Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Ходус Ю.А, судей Калугина Д.М, Буруновой С.В, при ведении протокола секретарем Кулиевой К.А, с участием: прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Аюпова М.Р. о признании недействующим со дня принятия пункта 916 приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 27 декабря 2017 года N1732 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", пункта 1070 постановления Правительства Республики Башкортостан N636 от 24 декабря 2018 года "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", пункта 3745 приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан N1810 от 24 декабря 2019 года "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", пункта 1587 приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан N1907 от 15 декабря 2020 года "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", пункта 1899 приказа Министерства земельных имущественных отношений Республики Башкортостан N2603 от 15 декабря 2021 года "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 20 сентября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Буруновой С.В, объяснения представителя административного истца Аюпова М.Р. - ФИО8, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 27 декабря 2017 года N1732 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2018 год).
Пунктом 916 Перечня на 2018 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018 год, было включено нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес".
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года N636 определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2019 год).
Пунктом 1070 Перечня на 2019 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, было включено нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес".
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24 декабря 2019 года N1810 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" установлен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2020 год).
Пунктом 3745 Перечня на 2020 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2020 год, было включено нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес".
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2020 года N1907 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" установлен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2021 год).
Пунктом 1587 Перечня на 2021 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2021 год, было включено нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес".
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2021 года N2603 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" установлен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2022 год).
Пунктом 1899 Перечня на 2022 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2022 год, было включено нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес".
Данные документы опубликованы на официальных сайтах Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и Правительства Республики Башкортостан "данные изъяты" начала наступления налогового периода.
Административный истец Аюпов М.Р, являющийся собственником 1/2 доли нежилых помещений с кадастровыми номерами N, входящих в состав нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 11539, 1 кв.м, наименование: нежилое, назначение: данные отсутствуют, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня принятия нормативных правовых актов в части включения в пункт 916 Перечня на 2018 год, в пункт N Перечня на 2019 год, в пункт N Перечня на 2020 год, в пункт N Перечня на 2021 год, в пункт N Перечня на 2022 года здания с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес".
В обоснование требований указано, что спорное здание и земельный участок, на котором оно расположено, не соответствуют критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса РФ. Включение здания в оспариваемые Перечни нарушает права истца, так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 20 сентября 2022 года административное исковое заявление Аюпова М.Р. удовлетворено; признан недействующим приказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 27 декабря 2017 года N1732 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части включения в пункт N объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", со дня его принятия; признан недействующим постановление Правительства Республики Башкортостан N636 от 24 декабря 2018 года "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части включения в пункт N объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", со дня его принятия; признан недействующим приказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан N1810 от 24 декабря 2019 года "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части включения в пункт N объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", со дня его принятия; признан недействующим приказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан N1907 от 15 декабря 2020 года "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части включения в пункт N объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", со дня его принятия; признан недействующим с момента принятия приказ Министерства земельных имущественных отношений Республики Башкортостан N2603 от 15 декабря 2021 года "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых
в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части включения в пункт 1899 объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", со дня его принятия; с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в пользу Аюпова Марата Рамильевича взысканы расходы по оплате государственной пошлины в сумме 1200 руб.; с Правительства Республики Башкортостан в пользу Аюпова М.Р. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
В апелляционной жалобе Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее также Министерство) просит решение Верховного суда Республики Башкортостан от 20 сентября 2022 года отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного искового заявления, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. Указано, что судом первой инстанции не учтен Акт обследования по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ комиссией, утвержденной приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, согласно которому в ходе обследования установлено, что помещение расположено на земельном участке, в котором ведется коммерческая деятельность.
Административным истцом представлены возражения на апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.
Представитель административного истца Аюпова М.Р. - ФИО8 в судебном заседании суда апелляционной инстанции просил решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 20 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриев М.С. в заключении полагал необходимым решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ предусмотрено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Из подпункта 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.
Виды недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 НК РФ, как кадастровая стоимость имущества перечислены в пункте 1 данной статьи.
К таким видам недвижимого имущества относятся:
административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1);
нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2);
объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства (подпункт 3);
жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (подпункт 4).
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (п. 7 ст. 378.2 НК РФ).
В пунктах 3, 4, 4.1 ст. 378.2 НК РФ раскрывается содержание используемых в ст. 378.2 НК РФ таких терминов, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы), зданий, предназначенных для использования одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс).
Пунктом 3 ст. 378.2 НК РФ предусмотрено, что в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно пункту 4 ст. 378.2 НК РФ, в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 4.1 ст. 378.2 НК РФ, в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно п. 5 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На территории Республики Башкортостан в соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N 141-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций", статьи 1 и 2 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N 142-З "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Башкортостан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" с 01 января 2015 года введен налог на имущество организаций и физических лиц, исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
В силу пунктов 1, 3-4 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" от 28 ноября 2003 года N 43-з к отдельным объектам недвижимого имущества, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, относятся:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв.м и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, или если соответствующие здания (строения, сооружения) предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
3) отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв.м и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
4) расположенные в многоквартирных домах нежилые помещения, площадь каждого из которых свыше 1000 кв.м, принадлежащие одному или нескольким собственникам, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N 233 "О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения", вступившего в силу с 23 мая 2018 года, в перечень включаются объекты недвижимого имущества, перечисленные в пунктах 1, 3-4 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций".
Суд первой инстанции, проанализировав указанные положения Конституции Российской Федерации и Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" от 28 ноября 2003 года N 43-з, постановления Правительства Республики Башкортостан от 23мая 2018 года N 233 "О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения" пришел к правильному выводу, что приказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 27 декабря 2017 года N1732, постановление Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года N636, приказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24 декабря 2019 года N1810, приказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2020 года N1907, приказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2021 года N2603, являющиеся нормативными правовыми актами органа государственной власти субъекта Российской Федерации, приняты в пределах полномочий, в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к их форме и виду, процедуре их принятия и правилам введения их в действие.
