Судья Московского городского суда Скащенко Ю.М., с участием защитника ГУП "Московский метрополитен" фио, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитников ГУП "Московский метрополитен" фио и фио на постановление судьи Мещанского районного суда города Москвы от 16 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении Государственного унитарного предприятия города Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И. Ленина",
УСТАНОВИЛ:
5 ноября 2020 года государственным инспектором города Москвы по пожарному надзору - главным специалистом отдела надзора на транспорте Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по городу Москве в отношении Государственного унитарного предприятия города Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И. Ленина" (далее также - ГУП "Московский метрополитен") составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Мещанский районный суд города Москвы.
Постановлением судьи Мещанского районного суда города Москвы от 16 декабря 2020 года ГУП "Московский метрополитен" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, и дополнении к ней защитники ГУП "Московский метрополитен" фио и фио просят об отмене постановления судьи районного суда и прекращении производства по делу, ссылаются на то, что требования Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", за исключением статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, части 1.1 и 1.2 статьи 97, не распространяются на объекты защиты, введённые в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений Федерального закона N 123-ФЗ и применяются ранее действующие требования. Здание, расположенное по адресу: город Москва, улица Краснопрудная, дом 9а, строение 2, введено в эксплуатацию в 1935 году. На момент вынесения постановления о назначении административного наказания капитальный ремонт, техническое перевооружение или реконструкция здания не проводились. Вывод суда о нарушении ГУП "Московский метрополитен" п. 5.16.4.1 СП 120.13330.2012 является неправомерным, так как СП 120.13330.2012 не распространяются на введённые в эксплуатацию объекты метрополитена. Проверочные листы (списки контрольных вопросов) предусмотрены только при проведении плановых проверок. Судьёй районного суда нарушены требования ст. 24.1 КоАП РФ о полном, объективном и всестороннем выяснении обстоятельств дела.
В судебном заседании защитник ГУП "Московский метрополитен" фио поддержала жалобу по изложенным в ней доводам.
Изучив доводы жалобы, выслушав защитника ГУП "Московский метрополитен" фио, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ наступает за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 12 или 13 статьи 19.5 КоАП РФ, влечёт административную ответственность по ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ.
Согласно материалам дела, 2 октября 2020 года в 00 часов 01 минуту, ГУП "Московский метрополитен" по адресу: город Москва, улица Краснопрудная, дом 9А, строение 2, повторно не выполнило в установленный срок законное предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 28 ноября 2019 года N 632/1/1, срок исполнения которого истек 2 октября 2020 года, а именно п. 2 Предписания: проверяемым лицом на объекте защиты не выполняются проектные решения, выполненные в соответствии с требованиями пожарной безопасности по соответствию алгоритма работы технических систем (средств) противопожарной защиты, а именно: автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации не обеспечивают подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, приборы управления установками пожаротушения, технические средства управления системой противодымной защиты, инженерным и технологическим оборудованием в здании - ст. 83. п. 4 ФЗ N123-Ф3, п. 1.12 приложения N 16 Приказа МЧС России от 28 июня 2018 года N 261; п. 4 Предписания: проверяемым лицом на объекте защиты не выполняются проектные решения, выполненные в соответствии с требованиями пожарной безопасности по защите зданий, сооружений, помещений и оборудования автоматической установкой пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, а именно: здание, помещения и оборудование, не в полном объеме защищены автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, в соответствии обязательным приложением к НПБ 110-03 - ст. 6 п. 2 ФЗ N 123- ФЗ, п. 5.16.4.1 СП 120.13330.2012, п. 1.9 приложения N 16 Приказа МЧС России от 28 июня 2018 года N 261; п. 5 Предписания: на объекте защиты допускается изменять (без проведения в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности порядке экспертизы проектной документации) предусмотренный
