Апелляционное определение Южного окружного военного суда от 13 января 2023 г. по делу N 33а-29/2023
Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе
председательствующего Зари А.И, судей: Гришина С.В. и Килярова М.Х, при помощнике судьи Сидоровой В.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - начальника филиала "Крымский" Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее - филиал ФГАУ "Росжилкомплекс") - Орлецкого А.И. на решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 27 сентября 2022 г, которым удовлетворены заявленные старшиной 1 статьи запаса Косатым Виталием Анатольевичем требования о признании незаконными действий начальника филиала ФГАУ "Росжилкомплекс", связанных с порядком рассмотрения заявления о принятии члена семьи административного истца на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Килярова М.Х, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Косатый В.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
- признать незаконным изложенный в письме начальника филиала ФГАУ "Росжилкомплекс" ответ от 16 августа 2022 г. N 194/175/ФК-11206, которым его заявление о принятии внука - М.Е. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, оставлено без рассмотрения по существу;
- обязать начальника филиала ФГАУ "Росжилкомплекс" рассмотреть вопрос о принятии его внука на жилищный учет.
Решением гарнизонного военного суда административный иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы указано, что обращение Косатого В.А. о принятии на жилищный учет его внука разрешено в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", так как административный истец на момент подачи указанного обращения статусом военнослужащего не обладал, поскольку в 2020 году уволен с военной службы и исключен из списков личного состава воинской части.
В этой связи автор жалобы выражает мнение о том, что к спорным отношениям не могут быть применены положения Правил признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 1768 (далее - Правила). Он полагает, что определение уровня нуждаемости подлежащего обеспечению жильем военнослужащего и состав его семьи определяется на дату увольнения с военной службы, после чего на жилищный учет не могут быть приняты новые члены его семьи.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
По делу установлено, что решением начальника 1 отдела (г. Севастополь) Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (правопредшественник ФГАУ "Росжилкомплекс) от 24 ноября 2017 г. N 654/сев Косатый В.А. с семьей (супруга и дочь - И.В.) с 7 августа 2017 г. приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
25 октября 2002 г. административному истцу на состав семьи 3 человека (он, супруга и дочь - И.В.) от военного ведомства предоставлена служебная двухкомнатная квартира общей площадью 29, 8 кв.м, расположенная по адресу: "адрес" Это подтверждается копией талона к ордеру от 25 октября 2002 г. N 338 (л.д. 69).
Приказом командующего Черноморским флотом от 12 ноября 2020 г. N 455 Косатый В.А, заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 1998 года, имея общую продолжительность военной службы более 20 лет, уволен с военной службы по истечении срока контракта с оставлением на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, а приказом командира войсковой части N от 10 декабря 2020 г. N 705 он с 10 декабря 2020 г. исключен из списков личного состава воинской части.
17 ноября 2021 г. у дочери административного истца - И.В родился сын - М.Е который с 17 декабря 2021 г. зарегистрирован по месту жительства в вышеуказанной служебной квартире в "адрес".
26 января 2022 г. Косатый В.А. подал заявление в территориальный отдел "Севастопольский" филиала ФГАУ "Росжилкомплекс", в котором просил в связи с изменением состава семьи внести в его учетные данные изменения, приняв на жилищный учет М.Е
1 февраля 2022 г. начальник филиала ФГАУ "Росжилкомплекс" принял решение N 2, которым в удовлетворении указанного заявления административного истца отказано на том основании, что М.Е не относится к перечню лиц, которые могут быть признаны членами семьи военнослужащего в соответствии с пунктом 5 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Письмом филиала ФГАУ "Росжилкомплекс" от 20 мая 2022 г. N 194/175-7/6937 заявление административного истца от 6 мая 2022 г. с аналогичной просьбой оставлено без рассмотрения с указанием на принятие по этому вопросу решения жилищным органом от 1 февраля 2022 г. N 2.
4 августа 2022 г. Косатый В.А. вновь подал в филиал ФГАУ "Росжилкомплекс" заявление о принятии внука на жилищный учет в составе его семьи. Одновременно с этим он представил в жилищный орган новые сведения о его совместном проживании с малолетним М.Е заявление И.В. от 4 августа 2022 г, справку из паспортного отдела ГУП "Единый расчетный центр" г. Севастополя от 3 августа 2022 г. и акт проверки жилищных условий, оформленный в комиссионном порядке военнослужащими войсковой части N.
