Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Морозковой Е.Е, с участием прокурора Поповой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Архиповой О. П, Макарова А. И, Новиковой И. В, Лукашевич Т. А. на решение Калининградского областного суда от 1 июля 2022 года (N 3а-122/2022) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от
15 сентября 2022 года (N 66а-2875/2022) по административному исковому заявлению Архиповой О. П, Макарова А. И, Новиковой И. В, Лукашевич Т. А. о признании не действующими в части правил землепользования и застройки муниципального образования "Светловский городской округ".
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, объяснения представителя Архиповой О.П, Макарова А.И, Новиковой И.В, Лукашевич Т.А. Шоймера А.С, возражения представителя Министерства градостроительной политики Калининградской области Ишутиной В.С, заключение прокурора, полагавшего судебные акты подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
14 декабря 2016 года решением окружного Совета депутатов муниципального образования "Светловский городской округ" N 98 утверждены правила землепользования и застройки муниципального образования "Светловский городской округ" (далее - Правила землепользования и застройки).
Данный нормативный правовой акт опубликован в издании "Светловские вести" (приложение "Официальный вестник"), N 50, 22 декабря 2016 года.
Постановлением Правительства Калининградской области N 673 от 15 декабря 2017 года в Правила землепользования и застройки внесены изменения, в частности предусмотрены зоны транспортной и инженерной инфраструктур Т-1 зона размещения объектов автомобильного автотранспорта, Т-3 - зона размещения объектов водного транспорта (далее - Постановление N 673).
Постановление размещено на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 21 декабря 2017 года.
Архипова О.П, Макаров А.И, Новикова И.В, Лукашевич Т.А. обратились с административным иском в Калининградский областной суд, указав, что являются собственниками эллингов в ВМК "Сокол", расположенном в "адрес": Новикова И.В. - эллинг N N, Лукашевич Т.А. - эллинг N N, Архипова О.П. - эллинг N, Макаров А.И. - эллинг N. Указанные объекты образуют единый блок, с северо-восточной стороны которого располагается нежилое здание площадью 7, 4 кв.м, используемое для обслуживания эллингов, на котором расположен распределительный щит, внутри находится скважина для обеспечения технической водой. Административные истцы обратились в Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области с заявлением о формировании земельного участка, необходимого для обслуживания объектов недвижимости. Вместе с тем, Агентство дало ответ от 12 января 2021 года N 66-ААГ, что формирование земельного участка в заявленных границах невозможно, поскольку часть территории, на которой расположен блок эллингов NN 66-69, находится в территориальной зоне размещения объектов водного транспорта Т-3, другая часть - в территориальной зоне размещения объектов автомобильного транспорта Т-1. При этом граница территориальных зон накладывается на объект капитального строительства.
Как указано в ответе администрации МО "Светловский городской округ" от 9 февраля 2021 года N 15/55, по границе земельного участка с кадастровым номером N Правилами землепользования и застройки выделена территория, относящаяся к улично-дорожной сети. Наложений границ населенного пункта г. Светлый на территорию, необходимую для обслуживания блока эллингов N N, не имеется. В соответствии с Генеральным планом муниципального образования "Светловский городской округ", утвержденным Постановлением Правительства Калининградской области от 29 июня 2021 года N 375, территория, необходимая для обслуживания эллингов N N, располагается в одной функциональной зоне. Таким образом, существующие территориальные зоны в границах данной территории установлены без учета топографической ситуации на местности, накладываются на объекты недвижимости, препятствуют формированию участка, необходимого для обслуживания принадлежащих административным истцам эллингов, не соответствуют Генеральному плану муниципального образования "Светловский городской округ".
С учетом изложенного, уточнив требования в ходе рассмотрения дела, административные истцы просили признать не действующим со дня вступления в законную силу постановление Правительства Калининградской области от 15 декабря 2017 года N 673 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки" в части установления территориальных зон размещения объектов водного транспорта Т-3, размещения объектов автомобильного транспорта Т-1 на территории, необходимой для обслуживания эллингов N N, расположенных по адресу: "адрес", ВМК "Сокол".