документацией класс функциональной пожарной опасности зданий (сооружения, части зданий, сооружений - помещения или группы помещений, функционально связанные между собой), (этаж 2 N 25; этаж 1 N 66, 41, 40, 15, 71; антресоль 1-го этажа N 6) - 23. "о" ППР, п. 39 приложения N 16 Приказа МЧС России от 28 июня 2018 года N 261; п. 6 Предписания: проверяемым лицом на объекте защиты не выполняются проектные решения, выполненные в соответствии с требованиями пожарной безопасности по защите зданий, сооружений, помещений и оборудования автоматической установкой пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, а именно: допускается совместная прокладка шлейфов и соединительных линий пожарной сигнализации, линий управления автоматическими установками пожаротушения и оповещения с напряжением до 60 В с линиями напряжением 110 В и более - ст.6 п. 2 ФЗ N123- ФЗ, п.13.15.14 СП 5.13130.2009, п. 1.9 приложения N 16 Приказа МЧС России от 28 июня 2018 года N 261; п. 7 Предписания: проверяемым лицом на объекте защиты не выполняются проектные решения, выполненные в соответствии с требованиями пожарной безопасности по защите зданий, сооружений, помещений и оборудования автоматической установкой пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, а именно: шлейфы и соединительные линии пожарной сигнализации не защищены от электромагнитных наводок путем прокладывания в металлических трубах, коробах и т.д, при этом экранирующие элементы должны быть заземлены - ст. 6 п. 2 ФЗ N 123-ФЗ, п. 13.15.17. СП 5.13130.2009, п. 1.9 приложения N 16 Приказа МЧС России от 28 июня 2018 года N 261; п. 8 Предписания: проверяемым лицом на объекте защиты не выполняются проектные решения, выполненные в соответствии с требованиями пожарной безопасности по защите зданий, сооружений, помещений и оборудования автоматической установкой пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, а именно: кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты, систем обнаружения пожара, оповещения и
управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, внутреннего противопожарного водопровода, в здании не сохранят работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей в безопасную зону - ст. 82. п. 2 ФЗ N123-ФЗ, п. 1.9 приложения N 16 Приказа МЧС России от 28 июня 2018 года N 261; п. 10 Предписания: проверяемым лицом на объекте защиты не выполняются проектные решения, выполненные в соответствии с требованиями пожарной безопасности по соответствия алгоритма работы технических систем (средств противопожарной защиты, а именно: не разработана специальная очередность оповещения о пожаре людей, находящихся в различных помещениях здания и сооружения при разделении здания и сооружения на зоны оповещения людей о пожаре - ст. 84. п. 5 ФЗ N123-ФЗ, п. 1.12 приложения N 16 Приказа МЧС России от 28 июня 2018 года N 261; п. 11 Предписания: проверяемым лицом на объекте защиты не выполняются проектные решения, выполненные в соответствии с требованиями пожарной безопасности по конструктивным и объемно-планировочным решениям, степени огнестойкости и классу конструктивной пожарной опасности а именно: Область применения покрытий полов на путях эвакуации в здании не соответствует данным таблицы 28 приложения к ФЗ N 123-Ф3 - ст. 134. п. 6 ФЗ N123-Ф3. п. 1.5 приложения N 16 Приказа МЧС России от 28 июня 2018 года N 261; п. 12 Предписания: проверяемым лицом на объекте защиты не выполняются проектные решения, выполненные в соответствии с требованиями пожарной безопасности по обеспечению безопасности пожарноспасательных подразделений при ликвидации пожара, а именно: в здании с уклоном кровли до 12 % включительно высотой от уровня земли до верха наружной стены более 10 м, а также в зданиях с уклоном кровли свыше 12 % высотой от уровня земли до карниза более 7 м не предусмотрено ограждение на кровле в соответствии с ГОСТ 25772-83 - п.2.8. СНиП 2.01.02-85*, п. 1.7.1 приложения N 16 Приказа МЧС России от 28
июня 2018 года N 261; п. 14 Предписания: руководитель организации не обеспечивает в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты здания -автоматических установок пожарной сигнализации (административные помещения) - п. 63 ППР, п. 25.1 приложения N 15 Приказа МЧС России от 28 июня 2018 года N 261; п. 15 Предписания: проверяемым лицом на объекте защиты не выполняются проектные решения, выполненные в соответствии с требованиями пожарной безопасности по защите зданий, сооружений, помещений и оборудования автоматической установкой пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, а именно: в защищаемом помещении установлено менее двух пожарных извещателей, включенных не по логической схеме "ИЛИ" (административные помещения) - ст.6 п. 2 ФЗ N123-Ф3, СП 5.13130.2009 п.13.3.2, п. 61 ППР, п. 1.9 приложения N 15 Приказа МЧС России от 28 июня 2018 года N 261; п. 16 Предписания: проверяемым лицом на объекте защиты не выполняются проектные решения, выполненные в соответствии с требованиями пожарной безопасности иным системам противопожарной защиты, а именно: не в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" и нормативными документами по пожарной безопасности к электротехнической продукции и электрооборудованию, что не обеспечивает допустимую величину пожарного риска, а именно - электротехническая продукция не должна быть источником зажигания, должна исключать распространение горения за ее пределы, а также отдельные электрощиты и электрошкафы не защищены автономными установками пожаротушения - ст. 6, ч. 1 ст. 48, п.п. 10 ч. 1 ст. 50, ч. 1 ст. 143 ФЗ N123-Ф3, п. 1.10 приложения N 15 Приказа МЧС России от 28 июня 2018 года N
261.