Установлено, что в пункт N Перечня на 2018 год, в пункт N Перечня на 2019 год, в пункт N Перечня на 2020 год, в пункт N Перечня на 2021 год, в пункт N Перечня на 2022 года было включено нежилое здание с кадастровым номером 02:55:000000:26329, площадью 11539, 1 кв.м, наименование: нежилое, назначение: данные отсутствуют, расположенное по адресу: "адрес".
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Правообладатель спорного нежилого здания с кадастровым номером N не определен.
В состав указанного здания наряду с другими нежилыми помещениями входят помещения с кадастровыми номерами: N (назначение: нежилое, наименование: помещение), N (назначение: нежилое, наименование: помещение), N (назначение: нежилое, наименование: помещение), сособственниками которых по 1/2 доли являются административный истец Аюпов М.Р. и заинтересованное лицо ФИО9, что подтверждается Выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 06 сентября 2022 года.
Из ответа ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда первой инстанции, следует, что по состоянию на даты оспариваемых Перечней, объект недвижимости с кадастровым номером N располагался на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "Деловое управление, общественное питание, бытовое обслуживание, банковская и страховая деятельность, магазины".
Пользователем данного земельного участка с кадастровым номером N на основании Договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ является Фонд развития и поддержки малого предпринимательства Республики Башкортостан.
Из содержания подпункта 1 пункта 3, подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ следует, что для отнесения объекта недвижимости к административно-деловым центрам или торговым центрам (комплексам) разрешенное использование земельного участка, на котором он расположен, должно предусматривать размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Вид разрешенного использования земельного участка "Деловое управление, общественное питание, бытовое обслуживание, банковская и страховая деятельность, магазины" не позволяет с достаточной очевидностью отнести расположенный на этом земельном участке объект недвижимости к офисным зданиям делового, административного и коммерческого назначения, торговым объектам, объектам общественного питания и (или) бытового обслуживания и не может быть признан безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, как правильно отмечено судом первой инстанции, принимая во внимание позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 12 ноября 2020 года N 46-П, нельзя определять налоговую базу исходя из кадастровой стоимости здания только потому, что оно расположено на участке, один из видов размешенного использования которого - размещение объектов торговли, общепита или бытового обслуживания, без учета фактического использования здания, в связи с чем основанием для включения в оспариваемый Перечень спорного объекта недвижимости вид разрешенного использования земельного участка являться не может.
Следовательно, спорное здание по указанному основанию в Перечень на 2018 год, на 2019 год, на 2020 год, на 2021 год, на 2022год включению не подлежало.
Из ответа ГБУ Республики Башкортостан "Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация" от ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда следует, что технический паспорт на объект недвижимости с кадастровым номером N расположенный по адресу: "адрес", не изготавливался.
Согласно техническому паспорту ГУП БТИ Республики Башкортостан по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на отдельно стоящее 7-ми этажное нежилое здание по адресу: "адрес" (имеющемуся также в составе кадастрового дела объекта недвижимости с кадастровым номером N, копия которого предоставлена филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан по запросу Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции), здание имеет общую площадь 22681, 1 кв.м, состоит из литеры А (наименование - административное-торговое здание с автостоянкой, фактическое использование - административно-торговое).
Из экспликации к поэтажному плану следует, что здание состоит из помещений: венткамеры, эл.щитовые, лестничные клетки, санузлы, комната уборочного инвентаря, моечная тары, подсобные, разгрузочные, кладовые сухих продуктов, кладовая напитков, бельевая, тех.помещения, кабинеты, гардеробы, душевые, комната персонала, лифты, вахта, тепловой пункт, насосная, кладовая сухого мусора, инвентарная, тамбуры, парковки, машино-места, коридоры, бар (77, 7 кв.м.), моечная, овощной цех, загрузка, тренерская, снарядная, тренажерный зал, посты охраны, холл, торговый зал (385, 5 кв.м, 239, 3 кв.м, 477, 1 кв.м.), бокс, мучной цех, цех, кафе (207, 1 кв.м.), холодный цех, рабочая комната, фойе, комнаты приема пищи, комната радиооборудования, комната связи, рабочий зал.
При этом судом первой инстанции обоснованно учтено, что наличие помещений с наименованием "кабинет" не свидетельствует о предназначении таких помещений для размещения исключительно офисов в силу того, что термин "кабинет" не является тождественным термину "офис".
Площадь помещений, наименование которых предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания - 1386, 7 кв.м. (77, 7 + 207, 1 + 385, 5 + 239, 3 + 477, 1 = 1386, 7), что составляет 6, 11 % от общей площади здания согласно техническому паспорту (22681, 1 кв.м.) и 12% от площади спорного объекта недвижимости с кадастровым номером N (11539, 1 кв.м.).
Согласно выписке из ЕГРН в состав объекта недвижимости с кадастровым номером N входят объекты недвижимости с кадастровыми номерами: N
Из сведений ЕГРН, а также имеющихся в составе кадастровых дел вышеуказанных объектов недвижимости документов технического учета (инвентаризации), предоставленных филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан по запросу Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, также не следует, что назначение, разрешенное использование или наименование частей помещений общей площадью не менее 20% общей площади указанных объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания или объектов бытового обслуживания.
С учетом изложенного судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции, что сведениями ЕГРН и документами технического учета (инвентаризации) не подтверждается, что спорное здание подлежало включению в оспариваемые Перечни исходя из критерия предназначения расположенных в нем помещений.