Решением Калининградского областного суда от 1 июля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 15 сентября 2022 года, в удовлетворении требований административного иска отказано.
В кассационной жалобе на решение Калининградского областного суда от 1 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 15 сентября 2022 года, поступившей в суд первой инстанции 22 ноября 2022 года, Архипова О.П, Макаров А.И, Новикова И.В, Лукашевич Т.А. ставят вопрос об отмене судебных актов, полагая их незаконными, постановленными с выводами противоречащими обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Судами установлено, что ВМК "Сокол" в аренду предоставлен земельный участок с кадастровым номером N, площадью 14206 кв.м, расположенный по адресу: "адрес"Д, вид разрешенного использования - для размещения эллингов.
Согласно генеральному плану ВМК "Сокол", согласованному 18 декабря 2003 года, эллинги с номерами 66-69 должны быть расположены в пределах предоставленного клубу земельного участка.
Новикова И.В. является собственником эллинга N в ВМК "Сокол" на основании договора купли-продажи от 19 сентября 2019 года. Архипова О.П. является собственником эллинга N на основании акта о результатах реализации инвестиционного проекта от 1 ноября 2011 года, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 1 сентября 2011 года. Лукашевич Т.А. на праве собственности принадлежит эллинг N, что подтверждается свидетельством о регистрации права от 3 апреля 2014 года. Макаров А.И. собственник эллинга N, о чем представлено свидетельство о государственной регистрации права от 15 октября 2013 года.
Эллинги N N ВМК "Сокол" представляют собой единый блок - постройку, расположенную рядом с береговой линией Калининградского морского канала.
Собственники эллингов 14 декабря 2020 года обращались в Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области с коллективным обращением о подготовке проекта межевания территории в целях образования земельного участка на четыре эллинга (N N) путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером N и земель государственной неразграниченной собственности.
Агентством 12 января 2021 года дан ответ, что осуществить подготовку проекта межевания территории в заявленных целях не представляется возможным, поскольку недопустимо образование участка, границы которого пересекают границы территориальных зон; границы территориальных зон должны отвечать принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
Изучив представленные в материалы дела техническое заключение NМ/2022 от 28 июня 2022 года, Генеральный план и Правила землепользования и застройки, в редакции Постановления N, суды пришли к выводу о расположении земельного участка с кадастровым номером N, принадлежащего ВМК "Сокол" в одной территориальной зоне Т-3 - зоне размещения объектов водного транспорта.
Формируемый административными истцами земельный участок для использования эллингов N расположен как в зоне Т-3, так и в зоне Т-1 - зона размещения объектов автомобильного транспорта.
Частью 3 статьи 9 и пунктом 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что генеральный план поселения, как документ территориального планирования, является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки.
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных в том числе генеральным планом поселения (пункт 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны.
При установленных обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что территориальное зонирование земельного участка ВМК "Сокол" и формируемого административными истцами земельного участка, при котором спорный земельный участок расположен в двух территориальных зонах Т-1 и Т-3, соответствует функциональной зоне, определенной Генеральным планом и согласуется с нормами градостроительного законодательства относительно соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану.
Постановлением Администрации муниципального образования Светловский городской округ N 85 от 27 января 2022 года утверждена программа комплексного развития коммунальной, социальной и транспортной инфраструктуры муниципального образования, одним из запланированных мероприятий которой является строительство улицы Береговой, территория под размещение которой была отражена в Генеральном плане, утвержденном от 22 июля 2014 года, где были предусмотрены на территории муниципального образования "Светловский городской округ" с учетом программы комплексного развития системы транспортной инфраструктуры от 30 ноября 2016 года, мероприятия по развитию сети дорог городского округа, путем отображения на картографическом материале транспортной сети на границе с береговой линией.