В связи с тем, что постановлением мирового судьи судебного участка N410 Мещанского района города Москвы от 10 декабря 2019 года, вступившим в законную силу 21 декабря 2019 года, ГУП "Московский метрополитен" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 80 000 (восемьдесят тысяч) рублей, приведённые выше обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях ГУП "Московский метрополитен" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ.
Факт совершения Обществом административного правонарушения, предусмотренного ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ, подтверждается совокупностью исследованных доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; предписанием по устранению нарушений требований пожарной безопасности; распоряжением (приказом) о проведении внеплановой, выездной проверки; актом проверки; копией постановления мирового судьи судебного участка N410 Мещанского района города Москвы, а также иными материалами дела.
При разрешении данного дела об административном правонарушении судья районного суда правильно установилвсе фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, и на основе полного, всестороннего и объективного исследования представленных доказательств, оцененных в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, пришёл к обоснованному выводу о наличии в бездействии ГУП "Московский метрополитен" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что требования Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", за исключением статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, части 1.1 и 1.2 статьи 97, не распространяются на объекты защиты, введённые в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений Федерального закона N 123-ФЗ и применяются ранее действующие требования, в том числе на здание, расположенное по адресу: город Москва, улица Краснопрудная, дом 9а, строение 2, введённое в эксплуатацию в 1935 году, проверялся судьёй районного суда и правильно был признан несостоятельным по мотивам, приведённым в судебном акте, основания не согласиться с которыми отсутствуют.
Так, факт введения в эксплуатацию электродепо по адресу: город Москва, улица Краснопрудная, дом 9а, строение 2 до введения в действие СНиП, требования которых не распространяются на здания старой постройки в силу п. 4 ст. 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" не является основанием для освобождения ГУП "Московский метрополитен", на который возложена общая обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности в целях исключения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, имущественного ущерба, от выполнения законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, так как выявленные в ходе поверки нарушения требований пожарной безопасности и их устранение не требовало изменения конструктивных, инженерно-технических и иных характеристик, реконструкции и капитального ремонта здания, а было направлено на соблюдение противоправного режима эксплуатируемого объекта, что свидетельствует о неисполнении предписания.
Вопреки утверждению заявителя, указание в процессуальных документах на использование в ходе проведения внеплановой, выездной проверки исполнения предписания проверочных листов, форма которых утверждена приказом МЧС РФ от 28 июня 2018 года N 261, не влияет на законность постановления судьи районного суда, поскольку указанное обстоятельство не повлияло на существо и результаты проведённой проверки, которая соответствует требованиям Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", и не нарушило права юридического лица.
В соответствии с п. 1.2 СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" настоящий свод правил распространяется на проектирование автоматических установок пожаротушения и пожарной сигнализации для зданий и сооружений различного назначения, в том числе возводимых в районах с особыми климатическими и природными условиями. Необходимость применения установок пожаротушения и пожарной сигнализации определяется в соответствии с приложением А, стандартами, сводами правил и другими документами, утверждёнными в установленном порядке.
Наряду с настоящим сводом правил необходимо руководствоваться стандартами, предусмотренными Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и нормативными документами по пожарной безопасности, предусмотренными статьёй 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и утверждёнными в установленном порядке (п. А1 Приложения А СП 5.13130.2009).
Также необходимо отметить, что предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 28 ноября 2019 года N 632/1/1, за исключением его п. 1 и п. 17, не обжаловалось в установленном порядке ГУП "Московский метрополитен" и не признавалось незаконным, являлось обязательным для исполнения юридическим лицом.
Иные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность постановления судьи районного суда, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судьёй районного суда при рассмотрении дела и оценены по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ. Правильность оценки доказательств сомнений не вызывает.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену постановления судьи районного суда.
Изучение материалов дела свидетельствует о том, что к выводу о виновности ГУП "Московский метрополитен" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ, судья районного суда пришёл на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств по делу. Достоверность и допустимость всех доказательств судьёй районного суда проверена, их совокупности дана надлежащая и мотивированная оценка.
Каких-либо неустранимых сомнений, которые должны толковаться в пользу Общества, не имеется. Принцип презумпции невиновности не нарушен.
При назначении наказания судья учёл данные о юридическом лице, а также характер и обстоятельства совершённого им административного правонарушения, связанного с несоблюдением требований пожарной безопасности, создающем угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, и другие неблагоприятные последствия.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей назначено ГУП "Московский метрополитен" в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.12 и 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерным содеянному, так как менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления судьи районного суда.
Порядок и срок давности привлечения ГУП "Московский метрополитен" к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи постановление судьи Мещанского районного суда города Москвы от 16 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении Государственного унитарного предприятия города Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И. Ленина" оставить без изменения, жалобу защитников ГУП "Московский метрополитен" фио и фио - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Ю.М. Скащенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.