Апелляционное определение Южного окружного военного суда от 20 января 2023 г. по делу N 33а-67/2023
Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А, судей Санникова А.Б, Цыбульника В.Е, при секретаре судебного заседания Ивановой Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца - Дарьиной Д.О. на решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 4 октября 2022 г, которым отказано в удовлетворении заявленных в интересах проходящего военную службу по контракту рядового Алавдинова Хамзата Лом-Алиевича требований о признании незаконным бездействия начальника федерального государственного казенного учреждения "1602 Военный клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации (далее - военный госпиталь) и его заместителя, а также начальника и председателя военно-врачебной комиссии консультативно-диагностической поликлиники военного госпиталя, связанного с ненаправлением административного истца на обследование и лечение, а также на медицинское освидетельствование для определения категории годности к военной службе.
Заслушав доклад судьи Санникова А.Б, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя начальника военного госпиталя и председателя военно-врачебной комиссии консультативно-диагностической поликлиники военного госпиталя - Ельтековой И.Б, возражавшей относительно доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
Алавдинов Х.Л-А. через своего представителя обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие начальника военного госпиталя и его заместителя, а также начальника и председателя военно-врачебной комиссии консультативно-диагностической поликлиники военного госпиталя, связанного с ненаправлением его на необходимые обследование и лечение, а также на медицинское освидетельствование для определения категории годности к военной службе.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца просит решение суда отменить в связи с нарушением норм процессуального права.
Автор жалобы утверждает, что решение суда вынесено с нарушением требований статьи 84 КАС РФ, поскольку в нем не отражено, что Алавдинов Х.Л-А. прибыл на медицинское освидетельствование на основании направления от 9 июня 2022 г. для определения категории годности к военной службе в связи с контузией головного мозга, полученной в период проведения специальной военной операции.
По мнению представителя, указание, содержащееся в телеграмме начальника медицинской службы Южного военного округа от 23 февраля 2022 г. N 49/2/939, касается только военнослужащих, направленных на плановое обследование или лечение. При этом административный истец направлялся в военный госпиталь как участник специальной военной операции, а поэтому имеет внеочередное право на медицинское освидетельствование и на бесплатное получение медицинской помощи. Более того, 2 июня 2022 г. на Алавдинова Х.Л-А. была оформлена медицинская карта, однако он не был госпитализирован ввиду отсутствия необходимых документов.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с частью 2 ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие имеют право на бесплатное получение медицинской помощи.
В пункте 4 ст. 25 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан" определено, что порядок организации медицинской помощи военнослужащим и приравненным к ним лицам устанавливается Правительством Российской Федерации, особенности организации оказания медицинской помощи военнослужащим, в том числе порядок их освобождения от исполнения обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с заболеванием и иными причинами, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Согласно пунктами 4 и 5 ст. 17.1 Федерального закона "Об обороне" медицинская помощь военнослужащим в медицинских (военно-медицинских) подразделениях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в местах их постоянной дислокации оказывается в соответствии с порядком организации медицинской помощи военнослужащим, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, в соответствии с утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, порядками оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых указанным федеральным органом исполнительной власти.
В пунктах 6, 7 и 8 Правил организации медицинской помощи военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, воинских формирований и органов и гражданам, призванным на военные сборы, в медицинских (военно-медицинских) подразделениях Вооруженных Сил Российской Федерации, воинских формирований и органов в местах их постоянной дислокации и в военно-медицинских частях и организациях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2020 г. N 1980 (далее - Правила), предусмотрено, что для оказания медицинской помощи в плановой форме в стационарных условиях военнослужащие направляются в военно-медицинские организации по медицинскому заключению лечащего врача. Очередность направления военнослужащих определяют лечащие врачи военно-медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, по согласованию с военно-медицинскими организациями, в которые военнослужащие направляются на лечение в соответствии с медицинскими показаниями. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства, оказывается военнослужащим беспрепятственно и безотлагательно всеми военно-медицинскими организациями вне зависимости от ведомственной подчиненности. Оказание военнослужащим медицинской помощи в экстренной или неотложной форме осуществляется в порядке, установленном пунктами 6 и 7 настоящих Правил, при самостоятельном обращении пациента в военно-медицинскую организацию или при его доставке выездной бригадой скорой медицинской помощи в соответствии с правилами осуществления медицинской эвакуации при оказании скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, установленными Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Как следует из статьи 362 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации на лечение в стационарных условиях вне расположения полка военнослужащие направляются по заключению врача (фельдшера) командиром полка (должностным лицом, определяемым руководителем федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба), а для оказания медицинской помощи в экстренной и неотложной формах в отсутствие врача - дежурным фельдшером по медицинскому пункту с одновременным докладом начальнику медицинской службы полка и дежурному по полку.
Основанием для приема военнослужащего военно-медицинской организацией, медицинской частью, медицинской организацией государственной или муниципальной системы здравоохранения для оказания медицинской помощи в стационарных условиях является представление таким лицом направления на госпитализацию, заверенного печатью воинской части, а также документа, удостоверяющего личность.