В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования, содержащая границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
Пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено аналогичное требование о принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования (пункт 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Правовое регулирование градостроительной деятельности, осуществляемое в целях устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории (пункт 1 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации), предусматривает необходимость соотнесения законных интересов лиц, основанных в том числе на существующем землепользовании, и интересов публичных образований, возникающих в ходе принятия градостроительных решений, обеспечивающих потребности общества в целом (часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Данный подход конкретизирован в частях 1 и 2 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которому при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом: возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района.
Таким образом, суды пришли к верному выводу о том, что принятие Постановления N 673 и отображение вдоль береговой полосы, граничащей с земельным участком с кадастровым номером N, зоны размещения объектов автомобильного транспорта (Т-1) соответствует параметрам планируемого развития территории, определенных как Генеральным планом, так и действующей в настоящее время программой развития транспортной инфраструктуры в муниципальном образовании "Светловский городской округ".
Доводы административных истцов о том, что границы территориальных зон проходят по принадлежащим им объектам капитального строительства, проверялись судами, но не нашли своего подтверждения.
Установлено, что Правительство Калининградской области при принятии оспариваемого административными истцами нормативного правового акта объективно не имело возможности учесть при определении места расположения границ соответствующей территориальной зоны границы эллингов N ввиду отсутствия в ЕГРН координат характерных точек контура указанных зданий.
В силу требований части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта проверяет законность оспариваемых положений, при этом не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном иске, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 этой статьи, в полном объеме, в том числе: соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия административного ответчика на принятие оспариваемого акта, соблюдена ли форма и вид, В которых орган вправе принимать нормативные правовые акты, процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта и правила введения его в действие; соответствует ли оспариваемый акт или его часть нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (пункты 2, 3 части 8).
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал вопрос соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта представительным органом.
Согласно частям 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу.
Исходя из требований части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также положений части 1 статьи 7, пункта 26 части 1 статьи 16, части 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 30-35 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, подпунктов 2, 3 пункта 1 статьи 1 Закона Калининградской области от 30 ноября 2016 года N 19 "О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области", приняв во внимание решение о подготовке проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки, принятое приказом Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области от 30 мая 2017 года N 79, доведение до всеобщего сведения как Приказа Агентства, так и проекта нормативного правового акта, извещения о проведении публичных слушаний и их результатов, оформленных протоколом от 2 ноября 2017 года, заключением по результатам публичных слушаний от 9 ноября 2017 года, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Постановление N 673 принято в пределах компетенции Правительства Калининградской области, с соблюдением процедуры принятия, проведения публичных слушаний и опубликования как результатов публичных слушаний, так и непосредственно Постановления N 673.
Проверяя оспариваемый нормативный правовой акт на соответствие иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что территориальное планирование полностью согласуется с функциональным зонированием в пределах спорной территории. Земельный участок с кадастровым номером N, предоставленный ВМК "Сокол" под размещение эллингов находится в одной территориальной зоне, зоне Т-3. Земельный участок для обслуживания эллингов административных истцов в заявленных границах не сформирован.
Учитывая изложенное, суды пришли к обоснованному что в оспариваемой административными истцами части Правила землепользования и застройки нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречат.
Приведенные в кассационной жалобе доводы сводятся к несогласию с изложенными выводами судов, оценкой фактических обстоятельств дела, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, однако, оспариваемые судебные акты постановлены исходя из собранных по делу доказательств в их совокупности, которые получили оценку судов с учетом требований статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Несогласие заявителей с данной оценкой направлено на переоценку доказательств, что в силу статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Калининградского областного суда от 1 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 15 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Архиповой О.П, Макарова А.И, Новиковой И.В, Лукашевич Т.А. - без удовлетворения.
Решение Калининградского областного суда от 1 июля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 15 сентября 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 1 февраля 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.