Судья Московского городского суда Лашков А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ООО "МЖС Групп" по доверенности фио на постановление судьи Чертановского районного суда адрес от 18 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.35 КоАП РФ, в отношении ООО "МЖС Групп",
УСТАНОВИЛ:
14 февраля 2022 года главным государственным специалистом - экспертом Управления Федеральной Службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека адрес в адрес вынесено вынесен протокол об административном правонарушении, предусмотренного ч. 2 ст. 6.35 КоАП РФ.
Дело направлено в Чертановский районный суд адрес, которым ООО "МЖС Групп" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере сумма
В настоящее время в Московский городской суд защитник ООО "МЖС Групп" по доверенности фио указывает на то, что оснований для привлечения ООО "МЖС Групп" по ч. 2 ст. 6.35 КоАП РФ не имелось, поскольку ранее ООО "МЖС Групп" привлекалось к административной ответственности по ч. 1 ст. 6. 335 указанного Кодекса за иное правонарушение.
В судебное заседание законный представитель ООО "МЖС Групп", будучи извещенным о месте и времени слушания дела, не явился, обеспечил явку защитника по доверенности фио, в полном объеме поддержавшей изложенные в жалобе доводы, настаивавшей на их удовлетворении.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения стороны защиты, оснований для отмены или изменения оспариваемого постановления судьи районного суда не имеется в силу следующего.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ предусмотрена за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи.
Согласно с. 2 ст. 6.35 КоАП РФ, повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до сумма прописью; на должностных лиц - от сорока тысяч до сумма прописью; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от семидесяти тысяч до сумма прописью или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до сумма прописью или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ч. 1 ст. 22 названного Закона - отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков; стационарный источник загрязнения окружающей среды - источник загрязнения окружающей среды, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника загрязнения окружающей среды.
Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В силу пп. 2 п. 3 ст. 27 Закона адрес от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в адрес", использование земель в адрес должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение природного, рекреационного и историко-культурного потенциала соответствующих территорий, способности этих земель быть основой осуществления хозяйственной и иной деятельности. Целями охраны земель в адрес являются, в том числе, предотвращение загрязнения, захламления и другой порчи земель при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ (ред. от 13.07.2020 г.) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" - индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Пунктом 220 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объекта) питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почва) жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещении организации и проведению санитарно-противоэпидемических профилактически; мероприятий" установлено, что при накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или вне герметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам; поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом); поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).
В силу пунктов 3, 8, 9 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - СанПиН 2.1.3684-21) на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления твердых коммунальных отходов с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.
адрес, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
адрес должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Владелец контейнерной и (или) специальной площадки обеспечивает проведение уборки, дезинсекции и дератизации контейнерной и (или) специальной площадки в зависимости от температуры наружного воздуха, количества контейнеров на площадке, расстояния до нормируемых объектов в соответствии с приложением N 1 к Санитарным правилам.
При накоплении твердых коммунальных отходов, в том числе при раздельном сборе отходов, владельцем контейнерной и (или) специальной площадки должна быть исключена возможность попадания отходов из мусоросборников на контейнерную площадку.
Как следует из материалов рассматриваемого дела и установлено судьей районного суда, 14 февраля 2022г. в 11 час. 00 мин. по адресу: адрес ходе внеплановой выездной проверки ООО "МЖС Групп" установлено, что на адрес Групп" сбор и хранение отсортированных отходов, поступающих по транспортной линии с восточной стороны корпуса 14, проводится в открытый бункер накопитель, который не укрыт от ветра и атмосферных осадков, что способствует разбросу отходов.
Данные действия юридического лица являются повторным административным правонарушение, т.к. по аналогичному правонарушению юридическое лицо ООО "МЖС Групп" было привлечено к административной ответственности Чертановским районным судом адрес (постановление N 5-3897\2021 от 11.11.2021г.) о назначении административного штрафа, что создает угрозу жизни и здоровью населения и окружающей среде, что является нарушением ст. 22 Федерального закона N 22 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 220 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объекта) питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почва) жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещении организации и проведению санитарно-противоэпидемических профилактически; мероприятий".
Действия ООО "МЖС Групп" квалифицированы по ч. 2 ст. 6.35 КоАП РФ.
