Судья Московского городского судья фио, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФГБОУ ВО "РГСУ" фио на постановление судьи Останкинского районного суда адрес от 25 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российский государственный социальный университет",
УСТАНОВИЛ:
15 апреля 2021 года начальником отдела профилактических мероприятий Управления надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность, Рособрнадзора в отношении ФГБОУ ВО "РГСУ" (далее - Университет) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ. Дело передано на рассмотрение в Останкинский районный суд адрес.
Постановлением судьи Останкинского районного суда адрес от 25 июня 2021 года ФГБОУ ВО "РГСУ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник ФГБОУ ВО "РГСУ" фио просит об изменении постановления судьи районного суда: назначении Университету административного наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера, предусмотренного санкцией ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
В судебное заседании законный представитель или защитник Университета, извещённые в установленном порядке, не явились, не подавали ходатайство об отложении слушания, в связи с чем считаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ наступает за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Согласно Примечанию к ст. 19.20 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В силу п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 N 1490 утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности, которое устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.
Согласно подпунктам "в", "г" пункта 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, одними из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии с частями 2 - 8 статьи 12 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"; наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам в соответствии с пунктом 2 части 3, частью 10 статьи 11, статьей 46 и статьей 50 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
В соответствии с ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
Положениями статьи 46 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно материалам дела, 29 марта 2021 года в 17 часов 30 минут по адресу: адрес ходе проведения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки плановой документарной проверки в отношении ФГБОУ ВО "РГСУ", расположенного по адресу: адрес, на основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 16.02.2021 N 155 по вопросу контроля соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности (акт проверки Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки юридического лица от 29.03.2021 N 52/Л/З/К/Д), обнаружено:
- нарушение подпункта "в" пункта 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 N 1490);
- у лицензиата отсутствуют разработанные и утвержденные в соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации": основные общеобразовательные программы - образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования; дополнительные общеобразовательные программы (дополнительное образование детей и взрослых); программы профессионального обучения - программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих;
- основные образовательные программы высшего образования по направлениям подготовки: 34.03.01 Сестринское дело (уровень бакалавриата), заочная форма обучения, 2016 год начала подготовки (при наличии контингента обучающихся по заочной форме обучения на 5 курсе); 52.03.02 Хореографическое исполнительство (уровень бакалавриата);
- образовательные программы разработаны лицензиатом не в полном объёме в нарушение требований части 5 статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ: в составе представленных организацией материалов по образовательной программе среднего профессионального образования - программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 19.01.17 Повар, кондитер отсутствуют рабочая программа, оценочные и методические материалы по дисциплине (модулю) ФК.00 "Физическая культура"; в составе представленных организацией материалов по образовательной программе среднего профессионального образования - программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 39.02.01 Социальная работа отсутствуют рабочая программа, оценочные и методические материалы по дисциплине "Естествознание", предусмотренной учебным планом; в составе представленных организацией материалов по образовательной программе среднего профессионального образования - программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения отсутствуют рабочая программа, оценочные и методические материалы по дисциплине "Экология", предусмотренной учебным планом; в составе представленных организацией материалов по образовательной программе среднего профессионального образования - программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании отсутствуют рабочая программа, оценочные и методические материалы по дисциплине ОГСЭ.04 "Физическая культура", предусмотренной учебным планом;