В пункте 9 статьи 378.2 НК РФ установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации (кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 6 июля 2022 года N 5-КАД22-3-К2), акты обследования в силу положений главы 6 КАС РФ не могут являться единственно возможными доказательствами по делу.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N2331 "О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения" утверждены:
Порядок определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость;
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений;
Положение о Межведомственной комиссии по рассмотрению обращений заявителей об актуализации перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Согласно п.1.4 Порядка определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденным Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N2331 (в ред. Постановления Правительства РБ от 27.11.2019 N 693) при определении перечня и подготовке предложений по его уточнению учитываются:
а) данные Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) о назначении, разрешенном использовании и наименовании зданий (строений, сооружений) и (или) нежилых помещений, содержащиеся в ЕГРН или документах технического учета (инвентаризации) объектов недвижимого имущества;
б) данные Росреестра о видах разрешенного использования земельных участков;
в) документы технического учета (инвентаризации);
г) акты обследования, оформленные по результатам мероприятий по определению вида фактического использования здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения;
д) прочая информация (заключения государственного бюджетного учреждения Республики Башкортостан "Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация", разъяснения Управления Росреестра по Республике Башкортостан, договоры аренды, и т.д.).
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Республики Башкортостан, для целей налогообложения в юридически значимый период определялся Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденным Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N2331 (в ред. Постановления Правительства РБ от 27.11.2019 N 693), согласно которому:
Уполномоченный орган ежегодно в срок до 30 марта утверждает план проведения обследований зданий (строений, сооружений) и помещений для определения вида их фактического использования (далее - план обследований) (пункт 1.4.).
С учетом данных, предусмотренных пунктом 1.4 Порядка определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в план обследований могут вноситься изменения.
Для проведения мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимости решением уполномоченного органа создается комиссия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - комиссия по обследованию) (пункт 1.6.).
Мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости осуществляются комиссией по обследованию в форме обследований объектов недвижимости (пункт 1.7.).
Комиссия по обследованию:
посещает объекты недвижимости, в отношении которых проводится обследование;
осуществляет фотосъемку (при необходимости видеосъемку), фиксирующую фактическое использование здания (строения, сооружения) и (или) помещения, а также фотосъемку (при необходимости видеосъемку) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в обследуемом объекте недвижимости, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на обследуемых зданиях (строениях, сооружениях);
составляет акт (пункт 1.8.).
Вид фактического использования объектов недвижимости определяется актом, составленным комиссией по обследованию (пункт 1.9.).
В целях подготовки к проведению мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимости используются данные Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр), содержащиеся в ЕГРН и (или) документах технического учета (инвентаризации) объектов недвижимого имущества, иные документы, полученные в установленном порядке от органов исполнительной власти, организаций, подведомственных органам исполнительной власти, собственников объектов недвижимого имущества или их уполномоченных представителей, организаций, владеющих объектами недвижимого имущества на праве хозяйственного ведения (пункт 1.10.).
В ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимости осуществляются (пункт 2.1.):
визуальный осмотр объекта недвижимости;
фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в обследуемом объекте недвижимости, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на обследуемых зданиях (строениях, сооружениях).
По результатам проведения мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости комиссия по обследованию в срок не позднее 5 рабочих дней со дня проведения указанного мероприятия составляет акт с приложением материалов, полученных в ходе проведения обследования объекта недвижимости (пункт 2.2.).
В случае, если при проведении мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимости возникли обстоятельства, препятствующие доступу комиссии по обследованию в обследуемый объект, и имеется информация, свидетельствующая об использовании данного объекта для размещения офисов, и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, акт оформляется с указанием выявленных признаков размещения офисов, и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением фотоматериалов и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу комиссии по обследованию в обследуемый объект, за исключением случаев, указанных в пункте 2.13.
Из изложенного следует, что в силу приведенных региональных норм, устанавливающих порядок определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, не исключалась возможность включения объектов недвижимости в Перечень на основании данных Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) о назначении, разрешенном использовании и наименовании зданий (строений, сооружений) и (или) нежилых помещений, содержащиеся в ЕГРН или документах технического учета (инвентаризации) объектов недвижимого имущества; данных Росреестра о видах разрешенного использования земельных участков; документов технического учета (инвентаризации); актов обследования, оформленные по результатам мероприятий по определению вида фактического использования здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения; прочей информации (заключения государственного бюджетного учреждения Республики Башкортостан "Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация", разъяснения Управления Росреестра по Республике Башкортостан, договоры аренды, и т.д.), предусматривая при этом, что вид фактического использования объектов недвижимости определяется актом, составленным комиссией по обследованию.
В силу пункта 3 части 9 статьи 213 КАС РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
При разрешении споров налогоплательщики не лишены возможности представлять доказательства, указывающие на несоответствие принадлежащего им имущества критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 31 мая 2022 года N 1176-О).
Согласно акту обследования фактического использования спорного объекта недвижимости, составленного по состоянию на 16 ноября 2020 года комиссией, утвержденной приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 12 ноября 2020 года N1961, доля площади недвижимого имущества, фактически используемая для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов общественного питания, бытового обслуживания и размещения торговых объектов от общей площади объекта недвижимого имущества составляет - 100% (11539, 1 кв.м.).
Их пунктов 3, 4 акта следует, что отсутствует доступ и техническая документация на весь объект. В ходе обследования и согласно данных информационного сайта www.2gis.ru было установлено, что объект является нежилым зданием, в котором размещен бизнес-центр "Капитал". По результатам проведенного обследования установлено, что здание соответствует критериям, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Фактическое обследование спорного объекта недвижимости должно быть проведено в строгом соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденным Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N233, и акт обследования должен позволять сделать однозначный вывод о том, какие помещения и на какой площади используются для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов общественного питания и т.д, и что их общая площадь превышает 20 процентов от общей площади спорного здания.
Содержание вышеуказанного акта, как правильно отмечено судом первой инстанции, не позволяет сделать однозначный вывод о том, какие помещения и на какой площади используются для размещения офисной, торговой инфраструктуры, бытового обслуживания или общественного питания. Обследование произведено без доступа в здание и исследования технической документации.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу, что акт фактического обследования не может быть принят в качестве доказательства достоверно подтверждающего вид фактического использования объекта недвижимости, поскольку не позволяют определить фактическую площадь, используемую для размещения помещений, перечисленных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Мероприятия по определению вида фактического использования нежилого здания на дату утверждения Перечней на 2018, 2019, 2020, 2022 годы не проводились, и акты обследования не составлялись.