Факт совершения ООО "МЖС Групп" административного правонарушения и его виновность подтверждаются исследованными доказательствами, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно материалами дела об административном правонарушении (протоколом об административном правонарушении от 14.02.2022 года, в котором отражены обстоятельства совершения правонарушения, фототаблицей, из которой явно усматривается факт разброса мусора из накопителя, актом внеплановой выездной проверки, протоколом осмотра), и иными доказательствами.
Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии защитника учреждения, соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем указаны все сведения, необходимые для рассмотрения дела, в том числе описано событие административного правонарушения.
Приобщенные в материалы дела доказательства оформлены уполномоченными на то должностными лицами, непосредственно выявившими нарушение обществом требований природоохранного законодательства, в рамках выполнения ими своих должностных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, нарушений которого при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, и не доверять им оснований не имеется.
Сведениями о фальсификации доказательств суд апелляционной инстанции не располагает, вопросы о признании доказательств сфальсифицированными разрешаются в ином судебном порядке, предусмотренном УПК РФ, тогда как сведений о подаче соответствующих заявлений в порядке ст.144 УПК РФ не представлено.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.35 названного Кодекса, составляет один год со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения), и на момент привлечения ООО "МЖС Групп" к ответственности не истек.
Установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядок рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом административного органа соблюден, нормы материального права истолкованы правильно.
Приведенные в жалобе доводы относительно отсутствия в действиях юридического лица состава инкриминируемого нарушения и вины во вмененном административном правонарушении, идентичные изложенным в обоснование позиции Общества при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административного правонарушения, нашли свое отражение в обжалуемом судебном акте, подробно исследованы судьей и правомерно отклонены как несостоятельные.
Поскольку все юридически значимые обстоятельства при рассмотрении дела об административном нарушении, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены должностным лицом при вынесении постановления, а также судьей при рассмотрении жалобы юридического лица на постановление по делу об административном правонарушении, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которым дана правильная оценка, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения оспариваемых постановления и решения по делу об административном правонарушения не имеется.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, вместе с тем, материалы настоящего дела не содержат доказательств, подтверждающих тот факт, что ООО "МЖС Групп" приняты достаточные и все зависящие от него меры для предотвращения действий, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, ссылок на такие доказательств также не содержат и доводы поданной жалобы, тогда как материалы рассматриваемого дела свидетельствуют о том, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства у названного общества имелась, однако оно бездействовало, что указывает на его вину.
ООО "МЖС Групп", являясь юридическим лицом, обязано осуществлять свою хозяйственную деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий, чего в данном случае обществом сделано не было.
С учетом изложенного, соглашаюсь с выводом судьи городского суда о соответствии фактическим обстоятельствам дела выводов должностного лица о виновности Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.35 КоАП РФ, основанных на содержащихся в материалах дела доказательствах, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями КоАП РФ.
Доводы жалобы стороны защиты не нашли своего объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства, основаны на субъективном толковании закона, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются как стремление избежать административной ответственности за совершенное административное правонарушение.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства, подлежащих применению по данной категории дела, не свидетельствует о наличии существенных нарушений материальных и процессуальных норм КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
Административное наказание в виде административного штрафа назначено с соблюдением требований ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 2 ст. 6.35 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств, характера совершенного административного правонарушения, имущественного положения юридического лица, что соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями, является минимальным.
Исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, для назначения наказания в виде административного штрафа в размере, менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией указанной нормы, в данном случае не имеется.
Доказательств невозможности исполнения назначенного наказания не представлено, равно как не представлено и доказательств того, что наложенный на общество административный штраф является чрезмерным и может повлечь избыточное ограничение его прав.
При этом, законный представитель общества не лишен возможности обратиться к должностному лицу административного органа, вынесшему постановление, с заявлением в порядке ст.31.5 КоАП РФ, предусматривающей порядок предоставления отсрочки и рассрочки уплаты административного штрафа.
Бремя доказывания по делу распределено верно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ, принципы презумпции невиновности и законности соблюдены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемых актов должностного лица административного органа и судьи районного суда, в том числе по доводам поданной жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Чертановского районного суда адрес от 18 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.35 КоАП РФ, в отношении ООО "МЖС Групп" оставить без изменения, жалобу защитника - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда А.Н.Лашков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.