Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Медведкиной В.А.
судей Кузнецова С.Л. и Осиповой Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Близнина Артура Анатольевича к ПАО МТС о взыскании компенсации морального вреда по кассационной жалобе Близнина Артура Анатольевича на решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 2 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 02 июня 2022 года.
Заслушав доклад судьи Кузнецова С.Л,
УСТАНОВИЛА:
Близнин А.А. обратился в суд с иском к ПАО "МТС" о взыскании компенсации морального вреда в размере 5000 рублей.
В обоснование заявленных требований Близнин А.А. указал, что он является абонентом ответчика, имеет сим-карту с абонентским номером "данные изъяты". В сентябре 2021 года на виртуальном счетчике, привязанном к его абонентскому номеру был накоплен кэшбэк на сумму 117 руб. В середине октября он обнаружил, что указанный кэшбэк списан. Он полагает, что ответчиком нарушены его права потребителя, поскольку правилами сервиса не предусмотрено право одностороннего списания кэшбэка. Его претензию ответчик не удовлетворил.
Решением Северодвинского городского суда Архангельской области от 2 февраля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 2 июня 2022 года, в удовлетворении требования Близнина А.А. к ПАО "МТС" - отказано.
В кассационной жалобе, адресованной Третьему кассационному суду общей, Близнин А.А. ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения суда второй инстанции, как не основанных на установленных по делу обстоятельствах, постановленных с нарушением норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции участники процесса не явились, сведений о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для её удовлетворения, в силу следующего.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких оснований при проверке доводов кассационной жалобы не установлено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Близнин А.А. является абонентом ПАО "МТС" по договору об оказании услуг связи с предоставлением ему абонентского номера "данные изъяты", а также участником сервиса "МТС Cashback".
На виртуальном счетчике, привязанном к абонентскому номеру истца "данные изъяты", по состоянию на 02 августа 2020 года был накоплен кэшбэк в количестве 117 руб, который сгорел 31 октября 2021 года, в связи с истечением срока действия кэшбека, в соответствии с п. 11.7.1 Правил сервиса "МТС Cashback", и это подтверждено представленными ответчиком данными виртуального счетчика.
Согласно п. 3.2 Правил сервиса, кэшбэк учитывается на виртуальном счетчике, привязанном к абонентскому номеру. Кэшбэк начисляется за совершение абонентом определенных действий, перечисленных в п. 3.1 Правил сервиса. Правила расходования кэшбэка предусмотрены разделом 5 Правил сервиса, при этом варианты расходования кэшбэка доступны участникам, то есть абонентам или пользователям, которые зарегистрировались в сервисе.
В соответствии с Правилами сервиса "МТС Cashback" сервис МТС Cashback - это программа лояльности ПАО "МТС" для физических лиц, в рамках которой участник может накапливать кэшбэк и расходовать накопленный кэшбэк в соответствии с настоящими Правилами, а также получать информацию о специальных акциях и предложениях МТС и партнеров сервиса.
Согласно п. 5.1 Правил сервиса "МТС Cashback" участникам доступны следующие варианты расходования кэшбэка: расходование кэшбэка на получение скидки на услуги, предоставляемые в рамках договора, заключенного с любым абонентом МТС (услуги мобильной связи МТС); расходование кэшбэка на услуги "Весь МТС"; расходование кэшбэка на получение скидки на услуги МГТС и/или на услуги МТС Москва; расходование кэшбэка на получение скидки на товары в салонах-магазинах МТС, включая заказы в интернет-магазине МТС при выбранном способе доставки "самовывоз в салоне связи МТС"; расходование кэшбэка в рамках акций, проводимых МТС или партнерами сервиса.
В соответствии с разделом 6 Правил сервиса "МТС Cashback" расходование кэшбэка на получение скидки на услуги мобильной связи МТС и/или услуги "Весь МТС" осуществляется посредством назначения цели, именуемой в личном кабинете сервиса "автоплатеж на пополнение баланса номера МТС", или посредством запроса на расходование кэшбэка на получение скидки на услуги мобильной связи МТС и/или услуги "Весь МТС" единоразово (п. 6.1).