В составе реестровых дел входящих в состав здания с кадастровым номером N объектов недвижимости, предоставленных филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан по запросу Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в порядке ст.ст. 63, 306 КАС РФ, имеются договоры аренды, действовавшие на момент утверждения оспариваемых Перечней:
1. На момент утверждения Перечня на 2018 год и Перечня на 2019 год:
В отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N: долгосрочный договор аренды помещения N от ДД.ММ.ГГГГ между ИП ФИО10 и АО " "данные изъяты"", согласно которому: срок действия договора - 5 лет; арендодатель обязуется передать, а арендатор принять во временное владение и пользование (аренду) нежилое помещение, кадастровый (или условный) N, общей площадью 312, 1 кв.м, расположенное на 7 этаже 7-ми этажного нежилого здания (Литер А), находящегося по адресу: "адрес" "адрес" (пункт 1.1.); передаваемое в аренду Помещение будет использоваться арендатором для осуществления его уставной деятельности, в том числе для размещения обособленного или внутреннего структурного подразделения кредитной организации пункт 1.7).
В отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N договор аренды N от ДД.ММ.ГГГГ между ООО " "данные изъяты"" и ООО " "данные изъяты"" (с учетом дополнительного соглашения N от ДД.ММ.ГГГГ), согласно которому: срок действия договора с учетом дополнительного соглашения N от ДД.ММ.ГГГГ.- по ДД.ММ.ГГГГ; арендодатель обязуется предоставить арендатору за плату во временное владение и пользование помещение (пункт 2.1); по договору помещением является часть нежилого здания общей площадью 320, 8 кв.м, представляющая собой часть нежилого здания, помещения под номерами 279-292, 330, расположенные на третьем этаже здания по адресу: "адрес" (пункт 2.2); объект аренды предоставляется арендатору во временное владение и пользование под офис визового центра (пункт 2.3)
В отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N договор аренды N недвижимого имущества с оборудованием от ДД.ММ.ГГГГ между ФИО11, ФИО9 и АО " "данные изъяты"", согласно которому: срок действия договора с учетом дополнительного соглашения N от ДД.ММ.ГГГГ - с ДД.ММ.ГГГГ на 10 лет; с учетом дополнительного соглашения N от ДД.ММ.ГГГГ арендодатель обязуется предоставить арендатору во временное владение и пользование (в аренду) недвижимое имущество - нежилые помещения N, "данные изъяты", общей площадью 302, 7 кв.м, расположенные на первом этаже здания литера А, находящегося по адресу: "адрес" (пункт 1.1); технические характеристики и иные сведения об объекте содержатся в кадастровом паспорте, изготовленном филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Башкортостан по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ; объект предоставляется арендатору для организации розничной торговли смешанными группами товаров.
В отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N: договор аренды нежилого помещения N от ДД.ММ.ГГГГ между ИП ФИО12, ИП ФИО11 и ОАО " "данные изъяты"", согласно которому: срок действия договора с учетом дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ.- 10 лет; арендодатель передает арендатору во временное владение и пользование нежилые помещения общей площадью 580, 3 кв.м, расположенные на 1-м и 2-м этажах 7-ми этажного административного здания по адресу: "адрес", номера на поэтажном плане N, из которых 89, 9 кв.м. на 1 этаже (номера на поэтажном плане N) и 490, 4 кв.м. на 2 этаже (номера на поэтажном плане N, N), в соответствии с кадастровым паспортом от ДД.ММ.ГГГГ, выданным филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Башкортостан (пункт 1.1); помещение предоставляется в аренду для использования в качестве офисного помещения для размещения дополнительного офиса ОАО " "данные изъяты"" (пункт 1.2).
В отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N: договор аренды нежилого помещения N от ДД.ММ.ГГГГ, между ИП ФИО9, ИП ФИО11, ИП Аюповым М.Р. и ОАО " "данные изъяты"", согласно которому: срок действия договора - 10 лет; арендодатель передает арендатору во временное владение и пользование нежилое помещение общей площадью 241, 7 кв.м, расположенные на 1-м этаже 7-ми этажного административного здания по адресу: "адрес", номера на поэтажном плане N), в соответствии с кадастровым паспортом от ДД.ММ.ГГГГ, выданным филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Башкортостан (пункт 1.1); помещение предоставляется в аренду для использования в качестве офисного помещения для размещения дополнительного офиса ОАО " "данные изъяты"" (пункт 1.2).
В отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N: договор аренды N нежилого помещение от ДД.ММ.ГГГГ между Фондом развития и поддержки предпринимательства Республики Башкортостан и ОАО " "данные изъяты"", согласно которому: срок действия договора - до ДД.ММ.ГГГГ; арендодатель предоставляет арендатору во временное возмездное пользование, а арендатор принимает нежилое помещение N на поэтажном плане, площадью 59, 2 кв.м, расположенное на 7 этаже административного здания корпуса N по адресу: "адрес" (пункт 1.1); помещение предоставляется арендатору в целях размещения офиса для осуществления предпринимательской деятельности в соответствии с действующим законодательством (пункт 1.2).
В отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N: договор аренды нежилого помещения N от ДД.ММ.ГГГГ (расторгнут ДД.ММ.ГГГГ) между ИП Аюповым М.Р. и ООО " "данные изъяты"", согласно которому: арендодатель передает, а арендатор принимает за плату по временное возмездное пользование нежилое помещение общей площадью 269, 9 кв.м, находящееся на первом этаже здания по адресу: "адрес" (пункт 1.1); арендатор использует помещение в целях размещения предприятия общественного питания (пункт 1.2.).
Общая площадь передаваемых по вышеуказанным договорам аренды помещений составляет 2086, 7 кв.м, что менее 20% (2307, 82 кв.м.) от общей площади спорного здания с кадастровым номером N (11539, 1 кв.м.).
