Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Рогожина Н.А, судей Нестеровой А.А, Панферовой С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению С.В.П,, С.Я.Я.а к Государственному предприятию Калининградской области "Единая система обращения с отходами" о признании незаконным отказа в перерасчёте платежей за обращение с твёрдыми коммунальными отходами, возложении обязанности произвести перерасчёт начисленных сумм за обращение с твёрдыми коммунальными отходами, по кассационной жалобе С.В.П,, С.Я.Я.а на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 22 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 12 октября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Нестеровой А.А, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
С.В.П,, С.Я.Я. обратились в суд с иском к Государственному предприятию Калининградской области "Единая система обращения с отходами" (далее - ГПКО "ЕСОО") о признании незаконным отказа в перерасчете начислений платежей за обращение с твердыми коммунальным отходами, возложении обязанности осуществить перерасчет в соответствии с поданными ими документами и в дальнейшем не начислять плату за обращение с твердыми коммунальными отходами по квартире, расположенной по адресу: "адрес", в период временного отсутствия собственников квартиры.
Требования мотивированы тем, что истцы являются долевыми собственниками по ? доли в праве на квартиру по указанному адресу. При этом в данной квартире не зарегистрированы, поскольку работают и проживают в районе Крайнего Севера, в "адрес", где и оплачивают услугу по вывозу твердых коммунальных отходов. В связи с этим в июне 2021 года они обратились в ГПКО "ЕСОО" с заявлением о перерасчете размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в связи с временным, более 5-ти календарных дней подряд, отсутствием их как потребителей в жилом помещении по адресу: "адрес", представив необходимые подтверждающие документы. ДД.ММ.ГГГГ получили в электронном виде ответ начальника Западного межрайонного отделения ГГЖО "ЕСОО" с отказом в перерасчете платы за вывоз и обращение твердых коммунальных отходов. Более того, ответчик, получив от них сведения о составе собственников указанной квартиры, произвел доначисления на второго собственника, то есть увеличил размер их задолженности, вместо того, чтобы убрать ее полностью. С такими действиями ответчика С. не согласны, поскольку вышеуказанная квартира является их постоянным местом жительства только в период нахождения в г. Калининграде, а в период их отсутствия в г. Калининграде по адресу их квартиры бытовые отходы не образуются, их некому создавать.
Решением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 22 ноября 2021 год, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении исковых требований С.В.П,, С.Я.Я. отказано.
В кассационной жалобе С.В.П,, С.Я.Я. просят отменить названные судебные акты как незаконные.
В кассационной жалобе указывается об их отсутствии в принадлежащем им на праве собственности жилом помещении, что является основанием для перерасчета платы за вывоз ТКО.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Как следует из судебных постановлений и материалов дела, в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Калининградской области от 20 июня 2018 года Государственное предприятие Калининградской области "Единая система обращения с отходами" с 1 января 2019 года приступило к оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) потребителям.
С.В.П, и С.Я.Я. являются долевыми собственниками (в размере по 1/2 доли в праве каждый) квартиры, расположенной по адресу: "адрес", общей площадью 61, 6 кв.м, с кадастровым номером 39:15:130710:6724.
Начисления истцам за коммунальную услугу по обращению с ТКО производятся ГПКО "ЕСОО" на основании публичного договора и представленных управляющей компанией дома, а также самими истцами данных о количестве лиц, проживающих (зарегистрированных) в данном доме или его собственниках, по следующей формуле: норматив накопления (2, 0 м3/год) * расчетная единица (количество жителей/собственников) * тариф/12 месяцев = сумма начислений за услугу (руб.).
Нормативы накопления ТКО по категориям объектов на территории Калининградской области (норматив по категории объекта "многоквартирные жилые дома" - 2, 0 м3/год на 1 жителя - городской округ "Город Калининград") утверждены Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 14 мая 2018 года N 218 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Калининградской области и признании утратившим силу Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 4 мая 2018 года N 203" (Приложение N 1 таблица).
Приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области N28-06кк/19 от 29 марта 2019 "О внесении изменений в приказ Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 7 декабря 2018 года N96-04кк/18" установлен следующий единый тариф на услугу регионального оператора (для населения) на период с 1 января 2019 года по 31 марта 2019 года - 510, 75 руб./м3 (с НДС); на период по 31 декабря 2019 года - 488, 57 руб./м3 (с НДС).
Приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 17 декабря 2019 N 131-07окк/19 "Об установлении предельных единых тарифов на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ГП КО "ЕСОО" на территории Калининградской области на 2020-2022 годы" установлены следующие предельные единые тарифы на услуги регионального оператора (для населения) на период с 1 января 2020 года по 30 июня 2020 года - 488, 57 руб./м3 (НДС не облагается); на период с 1 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года - 506, 16 руб./м3 (НДС не облагается); на период с 1 января 2021 года по 30 июня 2021 года - 506, 16 руб./м3 (НДС не облагается); на период с 1 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года - 510, 31 руб./м3 (НДС не облагается).
Размер ежемесячной платы за вывоз ТКБО по квартире истцов за период с 1 июля 2020 года на 1 человека (собственника) составил 84, 36 рубля, а при наличии двух собственников и отсутствия зарегистрированных лиц, 168, 72 рублей, соответственно.
В соответствии с актуальными данными по лицевому счету после внесения сведений в информационную базу данных ГПКО "ЕСОО" о двух собственниках квартиры произведена корректировка начисления платы в сторону увеличения, что отражено в платежном документе за июнь 2021 года по лицевому счету N 11187671. За истцами числится задолженность по данной коммунальной услуге по указанной квартире.
Разрешая заявленные истцами требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, руководствуясь пунктами 56 (2), 148 (34), 148 (24), 148 (22), 148 (44), 148 (36) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 (далее - Правила N 354), исходил из того, что перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО возможен только в случае временного отсутствия (более 5 полных календарных дней подряд), что иного порядка перерасчета Правила N 354 не содержат, что непроживание истцов в спорном жилом помещении не является временным отсутствием потребителя, применяемым для проведения соответствующего перерасчета, и не является основанием для освобождения истцов как собственников квартиры от оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО, поскольку при временном и постоянном отсутствии проживающих в жилом помещении граждан расчет производится с учетом количества собственников.
Проверяя законность решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, ссылаясь на то, что порядок перерасчета платы за услугу, которую потребители обязаны оплачивать как собственники помещения, в котором не проживает ни один потребитель, ни Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, ни иными нормативными правовыми актами не предусмотрен.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с обоснованностью выводов судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, соответствуют действующему законодательству, подробно аргументированы в обжалуемых судебных актах.
Оснований согласиться с доводами кассационной жалобы истцов о нарушении и неправильном применении судами норм материального права у судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
Как верно указано судами, частью 1 статьи 30, пунктом 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены обязанности собственника жилого помещения с момента возникновения у него права собственности на такое помещение содержать его, а также общее имущество многоквартирного дома, своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно положениям статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу положений части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Постановлением Правительства от 6 мая 2011 года N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, регулирующие отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - Правила N 354).
Пунктом 56 (2) Правил N 354 предусмотрено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Пункт 148 (36) Правил N 354 устанавливает, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Пунктом 148 (44) предусмотрено право потребителя потребовать перерасчета указанной платы при условии временного отсутствия в жилом помещении.
Вместе с тем, как правильно установлено судами, в настоящем случае такого условия (временного отсутствия потребителя в жилом помещении) не имеется, поскольку истцы, будучи собственниками жилого помещения, не проживают в нем длительное время.
При таком положении оснований для перерасчета платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами не имеется, а порядок оплаты за услугу при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан урегулирован специальной нормой - пунктом 148 (36) Правил N 354, предусматривающим расчет платы с учетом количества собственников помещения.
Неиспользование собственником жилого помещения не может являться основанием для невнесения платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами по правилам части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, вопреки доводам кассационной жалобы, нормы материального права применительно к спорным правоотношениям судами применены правильно.
Суды нижестоящих инстанций обоснованно отказали истцам в удовлетворении их исковых требований о перерасчете платы, руководствуясь вышеприведенными положениями норм Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил N 354.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что суд первой и апелляционной инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, и надлежащим образом применил нормы материального права, процессуальных нарушений при рассмотрении дела ими допущено не было.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию заявителей в судах первой и апелляционной инстанций, являлись предметом исследования судов и получили надлежащую оценку в судебных постановлениях.
В кассационной жалобе нет правовых доводов для пересмотра обжалуемых постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 22 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 12 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу С.В.П,, С.Я.Я.а - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.