Судья Московского городского суда Гришин Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Ахметжанова Р.Х. в защиту ООО "СПЕЦТРАНС" на постановление заместителя начальника МАДИ от 4 февраля 2021 года N 0356043010321020402000028 и решение судьи Бутырского районного суда г. Москвы от 29 октября 2021 года по делу об административном правонарушении по ч. 3 ст. 11.14.1 КоАП РФ в отношении общества с ограниченной ответственностью "СПЕЦТРАНС" (ИНН: 7733323750, ОГРН: 5177746133362, юридический адрес: адрес пом. 43-3),
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника МАДИ от 4 февраля 2021 года N 0356043010321020402000028, оставленным без изменения решением судьи Бутырского районного суда г. Москвы от 29 октября 2021 года, ООО "СПЕЦТРАНС" (далее также - Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 11.14.1 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
В жалобе, направленной в Московский городской суд, защитник Ахметжанов Р.Х. просит состоявшиеся по делу постановление должностного лица и решение судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить в связи с нарушением правил территориальной подсудности, а также в связи с прекращением действия нормы закона, вменённой в вину Обществу.
Законный представитель ООО "СПЕЦТРАНС" в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещён, направил в суд представлять интересы Общества защитника по доверенности Ахметжанова Р.Х, который доводы жалобы поддержал.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, заслушав защитника, изучив доводы жалобы, оснований для отмены постановления должностного лица и решения судьи не нахожу.
Частью 3 ст. 11.14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за отсутствие на транспортном средстве, используемом для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, цветографической схемы легкового такси и (или) опознавательного фонаря на крыше указанного транспортного средства.
Согласно п. 115 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждённых постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 (действовавших в период возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела), легковое такси оборудуется опознавательным фонарём оранжевого цвета, который устанавливается на крыше транспортного средства и включается при готовности легкового такси к перевозке пассажиров и багажа.
Как усматривается из материалов дела, 15 декабря 2020 года в 08 час. 02 мин. по адресу: г. Москва, Алтуфьевское ш, в районе дома 33 строение 1, ООО "СПЕЦТРАНС" в нарушение п. 115 названных Правил допустило отсутствие опознавательного фонаря оранжевого цвета на крыше транспортного средства марки марка автомобиля, регистрационный знак ТС, используемого для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на основании разрешения N 91838, действительного с 8 декабря 2017 года по 7 декабря 2022 года, выданного ООО "СПЕЦТРАНС".
Действия ООО "СПЕЦТРАНС" квалифицированы по ч. 3 ст. 11.14.1 КоАП РФ.
Факт совершения ООО "СПЕЦТРАНС" данного административного правонарушения и его виновность подтверждаются совокупностью исследованных судом доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, а именно: определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования; протоколом об административном правонарушении; фототаблицей; выпиской из реестра выданных разрешений на осуществление деятельности на перевозку пассажиров и багажа легковым такси и иными материалами.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, уполномоченным должностным лицом, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется, в связи с чем, должностное лицо, судья правильно признали их допустимыми доказательствами и положили в основу обжалуемых постановлений.
Утверждение в жалобе защитника Ахметжанова Р.Х. о нарушении правил территориальной подсудности, поскольку, по его мнению, данное правонарушение совершено в форме без действия, вследствие чего адресом места совершения административного правонарушения является юридический адрес ООО "СПЕЦТРАНС": адрес пом. 43-3, указанная территория относится к юрисдикции Бабушкинского районного суда г. Москвы, несостоятельно, поскольку административная ответственность по ч. 3 ст. 11.14.1 КоАП РФ наступает за отсутствие на транспортном средстве, используемом для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, цветографической схемы легкового такси и (или) опознавательного фонаря на крыше указанного транспортного средства, а не за выпуска на линию такого транспортного средства в отсутствие на нём цветографической схемы легкового такси и (или) опознавательного фонаря на крыше.
Соответственно, местом совершения данного административного правонарушения будет место его выявления, коим является адрес: г. Москва, Алтуфьевское ш, д. 33, стр. 1 Указанный адрес относится к территориальной подсудности Бутырского районного суда г. Москвы.