Однако жилищный орган названным сведениям оценки не дал, сославшись в оспоренном письме от 16 августа 2022 г. N 194/175/ФК-11206 на ранее принятое решение от 1 февраля 2022 г. N 2.
В соответствии с пунктом 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом для военнослужащих.
Пунктом 1 ст. 15 того же Федерального закона установлено, что жилые помещения предоставляются военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.
В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" даны разъяснения, согласно которым при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами Жилищного и Семейного кодексов Российской Федерации.
Так, в соответствии с частью 5 ст. 100 и ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя такого жилого помещения, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
Поэтому, вопреки доводам жалобы, спорные правоотношения регулируются нормами специального законодательства - Федеральным законом "О статусе военнослужащих", нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Правил и Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 (далее - Инструкция).
В связи с этим утверждение представителя административного ответчика о необходимости при рассмотрении заявления Косатого В.А. о принятии на жилищный учет его внука руководствоваться Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", является несостоятельным.
Как следует из пунктов 2, 6, 10 и 11 Правил признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченными органами федеральных органов. Для признания нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган заявление о признании нуждающимся в жилом помещении, к которому прилагаются необходимые документы. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается уполномоченным органом не позднее 30 рабочих дней со дня представления военнослужащим в уполномоченный орган заявления и документов. Форма решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) определяется федеральными органами.
Пунктами 1 и 5 Инструкции (в редакции, действовавшей на период возникновения спорных правоотношений) установлено, что решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях принимаются уполномоченным органом по результатам рассмотрения заявлений и документов, указанных в пункте 1 Инструкции, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня их поступления в структурное подразделение уполномоченного органа.
Если военнослужащим предоставлены не все документы, указанные в пункте 1 Инструкции, уполномоченный орган приостанавливает рассмотрение заявления о принятии на учет нуждающегося в жилом помещении и направляет военнослужащему и в копии командиру (начальнику) воинской части (организации) Вооруженных Сил Российской Федерации по месту прохождения военнослужащим военной службы уведомление с предложением предоставить в уполномоченный орган недостающие документы.
Таким образом, поскольку жилищные права членов семей граждан, уволенных с военной службы, предусмотренные положениями упомянутого Федерального закона, реализуются в зависимости от их волеизъявления, то уполномоченный жилищный орган, в силу приведенных требований Правил и Инструкции обязан реализовывать права членов их семей путем принятия соответствующего решения, облаченного в конкретной форме.
Учитывая, что, вопреки приведенным выше нормам, начальник филиала ФГАУ "Росжилкомплекс" в своем письме от 16 августа 2022 г. N 194/175/ФК-11206, оставляя без рассмотрения указанное выше заявление Косатого В.А. от 4 августа 2022 г, оценки представленным им документам не дал, какого-либо решения о принятии или отказе в принятии его на жилищный учет не принял, равно как и не сообщил ему о необходимости устранения имеющихся в его заявлении недостатков, гарнизонный военный суд пришел к верному выводу о признании этого письма незаконным, поскольку нарушены права административного истца на надлежащее рассмотрение его заявления о принятии на жилищный учет члена его семьи.
Поэтому суд обоснованно удовлетворил административный иск, возложив на должностное лицо обязанность повторно рассмотреть вопрос о принятии М.Е на жилищный учет.
Данный вывод согласуется с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в пункте 19 постановления от 28 июня 2022 г. N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", в силу которых в том случае, когда законодательством регламентирован порядок принятия решения, совершения оспариваемого действия, суд проверяет соблюдение указанного порядка (подп. "б" п. 3 ч. 9 ст. 226 КАС РФ). Несоблюдение установленного порядка принятия решения, совершения оспариваемого действия может служить основанием для вывода об их незаконности, если допущенные нарушения являются существенными для административного истца (заявителя) и влияют на исход дела.
Мнение автора жалобы о том, что определение состава семьи военнослужащего, подлежащего обеспечению жильем, осуществляется на дату исключения его из списков личного состава воинской части, а Правила не предусматривают возможности принять на жилищный учет нового члена семьи, который родился после утраты им статуса военнослужащего, является ошибочным, поскольку не соответствует вышеприведенным нормам, регламентирующим вопросы обеспечения жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, которые подобных ограничений не содержат.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 27 сентября 2022 г. по административному исковому заявлению Косатого Виталия Анатольевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика - без удовлетворения.
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.