2. На момент утверждения Перечня на 2020 год:
В отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 02:55:000000: 265976:
Договор аренды N от ДД.ММ.ГГГГ (зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ) между ИП ФИО11, ИП ФИО9, ИП ФИО13, ИП ФИО14 и ООО " "данные изъяты"", согласно которому: срок действия договора - 10 лет с даты регистрации; арендодатель обязуется передать, а арендатор обязуется принять во временное возмездное владение и пользование (в аренду) нежилое помещение общей площадью 392, 2 кв.м. - часть нежилого помещения общей площадью 699, 9 кв.м. по адресу: "адрес" (пункт 1.1); передаваемое помещение используется арендатором в целях организации предприятия общественного питания - гриль-бара " "данные изъяты"" (Целевое назначение) (пункт 1.2).
Суд апелляционной инстанции к площади, предназначенной для размещения объекта общественного питания, с учетом назначения относит следующие помещения, перечисленные в экспликации технического паспорта: мясо-рыбный цех (площадью 9, 0 кв.м.), обеденный зал (площадью 172, 7 кв.м.), моечная кухонной посуды (площадью 3, 2 кв.м.), моечная столовой посуды (площадью 15, 3 кв.м.), общей площадью 200, 2 кв.м.
Договор аренды нежилого помещения " N от ДД.ММ.ГГГГ между ИП ФИО11, ИП ФИО9, ИП ФИО13, ИП ФИО14 и ООО "данные изъяты"", согласно которому: срок действия договора - до ДД.ММ.ГГГГ; арендодатель передает, а арендатор принимает за плату по временное возмездное пользование нежилое помещение, общей площадью 302 кв.м, находящееся на первом и подвальном этажах здания по адресу: "адрес" - часть нежилого помещения общей площадью 699, 9 кв.м.; характеристики помещения, в том числе размер торговой площади, указаны в Техническом паспорте N от ДД.ММ.ГГГГ (пункт 1.1); арендатор использует помещение в целях размещения Бара (пункт 1.2).
Суд апелляционной инстанции к площади, предназначенной для размещения объекта общественного питания, с учетом назначения относит следующие помещения, перечисленные в экспликации технического паспорта: моечная тары (площадью 4, 4 кв.м.), бар (площадью 77, 7 кв.м.), овощной цех (площадью 9 кв.м.), общей площадью 91, 1 кв.м.
В отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N: долгосрочный договор аренды помещения N от ДД.ММ.ГГГГ между ИП ФИО10 и АО " ФИО1", согласно которому: срок договора - 5 лет; арендодатель обязуется передать, а арендатор принять во временное владение и пользование (аренду) нежилое помещение, кадастровый (или условный) N, общей площадью 312, 1 кв.м, расположенное на 7 этаже 7-ми этажного нежилого здания (Литер А), находящегося по адресу: "адрес", "адрес" (пункт 1.1.); передаваемое в аренду Помещение будет использоваться арендатором для осуществления его уставной деятельности, в том числе для размещения обособленного или внутреннего структурного подразделения кредитной организации пункт 1.7).
При расчете площади спорного здания, предназначенной для использования или фактически используемой для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, площадь передаваемых по указанному договору помещений судом апелляционной инстанции не учитывается, поскольку из договора, не следует, что помещение будет использовано непосредственно под офис Банка, соответственно указанное в данном договоре использование объекта недвижимости не подпадает под критерии, предусмотренные ст. 378.2 НК РФ.
В отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N: договор аренды N от ДД.ММ.ГГГГ между ООО " "данные изъяты"" и ООО " "данные изъяты"", согласно которому: срок договора с учетом дополнительного соглашения N от ДД.ММ.ГГГГ - по ДД.ММ.ГГГГ; с учетом дополнительного соглашения N от ДД.ММ.ГГГГ) арендодатель обязуется предоставить арендатору за плату во временное владение и пользование помещение (пункт 2.1); по договору помещением является часть нежилого здания общей площадью 320, 8 кв.м, представляющая собой часть нежилого здания, помещения под номерами 279-292, 330, расположенные на третьем этаже здания по адресу: "адрес" (пункт 2.2); объект аренды предоставляется арендатору во временное владение и пользование под офис визового центра (пункт 2.3).
Суд апелляционной инстанции к площади, предназначенной для размещения офисов, с учетом назначения относит следующие помещения, перечисленные в экспликации технического паспорта: кабинет (площадью 18, 1 кв.м.), кабинет (площадью 58, 8 кв.м.), кабинет (площадью 51, 3 кв.м.), кабинет (площадью 51, 8 кв.м.), кабинет (площадью 43, 2 кв.м.), общей площадью 223, 2 кв.м.
В отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N: договор аренды нежилого помещения N от ДД.ММ.ГГГГ между ФИО15 и ОАО " "данные изъяты"", согласно которому: срок действия договора - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; арендодатель предоставляет, а арендатор принимает во временное владение и пользование за плату нежилое помещение общей площадью 9, 1 кв.м. по поэтажному плану 6 корпуса 4 этажа, расположенное в нежилом здании по адресу: "адрес", "адрес" (пункт 1.1); помещение предоставляется арендатору для использования под офис (пункт 1.2).
Площадь передаваемого по указанному договору помещения учитывается судом апелляционной инстанции при расчете площади, предназначенной для размещения офисов.
В отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N: договор аренды N недвижимого имущества с оборудованием от ДД.ММ.ГГГГ между ФИО11, ФИО9 и АО " "данные изъяты"", согласно которому: срок действия договора с учетом дополнительного соглашения N от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ на 10 лет; с учетом дополнительного соглашения N от ДД.ММ.ГГГГ арендодатель обязуется предоставить арендатору во временное владение и пользование (в аренду) недвижимое имущество - нежилые помещения N, N, общей площадью 302, 7 кв.м, расположенные на первом этаже здания литера А, находящегося по адресу: "адрес" (пункт 1.1); технические характеристики и иные сведения об объекте содержатся в кадастровом паспорте, изготовленном филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по "адрес" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ; объект предоставляется арендатору для организации розничной торговли смешанными группами товаров.