На основании пункта 50 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565, направление военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы по линии Вооруженных Сил, на освидетельствование организуется Министерством обороны Российской Федерации, другими федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
По смыслу приведенных нормативных правовых актов при отсутствии заболевания или состояния, сопровождающегося угрозой жизни, не требующих экстренной и неотложной помощи, отсрочка оказания которой не повлечет за собой ухудшение состояния, угрозу жизни и здоровью больного, ему оказывается плановая медицинская помощь, которая предусматривает определенную очередность при наличии возможностей ее проведения в медицинском учреждении.
По делу установлено, что с 5 мая 2022 г. Алавдинов Х.Л-А. проходит военную службу в войсковой части N и участвовал в проведении специальной военной операции.
В период с 8 по 11 апреля 2022 г. он находился на стационарном лечении в ГБУ "Новоазовская ЦРБ" с диагнозом " "данные изъяты" травма, "данные изъяты", "данные изъяты" и "данные изъяты"".
За время медицинского наблюдения административный истец обращался за медицинской помощью по поводу "данные изъяты" травмы, "данные изъяты", "данные изъяты" и "данные изъяты", о чем указано в медицинской характеристике, составленной в войсковой части N.
Как усматривается из медицинской карты стационарного больного, Алавдинов Х.Л-А. поступил на лечение в военный госпиталь 2 июня 2022 г. с диагнозом "сахарный диабет".
Из рапорта врача-эндокринолога Т.В. от 3 июня 2022 г. следует, что административный истец 2 июня 2022 г. был госпитализирован в гастроэнтерологическое отделение военного госпиталя в связи с выявленным сахарным диабетом и в этот же день покинул территорию военного госпиталя.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Т.В. показала, что 2 июня 2022 г. Алавдинов Х.Л-А. прибыл в военный госпиталь из его Новочеркасского филиала с подозрением на "данные изъяты". После этого она направила его в приемное отделение для оформления госпитализации. Впоследствии ей стало известно, что Алавдинов Х.Л-А. покинул военный госпиталь.
Судом первой инстанции также установлено, что Алавдинов Х.Л-А. покинул территорию военного госпиталя и был выписан за нарушение госпитального режима.
В соответствии с направлением на медицинское освидетельствование от 9 июня 2022 г. N 59, выданным командиром войсковой части N, административный истец был направлен на медицинское освидетельствование для определения категории годности к военной службе в связи с контузией. При этом на данном направлении имеется резолюция заместителя начальника военного госпиталя, из которой видно, что в связи с прекращением плановой госпитализации в военный госпиталь, Алавдинову Х.Л-А. рекомендовано пройти военно-врачебную комиссию в консультативно-диагностической поликлинике.
Из телеграммы начальника медицинской службы Южного военного округа от 23 февраля 2022 г. N 49/2/939 следует, что с 24 февраля 2022 г. прекращается оказание плановой стационарной медицинской помощи, стационарного углубленного медицинского обследования в военном госпитале. Каких-либо исключений для военнослужащих, ранее участвовавших в специальной военной операции, не предусмотрено.
Поэтому является несостоятельным довод жалобы о том, что к Алавдинову Х.Л-А. указанное распоряжение не применяется, и он имеет внеочередное право на медицинское освидетельствование в военном госпитале.
Более того, Алавдинов Х.Л-А. первоначально поступил на лечение в военный госпиталь с диагнозом "сахарный диабет".
Таким образом, Алавдинов Х.Л-А. не нуждался в скорой (скорой специализированной) медицинской помощи, а также в медицинской помощи в экстренной или неотложной форме. При этом он 2 июня 2022 г. покинул территорию военного госпиталя по личным мотивам. Поскольку в настоящее время плановая госпитализация в военном госпитале не осуществляется, стационарная медицинская помощь в консультативно-диагностической поликлинике не оказывается, то гарнизонный военный суд правильно отказал в удовлетворении заявленных требований. Кроме того, военно-врачебную комиссию административный истец мог пройти в консультативно-диагностической поликлинике амбулаторно.
К тому же административный истец не лишен возможности получить бесплатное плановое медицинское лечение в установленном порядке позднее или в иных государственных учреждениях здравоохранения по месту жительства.
Поэтому мнение автора жалобы о том, что отказ в госпитализации лишает Алавдинова Х.Л-А. в возможности получения бесплатной медицинской помощи является необоснованным.
Вопреки доводам жалобы, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка имеющимся в материалах дела доказательствам в их совокупности и взаимосвязи. Следовательно, требования статьи 84 КАС РФ судом соблюдены.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 4 октября 2022 г. по административному исковому заявлению, поданному в интересах Алавдинова Хамзата Лом-Алиевича, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного истца - без удовлетворения.
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий В.А. Костин
Судьи: А.Б. Санников
В.Е. Цыбульник
Мотивированное апелляционное определение составлено 26 января 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.