Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе администрации муниципального образования "Красносельское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 14 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 22 сентября 2022 года по административному делу N 2а-2434/2022 по административному исковому заявлению Выборгского городского прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования "Красносельское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области о признании незаконным бездействия администрации, об обязании совершить действия для постановки на учет недвижимого имущества - автомобильной дороги общего пользования местного значения.
Заслушав доклад судьи Корнюшенкова Г.В, возражения против кассационной жалобы представителя прокуратуры Ленинградской области Поповой Е.В, изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Выборгский городской прокурор Ленинградской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, уточнив заявленные требования, обратился в Выборгский городской суд Ленинградской области с административным иском, указав в обоснование, что в ходе прокурорской проверки соблюдения администрацией муниципального образования "Красносельское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области (далее - администрация, администрация МО "Красносельское сельское поселение") требований действующего законодательства в сфере управления и распоряжения государственным муниципальным имуществом, установлено, что на территории пос. Кирилловское имеется автомобильная дорога общего пользования местного значения протяженностью 471 п.м. по ул. Красноармейская, которая включена в реестр муниципального имущества МО "Красносельское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области и в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, но не поставлена на кадастровый учет, сведения о государственной регистрации права собственности в ЕГРН отсутствуют. Указанное приводит к тому, что содержание автодороги не осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов и приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц (пользователей автодорог) на безопасность дорожного движения.
Прокурор просил суд признать незаконным бездействие администрации, выразившееся в неиспользовании комплекса действий, направленных на постановку на кадастровый учет автомобильной дороги общего пользования местного значения, протяженностью 471 п.м. по "адрес" в "адрес", обязав администрацию совершить все необходимые действия для постановки на кадастровый учет, с последующей регистрацией права собственности на недвижимое имущество в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Росреестра по Ленинградской области.
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 14 апреля 2022 года административные исковые требования Выборгского городского прокурора удовлетворены. Признано незаконным бездействие администрации муниципального образования "Красносельское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области, выразившееся в неиспользовании комплекса действий, направленных на постановку на кадастровый учет автомобильной дороги общего пользования местного значения, протяженностью 471 п.м. по автомобильной дороге улица Красноармейская в поселке Кирилловское Выборгского района Ленинградской области. На администрацию муниципального образования "Красносельское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области возложена обязанность совершить все необходимые действия для постановки на кадастровый учет, с последующей регистрацией права собственности на недвижимое имущество - автомобильной дороги общего пользования местного значения, протяженностью 471 п.м. по автомобильной дороге "адрес" в "адрес", в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 22 сентября 2022 года решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 14 апреля 2022 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации муниципального образования "Красносельское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области - без удовлетворения.
В кассационной жалобе администрации муниципального образования "Красносельское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 14 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 22 сентября 2022 года, поданной 21 ноября 2022 года, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 24 ноября 2022 года, ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, как незаконных, и вынесении по делу нового решения, отказав в удовлетворении заявленных Выборгским городским прокурором требований в полном объеме.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (части 2, 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
В соответствии с положениями части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ), действие которого распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 257-ФЗ под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Статьей 10 Федерального закона N 257-ФЗ предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения об автомобильных дорогах, предоставленные собственниками данных дорог.
Согласно положениям статей 1, 4, 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством установления полномочий и ответственности органов местного самоуправления, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве.
В силу пункта 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 3 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Статьей 1 Областного закона Ленинградской области от 10 июля 2014 года N 48-оз "Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области" за сельскими поселениями Ленинградской области закреплен в числе прочих вопрос местного значения, предусмотренный пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок и др.).
Исходя из положений статьи 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
При этом, в соответствии со статьей 51 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30 августа 2011 года N 424 утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, согласно которому реестр состоит из 3 разделов. В раздел 1 включаются сведения о. муниципальном недвижимом имуществе, в том числе кадастровый номер муниципального недвижимого имущества.
