Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Широкова Е.А., рассмотрев жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью "Производственная компания "Северные окна" генерального директора ФИО3 на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Коми от 3 марта 2021 г., решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 июня 2021 г. и решение судьи Верховного суда Республики Коми от 25 августа 2021 г., вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Производственная компания "Северные окна" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Коми от 3 марта 2021 г, оставленным без изменения решением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 июня 2021 г. и решением судьи Верховного суда Республики Коми от 25 августа 2021 г, общество с ограниченной ответственностью "Производственная компания "Северные окна" (далее - ООО "Производственная компания "Северные окна", общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 110 000 рублей.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель ООО "Производственная компания "Северные окна" ФИО3 ставит вопрос об отмене постановленных по делу актов и прекращении производства по делу ввиду отсутствия состава административного правонарушения, его малозначительности, либо изменении вида или размера назначенного наказания.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.
По смыслу положений абзаца 4 части 1 статьи 76, абзацев 11, 12 части 2 статьи 212, части 7 статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательнее психиатрическое освидетельствование. Работодатель обязан обеспечить, в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, проведение за счет собственных средств обязательных психиатрических освидетельствований работников в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных освидетельствований, а также обеспечить недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных психиатрических освидетельствований.
Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанные с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно Перечню медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности (утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года N 377) и Правил прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 года N 695) следует, что такое освидетельствование должно проводится не реже одного раза в 5 лет в отношении таких видов работы, как водители автомототранспортных средств категории A, B, C, D, E; работы на высоте, работы верхолазные и связанные с подъемом на высоту, а также работы по обслуживанию подъемных сооружений; работники на рабочем месте которых выявлен производственный фактор "производственный шум.
Как следует из материалов дела, по итогам проведенной проверки было установлено, что в нарушение выше приведенных норм закона общество с ограниченной ответственностью "Производственная компания "Северные окна" не отстранило от работы (допустило к работе) работников, занимающих должность "водитель автомобиля" ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, занимающих должность "монтажник" ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, занимающих должность "мастер строительных и монтажных работ" ФИО12, ФИО13, занимающих должность "инженер-конструктор" ФИО14 ФИО15, занимающих должность "сборщик" ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, занимающего должность "бригадир цеха" ФИО22, не прошедших в установленном порядке обязательное психиатрическое освидетельствование.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия общества квалифицированы по части 3 статьи 5.27.1 названного Кодекса в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и законодательства о труде и об охране труда.
Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом и судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Вопреки доводам жалобы, оснований, позволяющих признать совершенное обществом административное правонарушение малозначительным и освободить его от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом положений пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", не имеется.
С учетом взаимосвязанных положений части 3 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса.
В рассматриваемом случае совокупности условий, предусмотренных частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не усматривается.
Также в данном случае наличие каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих назначить наказание в соответствии с положениями части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.
В то же время имеются основания для изменения принятых по делу судебных актов.
Федеральным законом от 26 марта 2022 года N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" названный Кодекс дополнен статьей 4.1.2, согласно части 1 которой при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В силу части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
ООО "Производственная компания "Северные окна" относится к субъектам малого предпринимательства, включено по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (категория - малое предприятие).
Сведений об уплате административного штрафа в материалах дела не имеется.
Норма части 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения предусматривает наказание для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в виде административного штрафа в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей.
Следовательно, в отношении общества подлежит применению часть 1 статьи 4.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Коми от 3 марта 2021 г, решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 июня 2021 г. и решение судьи Верховного суда Республики Коми от 25 августа 2021 г, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Производственная компания "Северные окна" подлежат изменению путем снижения размера назначенного административного штрафа в соответствии с санкцией для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Коми от 3 марта 2021 г, решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 июня 2021 г. и решение судьи Верховного суда Республики Коми от 25 августа 2021 г, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Производственная компания "Северные окна" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить: размер назначенного обществу с ограниченной ответственностью "Производственная компания "Северные окна" административного наказания в виде административного штрафа снизить до 20000 (двадцати тысяч) рублей.
В остальной части названные акты оставить без изменения, жалобу законного представителя ООО "Производственная компания "Северные окна" ФИО3 - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда Е.А. Широкова
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.