекционных заболеваний. Результаты осмотра должны заноситься в гигиенический журнал (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к настоящим Правилам) на бумажном и/или электронном носителях. Список работников, отмеченных в журнале на день осмотра, должен соответствовать числу работников на этот день в смену ;
- 3.2. Для продовольственного (пищевого) сырья и готовой к употреблению пищевой продукции предприятий общественного питания должны использоваться раздельное технологическое и холодильное оборудование, производственные столы, разделочный инвентарь (маркированный любым способом), многооборотные средства упаковки и кухонная посуда. Для предприятий общественного питания, имеющих менее 25 посадочных мест, допускается хранение в одном холодильнике пищевого сырья и готовой к употреблению пищевой продукции при условии их нахождения в закрытых контейнерах и гастроемкостях.
Разделочный инвентарь для готовой и сырой продукции должен обрабатываться и храниться раздельно в производственных цехах (зонах, участках). Мытье столовой посуды должно проводиться отдельно от кухонной посуды, подносов для посетителей.
Столовая и кухонная посуда и инвентарь одноразового использования должны применяться в соответствии с маркировкой по их применению. Повторное использование одноразовой посуды и инвентаря запрещается;
- 3.8. В целях контроля за риском возникновения условий для размножения патогенных микроорганизмов необходимо вести ежедневную регистрацию показателей температурного режима хранения пищевой продукции в холодильном оборудовании и складских помещениях на бумажном и (или) электронном носителях и влажности - в складских помещениях (рекомендуемые образцы приведены в приложениях N 2 и 3 к настоящим Правилам);
- 3.13. Складские помещения для хранения продукции должны быть оборудованы приборами для измерения относительной влажности и температуры воздуха, холодильное оборудование - контрольными термометрами.
Статья 6.6 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению - и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из материалов дела, ООО "Ботан" совершило нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению.
Правонарушение совершено при следующих обстоятельствах:
01 сентября 2021 года в 17 час. 00 мин. по адресу:... в ходе осмотра помещения предприятия общественного питания (кафе "... " (ООО "Ботан")) было установлено, что ООО "Ботан" допущены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, а именно:
- планировка производственных помещений предприятия общественного питания, в котором осуществляется процесс производства (приготовления) пищевой продукции, их конструкция, размещение и размер не обеспечивается в соответствии с требованиями нормативных документов (в кафе отсутствует необходимое пространство для осуществления технологических операций). Предприятие общественного питания не имеет цехового деления. Приготовление блюд общественного питания осуществляется с использованием сырья в одном производственном помещении. Также не обеспечивается последовательность (поточность) технологических процессов - имеются встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и продезинфицированной посуды;
- система вентиляции смонтирована с нарушением требований санитарного законодательства;
- в кафе "... " в морозильных камерах осуществляется хранение продукции без сопроводительной документации и информации об условиях хранения, сроке годности данной продукции (Приложение, Акт списания);
- ввиду отсутствия цехового деления разделочный инвентарь для готовой и сырой продукции хранится совместно (мытье столовой и кухонной посуды не разделено, осуществляется в одной двухсекционной ванне);
- уборочный инвентарь для туалета не хранится отдельно от инвентаря других помещений (уборочный инвентарь хранится неупорядоченно в коридорах и производственных помещениях), уборочный инвентарь не промаркирован;
- холодильное оборудование для хранения продукции не оборудовано термометрами;
- журнал о проведении медицинских осмотров работников, занятых изготовлением продукции общественного питания, отсутствует;
- в помещениях кафе "... " наблюдается наличие насекомых (мух);
- кафе "... " не оборудовано отдельными туалетами с раковинами для мытья рук (для посетителей и работников предприятия общественного питания);
- отсутствует информация (не фиксируется ответственным должностным лицом в электронном либо бумажном виде) о замене фритюрных жиров;
- не осуществляется текущий ремонт технологического оборудования, уборка, мойка производственных помещений. В помещении на полу имеются многочисленные сколы, что является нарушением п. 2.2, 2.3, 2.5, 2.12, 2.16, 2.18, 2.19, 2.22 3.2, 3.8, 3.13 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания".
Факт совершения административного правонарушения и вина ООО "Ботан" в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно:
- протоколом об административном правонарушении от 01 сентября 2021 года (л.д. 3-4);
- протоколом о временном запрете деятельности (л.д. 5-7);
- копией протокола об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (л.д. 8-9);
- копией определения N23-000064-АР о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 10);
- копиями материалов проверки ОЭБиПК УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве (КУСП N50138 от 21.08.2021 года) (л.д. 11-20);
- копиями учредительных документов ООО "Ботан" (л.д. 21, 22);
- копией листа записи ЕГРЮЛ на ООО "Ботан" (л.д. 23);
- решениями о назначении директоров ООО "Ботан" (л.д. 24, 25, 26);
- договором аренды нежилого помещения (л.д. 34-35);
- видеоматериалами (л.д. 38).
Действия ООО "Ботан" квалифицированы по ст.6.6 КоАП РФ.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, фактические обстоятельства дела в совокупности с приведенными выше нормами, судья пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО "Ботан" состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 6.6 КоАП РФ.
Действия ООО "Ботан" по ст.6.6 КоАП РФ квалифицированы верно.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе производства по делу обстоятельств, которые были предметом исследования и оценки судьей городского суда, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в судебном решении, не опровергают виновность индивидуального предпринимателя Н. в совершении вмененного административного правонарушения и не ставят под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления.
Доводы о том, что ООО "Ботан" дважды привлечено к административной ответственности за одно и тоже правонарушение не соотносятся с резолютивной частью постановления суда, основаны на неправильном толковании КоАП РФ, в связи с чем, сами по себе, иного вывода по делу не влекут.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у ООО "Ботан", являющегося юридическим лицом, имелась возможность для соблюдения законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, за нарушение которого ст.6.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Таким образом, ООО "Ботан" обоснованно привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного с.6.6 КоАП РФ.
Действия ООО "Ботан" по ст. 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях квалифицированы правильно.
Доводы, имеющие правовое значение, являлись предметом проверки в ходе производства по делу, правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых актах.
Выводы о виновности ООО "Ботан" в совершении вмененного административного правонарушения основаны на положениях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", приведенных выше Санитарных правил и совокупности собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с ними не имеется.
Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом и судьей обстоятельств дела правовым основанием к отмене принятых по делу решений не является.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении в отношении ООО "Ботан" судьей районного суда не допущено.
Административное наказание назначено ООО "Ботан" в пределах санкции, предусмотренной ст. 6.6 КоАП РФ.
При таком положении оснований для отмены постановления судьи городского суда и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Басманного районного суда г. Москвы от 22 ноября 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Ботан" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда М.М.Моргасов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.