Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Широкова Е.А., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Судоходная компания "ЭКОТЭК" адвоката ФИО2 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 123 Санкт-Петербурга от 22 ноября 2021 года и решение судьи Московского районного суда Санкт-Петербурга от 16 февраля 2022 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Судоходная компания "ЭКОТЭК" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 123 Санкт-Петербурга от 22 ноября 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Московского районного суда Санкт-Петербурга от 16 февраля 2022 года, общество с ограниченной ответственностью "Судоходная компания "ЭКОТЭК" (далее - ООО "СК "ЭКОТЭК", общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, защитник ООО "СК "ЭКОТЭК" адвокат ФИО2 ставит вопрос об отмене вышеуказанных судебных актов ввиду неисследованности вины общества в совершении вмененного административного правонарушения и прекращении производства по делу в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.
Отношения в области экологической экспертизы регулируются положениями Федерального закона от 23.11.1995 года N174-ФЗ "Об экологической экспертизе", который направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
Положениями статьи 3 Федерального закона от 23.11.1995 года N174-ФЗ "Об экологической экспертизе" закреплены принципы экологической экспертизы, к которым в числе прочих относятся: презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решения о реализации объекта экологической экспертизы.
В силу положений п.5 ст.18 Федерального закона от 23.11.1995 года N174-ФЗ "Об экологической экспертизе" положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы. Положительное заключение государственной экологической экспертизы имеет юридическую силу в течение срока, определенного федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, проводящим конкретную государственную экологическую экспертизу.
Федеральный закон от 23.11.1995 года N174-ФЗ "Об экологической экспертизе" устанавливает перечень объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня, который закреплен в статье 11 указанного Закона.
В соответствии с пунктом 7 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 года N174-Ф "Об экологической экспертизе" к ним отнесены объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 31.07.1998 год N155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации".
В силу пункта 2 статьи 34 Федерального закона от 31.07.1998 года
N 155 ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и территориальном море. Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.
Объектами государственной экологической экспертизы в силу пункта 3 статьи 34 Федерального закона от 31.07.1998 года N155-ФЗ являются проекты федеральных программ, другие документы и (или) документация, имеющие отношение к региональному геологическому изучению, геологическому изучению, разведке и добыче минеральных ресурсов внутренних морских вод территориального моря, рыболовству, созданию, эксплуатации, использованию искусственных островов, установок, сооружений, прокладке подводных кабелей трубопроводов, проведению буровых работ, захоронению грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, во внутренних морских водах и территориальном море, а также обосновывающие другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и территориальном море.
При этом в силу положений статьи 30 Федерального закона от 23.11.1995 год N174-ФЗ "Об экологической экспертизе" реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы является нарушением законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе.
Основанием для привлечения ООО "СК "ЭКОТЭК" к административной ответственности явились установленные по делу и изложенные в обжалуемых актах выводы о том, что 24 февраля 2021 года по результатам административного производства по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассмотренным Росприроднадзором в отношении ООО "СК "ЭКОТЭК", было выдано предписание N по устранению выявленных нарушений требований пп.2, 3 статьи 34 Федерального закона от 31.07.1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" в срок до 24 августа 2021 года.
В целях проверки исполнения вынесенного предписания N на основании решения Врио руководителя Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора N/Рш проведена внеплановая документарная проверка, в результате которой согласно акту проверки от 9 сентября 2021 года было выявлено неисполнение в установленный срок ранее вынесенного предписания.
Указанное бездействие образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно: решением о проведении внеплановой документарной проверки (л.д.49), актом проверки (л.д.28-30), протоколом об административном правонарушении (л.д.10-13), предписанием N (л.д.53) и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод судебных инстанций о наличии в бездействии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса, проверена законность предписания, неисполнение которого образует состав вменяемого обществу административного правонарушения.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушений порядка составления названного процессуального документа не установлено.
Постановление мировым судьей вынесено в соответствии с требованиями статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, жалоба на постановление рассмотрена судьей районного суда в соответствии с положениями статьи 30.6 данного Кодекса.
Административное наказание назначено ООО "СК "ЭКОТЭК" в соответствии с требованиями глав 3 и 4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере, установленном санкцией части 1 статьи 19.5 данного Кодекса.
Доводы, аналогичные приведенным в настоящей жалобе, были предметом проверки в ходе рассмотрения жалобы на постановление мирового судьи, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в судебном акте, и не ставят под сомнение наличие в бездействии общества состава вмененного административного правонарушения.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 123 Санкт-Петербурга от 22 ноября 2021 года и решение судьи Московского районного суда Санкт-Петербурга от 16 февраля 2022 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Судоходная компания "ЭКОТЭК" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника ООО "Судоходная компания "ЭКОТЭК" адвоката ФИО2 - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда Е.А. Широкова
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.