Равным образом подлежат отклонению доводы жалобы о том, что Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждённые постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112, нарушение требований пункта 115 которых вменено в вину ООО "СПЕЦТРАНС", утратили силу с 1 января 2021 года, не свидетельствуют о незаконности обжалуемых постановления должностного лица и решения судьи районного суда, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Согласно ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет
Между тем, Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждённые постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112, утратили свою силу в связи с вступлением в силу Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждённых постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1586, пункт 89 которых аналогичен пункту 115 предыдущих Правил.
Соответственно, ответственность за отсутствие на транспортном средстве, используемом в качестве легкового такси, опознавательного фонаря оранжевого цвета, отменена не была.
Таким образом, к выводу о виновности ООО "СПЕЦТРАНС" в совершении административного правонарушения и квалификации его действий по ч. 3 ст. 11.14.1 КоАП РФ должностное лицо, судья пришли на основании объективного исследования представленных в материалы дела доказательств, достоверность и допустимость всех доказательств проверена, каких-либо неустранимых сомнений в виновности Общества в совершении вменённого правонарушения по делу не усматривается.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что Обществом, приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства, а именно: установленного Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
С учётом изложенного, действия ООО "СПЕЦТРАНС" правильно квалифицированы по ч. 3 ст. 11.14.1 КоАП РФ.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с судебным актом, не является основанием к отмене акта должностного лица и судебного акта, постановленных с соблюдением требований КоАП РФ.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. назначено должностным лицом ООО "СПЕЦТРАНС" в пределах санкции ч. 3 ст. 11.14.1 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5 и ст. 4.1 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе права на защиту, влекущих отмену обжалуемых судебного решения и постановления должностного лица, по делу не имеется.
Вместе с тем, имеются основания для изменения обжалуемых актов в силу следующего.
В силу ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Устанавливая административную ответственность, законодатель может по-разному, в зависимости от существа охраняемых общественных отношений, конструировать составы административных правонарушений и их отдельные элементы, включая такой элемент состава административного правонарушения, как объективная сторона, в том числе использовать в указанных целях бланкетный (отсылочный) способ формулирования норм (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 г. N 4-П и от 16 июля 2015 г. N 22-П; определения от 21 апреля 2005 г. N 122-О, от 19 ноября 2015 г. N 2557-О и др.).
Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях введена статья 4.1.2, в соответствии с частью 1 которой при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включённым по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере (часть 2).
Размер административного штрафа, назначаемого в соответствии с частью 2 настоящей статьи, не может составлять менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для должностного лица (часть 3).
ООО "СПЕЦТРАНС" включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства с 10 ноября 2017 года по категории "микропредприятие".
Санкция ч. 3 ст. 11.14.1 КоАП РФ не предусматривает возможность административного наказания для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. На момент совершения административного правонарушения санкция ч. 3 ст. 11.14.1 КоАП РФ предусматривала административное наказание в виде административного штрафа для должностных лиц - в размере 10 000 рублей, для юридических лиц - 50 000 рублей.
При таких обстоятельствах прихожу к выводу о том, что положения ч. 2 ст. 4.1.2 КоАП РФ улучшают положение ООО "СПЕЦТРАНС", вследствие чего изменяю обжалуемое постановление суда первой инстанции и назначаю ООО "СПЕЦТРАНС" административное наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8, 30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление заместителя начальника МАДИ от 4 февраля 2021 года N 0356043010321020402000028 и решение судьи Бутырского районного суда г. Москвы от 29 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 11.14.1 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "СПЕЦТРАНС" (ИНН: 7733323750, ОГРН: 5177746133362, юридический адрес: адрес пом. 43-3) - изменить: назначить ООО "СПЕЦТРАНС" административное наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 (двадцать пять тысяч) рублей.
В остальной части постановление заместителя начальника МАДИ от 4 февраля 2021 года N 0356043010321020402000028 и решение судьи Бутырского районного суда г. Москвы от 29 октября 2021 года оставить без изменения, жалобу защитника Ахметжанова Р.Х. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Д.В. Гришин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.