- нарушение подпункта "г" пункта 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности - у лицензиата отсутствуют в штате или не привлечены им на ином законном основании педагогические работники, имеющие профессиональное образование, обладающие соответствующей квалификацией, имеющие стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым программам в соответствии со ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ: в реализации образовательной программы по направлению подготовки 20.04.01 Техносферная безопасность (высшее образование - уровень магистратуры) принимает участие ассистент фио, не обладающий соответствующей квалификацией, а именно не имеющий стажа работы в образовательном учреждении не менее 1 года или послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура, адъюнктура) или ученой степени кандидата наук); в реализации образовательных программ по направлениям подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (высшее образование - уровень бакалавриата), 39.04.03 Организация работы с молодежью (высшее образование - уровень магистратуры) принимает участие профессор фио, не обладающая соответствующей квалификацией, а именно не имеющая ученой степени доктора наук; при реализации образовательных программ по направлениям подготовки по направлениям 54.03.01 Дизайн (высшее образование - уровень бакалавриата), 37.03.01 Психология (высшее образование - уровень бакалавриата), 34.03.01 Сестринское дело (высшее образование - уровень бакалавриата) ассистент фио читает лекции по дисциплине "История"; в реализации образовательных программ по специальностям: 31.05.01 Лечебное дело (высшее образование - уровень специалитета), 33.05.01 Фармация (высшее образование - уровень специалитета), по направлению подготовки 34.03.01 Сестринское дело (высшее образование - уровень бакалавриата) принимает участие старший преподаватель фио, не обладающая соответствующей квалификацией, а именно не имеющая стажа научно-педагогической работы
не менее 3 лет или ученой степени и стажа научно-педагогической работы не менее 1 года), что в соответствии с пунктом 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 N 1490, является грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Действия ФГБОУ ВО "РГСУ" квалифицированы по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Факт совершения Университетом административного правонарушения подтверждаются исследованными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 15.04.2021; уставом ФГБОУ ВО "РГСУ", из которого следует, что данное учреждение является образовательной организацией высшего образования, осуществляющей в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность, созданной для осуществления образовательных, научных, социальных и иных функций некоммерческого характера; лицензией на осуществление образовательной деятельности, выданной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки бессрочно ФГБОУ ВО "РГСУ"; приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) N 155 от 16.02.2021 о проведении в период с 01.03.2021 по 29.03.2021 плановой документарной проверки ФГБОУ ВО "РГСУ", с указанием лиц, привлеченных к проведению данной проверки; приказом Рособрнадзора N 240 от 03.03.2021 о внесении изменений в состав лиц, привлекаемых к проведению проверки в отношении ФГБОУ ВО "РГСУ"; актом проверки Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки юридического лица N 52/Л/З/К/Д от 29.03.2021, в соответствии с которым по результатам проведенной в отношении ФГБОУ ВО "РГСУ" проверки в период с 01.03.2021 по 29.03.2021 выявлены нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности; экспертным заключением от 29.03.2021; экспертным заключением от 29.03.2021; экспертным заключением от 29.03.2021; экспертным заключением от 29.03.2021, а также иными материалами дела.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришёл к обоснованному выводу о виновности ФГБОУ ВО "РГСУ" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Изучение материалов дела свидетельствует о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении судья районного правильно установилвсе фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дал надлежащую юридическую оценку действиям ФГБОУ ВО "РГСУ" и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришёл к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, и виновности Университета в его совершении.
Порядок и срок давности привлечения Университета к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемого постановления судьи районного суда по делу не имеется.
Вместе с тем имеется основание для его изменения.
Согласно с ч. 32 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершённого административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не сумма прописью.
В соответствии ч. 33 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 32 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что Университет является некоммерческой организацией, созданной в форме федерального государственного бюджетного учреждения, финансирование Университета осуществляется за счёт средств бюджетной системы Российской Федерации, Университет устранил выявленные нарушения требований лицензионного законодательства РФ.
Приведённые данные, оцениваемые в совокупности с обстоятельствами и характером совершённого административного правонарушения, указывают на то, что назначение Университету административного наказания в размере сумма может свидетельствовать об избыточном государственном принуждении, необеспечении баланса основных прав юридического лица и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений.
При таких обстоятельствах постановление судьи Останкинского районного суда адрес от 25 июня 2021 года подлежит изменению путём снижения размера назначенного Университету наказания в виде административного штрафа до сумма.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Останкинского районного суда адрес от 25 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российский государственный социальный университет" изменить: снизить размер назначенного административного штрафа до сумма.
В остальной части постановление судьи Останкинского районного суда адрес от 25 июня 2021 года оставить без изменения.
Судья
Московского городского суда фио
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.