Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Смирновой О.В, Шлопак С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4591/2022 по иску исполняющего обязанности прокурора г. Сыктывкара, действующего в интересах Ляхнович Виктора Васильевича, к Министерству здравоохранения Республики Коми о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом по кассационной жалобе Министерства здравоохранения Республики Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 12 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 11 июля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Смирновой О.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Бахтиной Н.И, полагавшей судебные постановления законными и обоснованными, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
исполняющий обязанности прокурора г. Сыктывкара, действующий в интересах Ляхнович В.В, обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Коми, просил обеспечить Ляхнович В.В. лекарственным препаратом "данные изъяты" N в количестве трёх упаковок.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 12 апреля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 11 июля 2022 г, исковые требования исполняющего обязанности прокурора г. Сыктывкара удовлетворены частично, на ответчика возложена обязанность обеспечить Ляхнович В.В. лекарственным препаратом " "данные изъяты" в количестве одной упаковки.
В кассационной жалобе Министерства здравоохранения Республики Коми ставится вопрос об отмене судебных постановлений.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебных постановлений, предусмотренных статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский процессуальный кодекс).
Судом при рассмотрении дела установлено, что Ляхнович В.В, 10 августа 1936 года рождения, имеет право на льготное лекарственное обеспечение по региональной льготе как страдающий "данные изъяты" согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890.
18 января 2022 г. Ляхнович В.В. выписан рецепт серии 87-9-22 N на бесплатное приобретение лекарственного препарата "данные изъяты" в количестве трёх упаковок.
18 января 2022 г. при обращении в аптеку, рецепт поставлен на отсроченное обслуживание, лекарственный препарат получен в порядке очереди истцом 17 марта 2022 г. в количестве двух упаковок в связи с большим количеством предъявленных и необеспеченных рецептов.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 2, 20, 38 Конституции Российской Федерации, пунктами 1, 2 части 1 статьи 16, частями 1, 2 статьи 19, статьёй 29, частью 1 статьи 37, статьёй 82 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", пунктом 6 Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, утверждённых приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 июля 2017 г. N 403н, исходил из ненадлежащего исполнения Министерством здравоохранения Республики Коми, как уполномоченного органа исполнительной власти Республики Коми, государственной функции по своевременному бесплатному обеспечению льготной категории граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными препаратами, возложив обязанность по обеспечению конкретного гражданина лекарственным препаратом в том объёме, который не был им получен при первоначальном обращении в аптеку.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми согласилась с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлений, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нормам материального и процессуального права, регулирующим спорные правоотношения.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в состав предоставляемого гражданам набора социальный услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объёме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", сформированным по рецептам на лекарственные препараты.
Согласно Положению о Министерстве здравоохранения Республики Коми, утверждённого постановлением Правительства Республики Коми от 5 июля 2012 г. N 283 (далее - Положение), Министерство является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию и управлению в сфере охраны здоровья граждан на Республики Коми, фармацевтической деятельности, демографической политики, судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, предоставлению государственных услуг в сфере охраны здоровья.
Согласно подпункту 3 пункта 9 Положения Министерство здравоохранения Республики Коми: исполняет функции организатора по обеспечению граждан, включённых в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
обеспечивает при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Республики Коми в сфере здравоохранения мониторинг цен и товарной номенклатуры (видов услуг), прогнозирование, планирование, бюджетирование, контрактацию и администрирование указанных закупок в порядке, установленном законодательством (пункт 32).
Совокупностью представленных доказательств (возражения Министерства здравоохранения Республики Коми на исковое заявление от 12 апреля 2022 г, согласующиеся с возражениями ГУП "Государственные аптеки Республики Коми" на исковое заявление от 11 апреля 2022 г.) достоверно установлено несвоевременное поступление лекарственных препаратов в аптечную сеть, обусловленное, в том числе длительностью проведения конкурентных способов закупок осуществляемых Министерством в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", что отнесено региональным законодателем к государственной функции органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по ведомственной принадлежности.
Доводы кассационной жалобы о надлежащем исполнении обязанности по обеспечению аптечных сетей лекарственными препаратами; виновных действиях сотрудников аптечной организации, в результате которых лекарственный препарат не получен гражданином в полном объёме, являются несостоятельными, направленными на переоценку имеющихся в деле доказательств, поэтому в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений, принятых по данному делу. В силу статей 67, 327.1 названного Кодекса установление обстоятельств по делу и оценка доказательств относится к компетенции суда первой и апелляционной инстанций. Суд кассационной инстанции не наделён правом оценивать представленные сторонами доказательства.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 12 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 11 июля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства здравоохранения Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.