Для участников-абонентов МТС расходование кэшбэка осуществляется по абонентскому номеру или абонентскому номеру, выделенному по договору другому абоненту МТС, указанному при создании цели расходования накопленного кэшбэка. Для других участников расходование кэшбэка осуществляется по указанному при создании цели расходования накопленного кэшбэка абонентскому номеру, выделенному по договору любому абоненту МТС (п. 6.4).
Согласно п. 6.7 Правил сервиса "МТС Cashback" кэшбэк не расходуется на получение скидки на услуги мобильной связи МТС и/или услуги "Весь МТС" по абонентскому номеру или абонентскому номеру, выделенному по договору другому абоненту МТС, указанному при создании цели расходования накопленного кэшбэка, если баланс лицевого счета абонентского номера или абонентского номера, выделенного по договору другому абоненту МТС, указанному при создании цели расходования накопленного кэшбэка, соответственно, является отрицательным.
Таким образом, в соответствии с Правилами сервиса "МТС Cashback" кэшбэк предоставляется потребителям услуг связи, оказываемых ответчиком на основании договоров об оказании услуг связи.
Кэшбэк учитывается на виртуальном счетчике, привязанном к абонентскому номеру (п. 3.2 Правил сервиса).
Согласно п. 11.7.1 Правил сервиса "МТС Cashback" при отсутствии действий по начислению или расходованию кэшбэка, кэшбэк, накопленный участником в период с 01 января 2020 года по 30 сентября 2020 года, "сгорит" 31 октября 2021 года. Согласно п. 11.7.2 Правил сервиса "МТС Cashback" при отсутствии действий, ведущих к расходованию кэшбэка, кэшбэк, начисленный, начиная с 01 октября 2020 года, "сгорает" в последний день того же календарного месяца следующего года, в котором кэшбэк был начислен.
Под действиями, ведущими к расходованию кэшбэка, понимаются действия по фактическому списанию кэшбэка (п. 5.1). При этом установление цели "автоплатеж на пополнение баланса номера МТС" не является действием, ведущим расходованию кэшбэка (пункт 11.7.3)
Под "сгоранием" в рамках п. 11.7 правил понимается списание всего неизрасходованного на дату "сгорания" кэшбэка. При этом присутствует очередность "сгорания" кэшбэка, то есть первым сгорает ранее начисленный кэшбэк (пункт 11.8).
Проверяя доводы истца о том, что ответчиком было произведено списание указанного кэшбэка в сентябре 2021 года, суд указал, что данные доводы материалами дела не подтверждены.
Истец в адрес ответчика направил в электронном виде претензию, которая оставлена без исполнения.
Руководствуясь содержанием Федерального закона от 07 июля 2003 года N126-ФЗ "О связи", Правилами оказания услуг телефонной связи, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 декабря 2014 года N 1342, Законом Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", приняв во внимание содержание Правил сервиса, которыми ведется учет кэшбека, и то, что представленные истцом скриншоты содержат сведения об операции списания кэшбэка, датированной 30 сентября 2021 года, со статусом действия "не подтверждено", данные о реальной дате списания неизрасходованного кэшбека с виртуального счетчика, суд первой инстанции не усмотрел правовых оснований для удовлетворения заявленных по делу требований.
С данными выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, он признал принятое по делу решение законным и обоснованным, отклонил доводы апелляционной жалобы по мотивам, указанным в апелляционном определении.
Кассационный суд приходит к выводу, что суды первой и апелляционной инстанций правильно определили все значимые по делу обстоятельства, правильно определили нормы материального права, регулирующие возникшие между сторонами правоотношения, и не допустили нарушений норм процессуального права.
Все приведенные в кассационной жалобе доводы кассационным судом проверены, данные доводы повторяют правовую позицию заявителя при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, они сводятся к несогласию с выводами судов и не указывают на обстоятельства, которые были не проверены и были не учтены при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для разрешения спора по существу, влияли бы на обоснованность и законность решения и апелляционного определения, либо опровергали выводы судов.
В силу ст. ст. 67, 3271 ГПК РФ оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
В силу своей компетенции кассационный суд исходит из признанных установленными судом первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судебными инстанциями, и правом переоценки доказательств не наделен.
В кассационной жалобе нет правовых довода для пересмотра актов судов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 02 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 02 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Близнина Артура Анатольевича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.