Суд апелляционной инстанции к площади, предназначенной для размещения торгового объекта, с учетом назначения относит помещение торгового зала площадью 215, 4 кв.м.
В отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N договор аренды нежилого помещения N от ДД.ММ.ГГГГ между ИП ФИО12, ИП ФИО11 и ОАО " "данные изъяты"", согласно которому: срок действия договора с учетом дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ - 10 лет; арендодатель передает арендатору во временное владение и пользование нежилые помещения общей площадью 580, 3 кв.м, расположенные на 1-м и 2-м этажах 7-ми этажного административного здания по адресу: "адрес", номера на поэтажном плане N, из которых 89, 9 кв.м. на 1 этаже (номера на поэтажном плане N) и 490, 4 кв.м. на 2 этаже (номера на поэтажном плане N, N), в соответствии с кадастровым паспортом от ДД.ММ.ГГГГ, выданным филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Башкортостан (пункт 1.1); помещение предоставляется в аренду для использования в качестве офисного помещения для размещения дополнительного офиса ОАО " "данные изъяты"" (пункт 1.2).
Суд апелляционной инстанции к площади, предназначенной для размещения офисов, с учетом назначения относит следующие помещения, перечисленные в экспликации технического паспорта: торговый зал площадью 378, 2 кв.м, исходя из условий договора о передаче нежилого помещения для использования в качестве офисного помещения - как зала обслуживания (посетителей).
В отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N: договор аренды нежилого помещения N от ДД.ММ.ГГГГ, между ИП ФИО9, ИП ФИО11, ИП Аюповым М.Р. и ОАО " "данные изъяты"", согласно которому: срок действия договора - 10 лет; арендодатель передает арендатору во временное владение и пользование нежилое помещение общей площадью 241, 7 кв.м, расположенные на 1-м этаже 7-ми этажного административного здания по адресу: "адрес", номера на поэтажном плане 136а, 137а, 138, 139а), в соответствии с кадастровым паспортом от ДД.ММ.ГГГГ, выданным филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по "адрес" (пункт 1.1); помещение предоставляется в аренду для использования в качестве офисного помещения для размещения дополнительного офиса ОАО " "данные изъяты"" (пункт 1.2).
Суд апелляционной инстанции к площади, предназначенной для размещения офисов, с учетом назначения относит следующие помещения, перечисленные в экспликации технического паспорта: торговый зал площадью 205, 1 кв.м, исходя из условий договора о передаче нежилого помещения для использования в качестве офисного помещения - как зала обслуживания (посетителей).
В отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N: договор аренды N нежилого помещение от ДД.ММ.ГГГГ между Фондом развития и поддержки предпринимательства Республики Башкортостан и ОАО " "данные изъяты"", согласно которому: срок действия договора - до ДД.ММ.ГГГГ, арендодатель предоставляет арендатору во временное возмездное пользование, а арендатор принимает нежилое помещение N на поэтажном плане, площадью 59, 2 кв.м, расположенное на 7 этаже административного здания корпуса N по адресу: "адрес" (пункт 1.1); помещение предоставляется арендатору в целях размещения офиса для осуществления предпринимательской деятельности в соответствии с действующим законодательством (пункт 1.2).
Площадь передаваемого по указанному договору помещения учитывается судом апелляционной инстанции при расчете площади, предназначенной для размещения офисов.
В отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N договор аренды нежилого помещения N от ДД.ММ.ГГГГ, между ИП Аюповым М.Р. и ИП ФИО16, согласно которому: срок действия договора - до ДД.ММ.ГГГГ; арендодатель передает, а арендатор принимает за плату по временное возмездное пользование нежилое помещение общей площадью 269, 9 кв.м, находящееся на первом этаже здания по адресу: "адрес"; арендатор использует помещение в целях размещения Кафе-Столовой (пункт 1.2).
Суд апелляционной инстанции к площади, предназначенной для размещения объекта общественного питания, с учетом назначения относит следующие помещения, перечисленные в экспликации указанного в договоре технического паспорта N от ДД.ММ.ГГГГ: обеденный зал (площадью 144, 7 кв.м.), мойка (площадью 3, 8 кв.м.), горячий цех (площадью 25 кв.м.), доставочная (площадью 6, 5 кв.м.), общей площадью 180 кв.м.
"адрес" передаваемых по вышеуказанным договорам аренды помещений составляет 2790 кв.м, при этом общая площадь помещений, учитываемая при расчете площади спорного здания, предназначенной для использования или фактически используемой для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания - 1563, 5 кв.м, что менее 20% (2307, 82 кв.м.) от общей площади спорного здания с кадастровым номером N (11539, 1 кв.м.).
3. На момент утверждения Перечня на 2021 год и на 2022 год:
В отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N
Договор аренды N от ДД.ММ.ГГГГ (зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ) между ИП ФИО11, ИП ФИО9, ИП ФИО13, ИП ФИО14 и ООО " "данные изъяты"", согласно которому: срок действия договора - 10 лет с даты регистрации; арендодатель обязуется передать, а арендатор обязуется принять во временное возмездное владение и пользование (в аренду) нежилое помещение общей площадью 392, 2 кв.м. - часть нежилого помещения общей площадью 699, 9 кв.м. по адресу: "адрес" (пункт 1.1); передаваемое помещение используется арендатором в целях организации предприятия общественного питания - гриль-бара "ШашлыкоFF" (Целевое назначение) (пункт 1.2).
Суд апелляционной инстанции к площади, предназначенной для размещения объекта общественного питания, с учетом назначения относит следующие помещения, перечисленные в экспликации технического паспорта: мясо-рыбный цех (площадью 9, 0 кв.м.), обеденный зал (площадью 172, 7 кв.м.), моечная кухонной посуды (площадью 3, 2 кв.м.), моечная столовой посуды (площадью 15, 3 кв.м.), общей площадью 200, 2 кв.м.