В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Как следует из материалов дела и установлено судами нижестоящих инстанций, постановлением администрации МО "Красносельское сельское поселение" от 1 марта 2021 года N 62 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов муниципального образования "Красносельское сельское поселение" (л.д. 11- 16).
В соответствии с указанным перечнем, в границах населенного пункта "адрес" расположена автомобильная дорога общего пользования (пункт 18 перечня).
Как установлено судами указанная автомобильная дорога не поставлена на государственный кадастровый учет и право собственности на нее в ЕГРН не зарегистрировано.
Разрешая административное дело и удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что отсутствие государственной регистрации права собственности на автомобильные дороги, расположенные в границах муниципального образования, создает препятствие в осуществлении государственного контроля за техническим состоянием дорог, за безопасностью дорожного движения и применения мер ответственности в случае выявления несоответствия состояния дорог установленным правилам и стандартам, а также влечет нарушение прав и законных интересов жителей данных улиц и других граждан.
Проверяя законность и обоснованность судебного постановления в апелляционном порядке, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда с указанным выводом суда первой инстанции согласилась.
Доводы кассационной жалобы выводы судов первой и апелляционной инстанций по существу не опровергают.
Содержащийся в кассационной жалобе довод "данные изъяты" о том, что спорная автомобильная дорога имеет щебеночно-песочное покрытие, в связи с чем в силу Гражданского кодекса Российской Федерации не может являться самостоятельным объектом недвижимости и не подлежит регистрации, ранее являлся предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и обоснованно им отклонен, как основанный на неверном толковании норм права.
На основании пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В силу вышеприведенных положений статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) вне зависимости от вида дорожного покрытия.
В пункте 2 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" закреплено, что к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально определенной вещи, к которым согласно пункту 4 также отнесены: вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид), описание местоположения объекта недвижимости.
В силу статьи 128 Гражданского кодекса Российской Федерации к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.
Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
С учетом приведенных норм право собственности, в том числе право собственности на сооружение - дорогу как на самостоятельный объект гражданских прав, может возникнуть в том случае, если она создана как объект недвижимости в установленном порядке, индивидуализирована в качестве объекта недвижимости.
В данном случае, вопреки доводам кассационной жалобы, судами в отношении спорной дороги установлены идентифицирующие признаки объекта недвижимости.
В материалы дела представлен технический паспорт спорной автомобильной дороги (л.д. 45-48), который включает технические, экономические, характеристики дороги, протяженность покрытий, наличие подъездов, дорожных сооружений и другие характеристики, необходимые для эксплуатации дороги, что позволяет определить спорную дорогу в качестве индивидуально определенной вещи и отнести дорогу к объектам недвижимости.
Ссылки подателя кассационной жалобы на иные судебные акты на правильность выводов судов не влияют и основанием к отмене или изменению вынесенных по данному административному делу решения суда и апелляционного определения в кассационном порядке служить не могут, о нарушении судами принципа единства судебной практики не свидетельствуют. Основания для удовлетворения или отказа в удовлетворении заявленных требований устанавливаются судом при разрешении дела в каждом конкретном случае с учетом представленных доказательств по делу и установленных обстоятельств.
Указание в кассационной жалобе на то, что Управление Росреестра по Ленинградской области отказывает в постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности дорог с щебеночно-песочным покрытием, основанием для отмены постановленных по делу актов признана быть не может. Какие-либо действия Управления Росреестра по Ленинградской области предметом правовой проверки по данному административному делу не являются.
Юридически значимые обстоятельства по делу определены судами верно, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности оценены в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Несогласие подателя кассационной жалобы с выводами судов, иное толкование положений законодательства, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает существенных нарушений судами норм права.
Нормы материального права при установленных обстоятельствах применены судами правильно. Нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 14 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 22 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Красносельское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области - без удовлетворения.
Решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 14 апреля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 22 сентября 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 30 января 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.