Судья Московского городского суда фио, с участием Морозовой Н.Ю., её защитника фио, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника фио на постановление судьи Тушинского районного суда адрес от 29.03.2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении Морозовой Наталии Юрьевны,
УСТАНОВИЛ:
28.02.2022 г. инспектором ИАЗ ОМВД России по адрес в отношении Морозовой Н.Ю. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ. Дело передано на рассмотрение в Тушинский районный суд адрес.
Постановлением судьи Тушинского районного суда адрес от 29.03.2022 г. Морозова Н.Ю. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник Аксёнова Д.Д. просит об отмене постановления судьи районного суда и прекращении производства по делу. В обоснование жалобы ссылается на то, что суд первой инстанции несоразмерно ограничил право стороны защиты на представление доказательств; постановление суда первой инстанции основано на недостоверных либо недопустимых доказательствах; суд первой инстанции не отвечал критерию объективной беспристрастности суда, судебное разбирательство проводилось в отсутствие состязательности сторон; судом первой инстанции не был применен закон, подлежащий применению; судом первой инстанции не была дана оценка законности и соразмерности применения в отношении Морозовой Н.Ю. меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде административного задержания.
Морозова Н.Ю. и её защитник Аксёнова Д.Д. в судебном заседании поддержали жалобу по изложенным в ней доводам. Защитник так же указала, что в рапорте сотрудника полиции указаны недостоверные сведения о дате совершения вменяемого правонарушения, время доставления фио не совпадает с временем её фактического задержания.
Изучив доводы жалобы, выслушав участника процесса, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
На основании ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Часть 5 статьи 20.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
В ходе рассмотрения дела судьёй районного суда установлено, что 28.02.2022 г. в 21:30 по адресу: адрес, состоялось публичное массовое мероприятие в форме митинга, с количеством участников около 100 человек. Проведение указанного мероприятия не было согласовано с органом исполнительной власти адрес, о чем участники данного мероприятия были проинформированы посредством громкоговорителей. Одним из участников данного публичного мероприятия являлась Морозова Н.Ю, которая находясь по вышеуказанному адресу в вышеуказанное время, привлекая внимание граждан, игнорируя разъяснения сотрудников полиции, скандировала лозунги общественно-политического характера, на неоднократные требования сотрудников полиции о прекращении противоправных действий не реагировала, нарушив тем самым требования Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ. Действия Морозовой Н.Ю. квалифицированы по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
В обосновании вывода о виновности Морозовой Н.Ю, помимо иных доказательств, судья районного суда сослался на протокол об административном правонарушении.
Вместе с тем судья первой инстанции не учёл следующее.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении, помимо прочего, подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
На основании ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ).
В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ, не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведённой в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Согласно ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ, о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении является основным процессуальным документом по делу об административном правонарушении, в котором в соответствии с ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим (ч. 5 ст. 28.2 КоАП РФ).
Согласно правовой позиции, изложенной в абз. 2 п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5 от 24 марта 2005 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).
В ходе исследования материалов дела установлено, что протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ. в отношении Морозовой Н.Ю. не подписан должностным лицом, его составившим, что является основанием для признания его недопустимым доказательством.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении может быть возвращен судьей должностному лицу, его составившему, исключительно при подготовке дела об административном правонарушении к судебному рассмотрению.
Возвращение протокола об административном правонарушении после принятия решения о назначении рассмотрения дела исключается.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление судьи Тушинского районного суда адрес от 29.03.2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении Морозовой Наталии Юрьевны нельзя признать законным, в связи с чем оно подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
Жалобу защитника фио удовлетворить.
Постановление судьи Тушинского районного суда адрес от 29.03.2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении Морозовой Наталии Юрьевны отменить; производство по делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Судья
Московского городского суда фио
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.