Судья Московского городского суда Новикова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе защитника фио в интересах Касаткиной Е.А. на постановление начальника отдела по вопросам миграции ОМВД России по адрес подполковника полиции фио N 684 от 13 декабря 2021 года, решение судьи Останкинского районного суда адрес от 13 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.18.15 КоАП РФ, в отношении должностного лица генерального директора ООО "Городской правовой центр" Касаткиной Елены Анатольевны,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отдела по вопросам миграции ОМВД России по адрес подполковника полиции фио N 684 от 13 декабря 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Останкинского районного суда адрес от 13 апреля 2022 года, должностное лицо генеральный директор ООО "Городской правовой центр" Касаткина Е.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.18.15 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма.
В настоящей жалобе защитником поставлен вопрос об отмене вышеуказанных постановления должностного лица и решения судьи районного суда и прекращении производства по делу. В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что правонарушение является малозначительным, совершено должностным лицом по неосторожности, имеются основания для замены административного наказания на предупреждение.
Касаткина Е.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Ходатайств об отложении слушания дела не заявляла, обеспечила явку в судебное заседание защитника фио, которая жалобу поддержала, против рассмотрения дела в отсутствие Касаткиной Е.А. не возражала. При таких обстоятельствах, исходя из положений ст. 25.1 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие Касаткиной Е.А.
Выслушав объяснения защитника, исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемых постановления должностного лица административного органа и решения судьи районного суда.
Административная ответственность по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ предусмотрена за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
Нарушения, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, совершённые в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или адрес, подлежат квалификации по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на адрес и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).
В соответствии с п. 8 ст. 13 Федерального закона РФ N 115-ФЗ работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Приказом МВД России от 30.07.2020 г. N 536 утвержден Порядок подачи работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства) (Приложение N 9).
Из материалов дела следует, что 06.09.2021 г. по адресу: адрес, 17-й адрес должностное лицо - генеральный директор ООО "Городской правовой центр" Касаткина Е.А. нарушила требования п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ", пп.2, 3, 4, 6 Порядка подачи работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства), утвержденного Приказом МВД России от 30.07.2020 г. N 536 (Приложение N 9), направив уведомление о заключении трудового договора с гражданином адрес не в адрес территориального органа на региональном уровне в субъекте РФ, на территории которого иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, а в адрес его структурного подразделения - ОВМ ОМВД России по адрес; в уведомлении не заполнены все соответствующие поля, используются сокращения; уведомление, состоящее из двух листов, не прошито и не пронумеровано, о чем на обороте последнего листа не сделана заверительная запись, содержащая информацию о количестве подшитых листов, фамилию, инициалы и подпись уполномоченного лица, представляющего уведомление.
Действия должностного лица - генерального директора ООО "Городской правовой центр" Касаткиной Е.А. квалифицированы по ч.4 ст.18.15 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина генерального директора ООО "Городской правовой центр" Касаткиной Е.А. подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от 06.10.2021 г.; копией формы уведомления о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства); копией трудового договора; выпиской из ЕГРЮЛ и иными материалами дела.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, уполномоченным должностным лицом, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется.
Представленные доказательства оценены должностным лицом административного органа и судьей по правилам ст. 26.11 КоАП РФ обоснованно признаны допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.
Поскольку в должностные обязанности генерального директора ООО "Городской правовой центр" Касаткиной Е.А. входит руководство производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью указанного юридического лица, Касаткина Е.А. несет всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений относительно привлечения работников к осуществлению трудовой деятельности в интересах общества. Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства принятия должностным лицом мер по предупреждению совершения административного правонарушения в отсутствие каких-либо препятствий по соблюдению требований п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", пп.2, 3, 4, 6 Порядка подачи работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства), утвержденного Приказом МВД России от 30.07.2020 г. N 536 (Приложение N 9), жалоба также не содержит ссылок на такие доказательства, тогда как возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у должностного лица общества имелась, что свидетельствует о его вине. Касаткина Е.А, являясь должностным лицом юридического лица, обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ и предвидеть последствия совершения или не совершения юридически значимых действий, чего в данном случае ею сделано не было.
Факт направления генеральным директором ООО "Городской правовой центр" Касаткиной Е.А. уведомления о заключении трудового договора с гражданином адрес с нарушением пп.2, 3, 4, 6 Порядка подачи работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства), утвержденного Приказом МВД России от 30.07.2020 г. N 536 (Приложение N 9), в нарушение требований п. 8 ст.13 Федерального закона РФ от 25 июля 2002 года N 115 "О правовом положении иностранных граждан в РФ", объективно подтвержден совокупностью перечисленных выше доказательств.
Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия должностного лица генерального директора ООО "Городской правовой центр" Касаткиной Е.А. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами КоАП РФ.
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу не усматривается.
Довод жалобы о наличии оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ, признания вмененного Касаткиной Е.А. административного правонарушения малозначительным не влечет удовлетворение жалобы.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Применение ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда. Малозначительность правонарушения является оценочной категорией, требующей установления фактических обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела по существу.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в связи с чем отсутствие вреда и не наступление в результате допущенного нарушения последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния.
Правоотношения в данном случае возникают в сфере установленного законодательством Российской Федерации порядка привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности на адрес, что указывает на высокую степень общественной опасности совершенного правонарушения.
Нарушение работодателем установленного порядка уведомления о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства) фактически означает неподачу такого уведомления, поскольку в данном случае уведомление не может быть учтено федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, и направлено в соответствии с п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ в органы исполнительной власти, ведающие вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, и налоговые органы.
Таким образом, основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО "Городской правовой центр" Касаткиной Е.А, отсутствуют.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма назначено в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера, конкретных обстоятельств совершенного правонарушения, имущественного положения лица, является справедливым и соразмерным содеянному.
Выводы по мере наказания мотивированы, оснований не согласиться с назначенной мерой наказания, не имеется.
Рассматриваемое дело не было возбуждено по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия государственного контроля (надзора), что позволяло бы применить положения статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Таким образом, вопреки доводам жалобы, не имеется оснований для изменения назначенного наказания в соответствии с положениями статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменения обжалуемого постановления должностного лица, решения судьи, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ
Постановление начальника отдела по вопросам миграции ОМВД России по адрес подполковника полиции фио N 684 от 13 декабря 2021 года, решение судьи Останкинского районного суда адрес от 13 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.18.15 КоАП РФ, в отношении должностного лица генерального директора ООО "Городской правовой центр" Касаткиной Е.А, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Новикова Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.