Договор аренды нежилого помещения N от ДД.ММ.ГГГГ между ИП ФИО11, ИП ФИО9, ИП ФИО13, ИП ФИО14 и ООО " "данные изъяты"", согласно которому: срок действия договора - до ДД.ММ.ГГГГ; арендодатель передает, а арендатор принимает за плату по временное возмездное пользование нежилое помещение, общей площадью 302 кв.м, находящееся на первом и подвальном этажах здания по адресу: "адрес" - часть нежилого помещения общей площадью 699, 9 кв.м.; характеристики помещения, в том числе размер торговой площади, указаны в Техническом паспорте N от ДД.ММ.ГГГГ (пункт 1.1); арендатор использует помещение в целях размещения Бара (пункт 1.2).
Суд апелляционной инстанции к площади, предназначенной для размещения объекта общественного питания, с учетом назначения относит следующие помещения, перечисленные в экспликации технического паспорта: моечная тары (площадью 4, 4 кв.м.), бар (площадью 77, 7 кв.м.), овощной цех (площадью 9 кв.м.), общей площадью 91, 1 кв.м.
В отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N долгосрочный договор аренды помещения N от ДД.ММ.ГГГГ между ИП ФИО10 и АО " ФИО1", согласно которому: срок договора - 5 лет; арендодатель обязуется передать, а арендатор принять во временное владение и пользование (аренду) нежилое помещение, кадастровый (или условный) N, общей площадью 312, 1 кв.м, расположенное на 7 этаже 7-ми этажного нежилого здания (Литер А), находящегося по адресу: "адрес" "адрес" (пункт 1.1.); передаваемое в аренду Помещение будет использоваться арендатором для осуществления его уставной деятельности, в том числе для размещения обособленного или внутреннего структурного подразделения кредитной организации пункт 1.7).
При расчете площади спорного здания, предназначенной для использования или фактически используемой для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, площадь передаваемых по указанному договору помещений судом апелляционной инстанции не учитывается, поскольку из договора, не следует, что помещение будет использовано непосредственно под офис ФИО1, соответственно указанное в данном договоре использование объекта недвижимости не подпадает под критерии, предусмотренные ст. 378.2 НК РФ.
В отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N договор аренды N от ДД.ММ.ГГГГ между ООО " "данные изъяты"" и ООО " "данные изъяты"" (с учетом дополнительного соглашения N от ДД.ММ.ГГГГ), согласно которому: срок действия договора с учетом дополнительного соглашения N от ДД.ММ.ГГГГ - по ДД.ММ.ГГГГ; арендодатель обязуется предоставить арендатору за плату во временное владение и пользование помещение (пункт 2.1); по договору помещением является часть нежилого здания общей площадью 320, 8 кв.м, представляющая собой часть нежилого здания, помещения под номерами 279-292, 330, расположенные на третьем этаже здания по адресу: "адрес" (пункт 2.2); объект аренды предоставляется арендатору во временное владение и пользование под офис визового центра (пункт 2.3).
Суд апелляционной инстанции к площади, предназначенной для размещения офисов, с учетом назначения относит следующие помещения, перечисленные в экспликации технического паспорта: кабинет (площадью 18, 1Кв.м.), кабинет (площадью 58, 8 кв.м.), кабинет (площадью 51, 3 кв.м.), кабинет (площадью 51, 8 кв.м.), кабинет (площадью 43, 2 кв.м.), общей площадью 223, 2 кв.м.
В отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N договор аренды нежилого помещения N от ДД.ММ.ГГГГ между ФИО15 и ОАО " "данные изъяты"", согласно которому: срок действия договора - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; арендодатель предоставляет, а арендатор принимает во временное владение и пользование за плату нежилое помещение общей площадью 9, 1 кв.м. по поэтажному плану 6 корпуса 4 этажа, расположенное в нежилом здании по адресу: "адрес", "адрес" (пункт 1.1); помещение предоставляется арендатору для использования под офис (пункт 1.2).
Площадь передаваемого по указанному договору помещения учитывается судом апелляционной инстанции при расчете площади, предназначенной для размещения офисов.
В отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N договор аренды N недвижимого имущества с оборудованием от ДД.ММ.ГГГГ между ФИО11, ФИО9 и АО " "данные изъяты"", согласно которому: срок действия договора с учетом дополнительного соглашения N от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ на 10 лет; с учетом дополнительного соглашения N от ДД.ММ.ГГГГ арендодатель обязуется предоставить арендатору во временное владение и пользование (в аренду) недвижимое имущество - нежилые помещения N, N, общей площадью 302, 7 кв.м, расположенные на первом этаже здания литера А, находящегося по адресу: "адрес" (пункт 1.1); технические характеристики и иные сведения об объекте содержатся в кадастровом паспорте, изготовленном филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Башкортостан по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ; объект предоставляется арендатору для организации розничной торговли смешанными группами товаров.
Суд апелляционной инстанции к площади, предназначенной для размещения торгового объекта, с учетом назначения относит помещение торгового зала площадью 215, 4 кв.м.
В отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N: договор аренды нежилого помещения N от ДД.ММ.ГГГГ между ИП ФИО12, ИП ФИО11 и ОАО " "данные изъяты"", согласно которому: срок действия договора с учетом дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ.- 10 лет; арендодатель передает арендатору во временное владение и пользование нежилые помещения общей площадью 509, 4 кв.м, расположенные на 1-м и 2-м этажах 7-ми этажного административного здания по адресу: "адрес" (пункт 1.1 в редакции дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ); помещение предоставляется в аренду для использования в качестве офисного помещения для размещения дополнительного офиса ОАО " "данные изъяты"" (пункт 1.2).
Суд апелляционной инстанции к площади, предназначенной для размещения офисов, с учетом назначения относит следующие помещения, перечисленные в экспликации технического паспорта: торговый зал площадью 378, 2 кв.м, исходя из условий договора о передаче нежилого помещения для использования в качестве офисного помещения - как зала обслуживания (посетителей).
В отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N договор аренды нежилого помещения N от ДД.ММ.ГГГГ, между ИП ФИО9, ИП ФИО11, ИП Аюповым М.Р. и ОАО " "данные изъяты"", согласно которому: срок действия договора - 10 лет; арендодатель передает арендатору во временное владение и пользование нежилое помещение общей площадью 241, 7 кв.м, расположенные на 1-м этаже 7-ми этажного административного здания по адресу: "адрес", номера на поэтажном плане N), в соответствии с кадастровым паспортом от ДД.ММ.ГГГГ, выданным филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Башкортостан (пункт 1.1); помещение предоставляется в аренду для использования в качестве офисного помещения для размещения дополнительного офиса ОАО " "данные изъяты"" (пункт 1.2).
Суд апелляционной инстанции к площади, предназначенной для размещения офисов, с учетом назначения относит следующие помещения, перечисленные в экспликации технического паспорта: торговый зал площадью 205, 1 кв.м, исходя из условий договора о передаче нежилого помещения для использования в качестве офисного помещения - как зала обслуживания (посетителей).
В отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N: договор аренды нежилого помещения N от ДД.ММ.ГГГГ, между ИП Аюповой Н.Ю. и ООО " "данные изъяты"", согласно которому: срок действия договора - с учетом дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ - до ДД.ММ.ГГГГ; арендодатель передает, а арендатор принимает за плату по временное возмездное пользование нежилое помещение общей площадью 319, 0 кв.м, находящееся на первом и втором этажах здания по адресу: "адрес"; арендатор использует помещение в целях размещения Кафе (пункт 1.2).
Суд апелляционной инстанции к площади, предназначенной для размещения объекта общественного питания, с учетом назначения относит следующие помещения, перечисленные в экспликации указанного в договоре технического паспорта N от ДД.ММ.ГГГГ: зал посетителей (площадью 103, 5 кв.м.), кухня (площадью 23, 0 кв.м.), общей площадью 126, 5 кв.м.
В отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N договор аренды нежилого помещения N от ДД.ММ.ГГГГ, между ИП Аюповым М.Р. и ИП ФИО16, согласно которому: срок действия договора - до ДД.ММ.ГГГГ; арендодатель передает, а арендатор принимает за плату по временное возмездное пользование нежилое помещение общей площадью 269, 9 кв.м, находящееся на первом этаже здания по адресу: "адрес"; арендатор использует помещение в целях размещения Кафе-Столовой (пункт 1.2).
Суд апелляционной инстанции к площади, предназначенной для размещения объекта общественного питания, с учетом назначения относит следующие помещения, перечисленные в экспликации указанного в договоре технического паспорта N от ДД.ММ.ГГГГ: обеденный зал (площадью 144, 7 кв.м.), мойка (площадью 3, 8 кв.м.), горячий цех (площадью 25 кв.м.), доставочная (площадью 6, 5 кв.м.), общей площадью 180 кв.м.
Общая площадь передаваемых по вышеуказанным договорам аренды помещений составляет 2978, 9 кв.м, при этом общая площадь помещений, учитываемая при расчете площади спорного здания, предназначенной для использования или фактически используемой для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания - 1628, 8 кв.м, что менее 20% (2307, 82 кв.м.) от общей площади спорного здания с кадастровым номером N (11539, 1 кв.м.).
Учет иных частей (с назначением: коридор, лестничная клетка, лифт, служебное санузел, электрощитовая, подсобное помещение и др.) нежилых помещений, входящих в состав здания с кадастровым номером N, являвшихся предметом приведенных выше договоров аренды, при расчете площади объекта недвижимости, предназначенного для использования либо фактически используемого в целях размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, в отсутствие проведенного уполномоченным органом обследования фактического использования спорного объекта недвижимости, не представляется возможным.
Иных договоров аренды, предусматривающих передачу входящих в состав здания с кадастровым номером N объектов недвижимости в целях размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания в материалы дела не представлено; не содержится их и в материалах реестровых дел на спорное здание и входящие в его состав нежилые помещения.
Поступившие по запросам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции: из Министерства торговли и услуг Республики Башкортостан сведения о выданных лицензиях АО " "данные изъяты"", ООО " "данные изъяты"", ООО " "данные изъяты"", ООО " "данные изъяты"", ООО " "данные изъяты"", а также из Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан информация о зарегистрированной контрольно-кассовой технике, не опровергая содержание вышеприведенных договоров аренды, не содержат дополнительных данных о площади объектов недвижимости (спорного здания либо входящих в его состав нежилых помещений), предназначенных для использования либо фактически используемых в целях размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, как имеющиеся в материалах административного дела доказательства, так и дополнительной истребованные судом апелляционной инстанции документы и сведения, не подтверждают использование не менее 20 процентов общей площади спорного объекта для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
С учетом изложенного, здание с кадастровым номером N, исходя из критерия предназначения и фактического использования расположенных в нем помещений, в Перечни на 2018, 2019, 2020, 2021 и 2022 годы включению не подлежало.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что административным ответчиком не представлено относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного объекта условиям, установленным в статье 378.2 НК РФ.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку оспариваемые положения противоречат федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу, пункт 916 Перечня на 2018 год, в пункт 1070 Перечня на 2019 год, в пункт 3745 Перечня на 2020 год, в пункт 1587 Перечня на 2021 год, в пункт 1899 Перечня на 2022 года в части включения нежилого здания с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес", подлежат признанию не действующими.
Определяя момент, с которого оспариваемый Перечень должен быть признан недействующим, применив пункт 1 части 2 статьи 215 КАС РФ и, учитывая, что оспариваемая норма изначально вошла в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую силу, суд первой инстанции обоснованно признал пункт N Перечня на 2018 год, пункт N Перечня на 2019 год, пункт N Перечня на 2020 год, пункт N Перечня на 2021 год, пункт N Перечня на 2022 года не действующими с момента принятия нормативных правовых актов.
Другие доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьей 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 20 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Республики Башкортостан н в течение шести месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 31 января 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.