Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кузьмичева В.А, судей ФИО7, Савинова К.А, при секретаре ФИО6, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Галдавы Шота Роландиевича о признании не действующим в части постановления Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года N 874-п "Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Пермского краевого суда от 10 октября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Бушминой А.Е, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
постановлением Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года N 874-п "Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", опубликованном 9 декабря 2019 года в издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", N 48, том 2, а также размещенном 2 декабря 2019 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, определен на 2020 год Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база исчисляется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2020 год).
Административный истец Галдава Ш.Р. обратился в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что в 2020 году являлся собственником объекта недвижимости - здания с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", которое включено в пункт 3669 таблицы 1 приложения Перечня на 2020 год.
По мнению административного истца, указанное здание не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, поэтому его включение в Перечень на 2020 год противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, нарушает права и законные интересы административного истца, так как незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в большем размере.
Административный истец суд просил признать недействующим пункт 3669 таблицы 1 приложения к постановлению Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года N 874-п "Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Решением Пермского краевого суда от 10 октября 2022 года административное исковое заявление Галдавы Шота Роландиевича удовлетворено. Признан недействующим со дня принятия пункт 3669 таблицы 1 приложения к постановлению Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года N 874-п "Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и в издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края".
В апелляционной жалобе административный ответчик Правительство Пермского края просило указанное решение Пермского краевого суда от 10 октября 2022 года отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриев М.С. в заключении полагал необходимым оставить решение Пермского краевого суда от 10 октября 2022 года без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, в соответствии с которой неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ предусмотрено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
На основании статей 3 и 14 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Из подпункта 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено: 1. Налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
3. В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
4. В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
4.1. В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
9. Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Законом Пермского края от 13 ноября 2017 года N 141-ПК "О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области "О налогообложении в Пермском крае" (в редакции Закона Пермского края от 5 ноября 2019 года N 458-ПК) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении, в том числе, административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 300 кв. м и помещений в них, за исключением помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления в Пермском крае, автономных, бюджетных и казенных учреждений Пермского края.
28 ноября 2019 года Правительством Пермского края принято постановление N 874-п "Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", пунктом 1 которого определен Перечень на 2020 год.
Проанализировав представленные административным ответчиком документы относительно процедуры принятия оспариваемого в части нормативного правового акта, а также положения подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 11, 16 Закона Пермского края от 7 сентября 2007 года N 107-ПК "О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края", Регламента подготовки проектов правовых актов Правительства Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 5 октября 2007 года N 223-п, Указа губернатора Пермского края от 10 апреля 2009 года N 16 "Об интегрированной системе электронного документооборота, архива и управления потоками работ Пермского края", пункта 4 Указа губернатора Пермского края от 24 июля 2008 года N 37 "О порядке вступления в силу и опубликования актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, актов исполнительных органов государственной власти Пермского края, порядке организации опубликования законов Пермского края", постановление Правительства Пермского края от 16 октября 2015 года N 848-п "Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти "адрес" и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка их принятия и опубликования. По данному основанию нормативный правовой акт не оспаривается.
В пункт 3669 таблицы 1 приложения к Перечню на 2020 год включен объект недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: "адрес", собственником которого в 2020 году являлся административный истец.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости (далее также ЕГРН), здание с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес", имеет назначение: нежилое здание, наименование: здание, расположено на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ вид разрешенного использования указанного земельного участка "под 3-этажное кирпичное здание ателье с подвалом (лит. А), 1 - этажное кирпичное здание гаража (лит. Б)", по классификатору "для иного использования".
Согласно ответам филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пермскому краю, филиала публично-правовой компании "Роскадастр" по Пермскому краю (т.1 л.д.152-153, т.2 л.д.1-3), земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" образован в результате радела земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", который имел вид разрешенного использования земельного участка "под 3-этажное кирпичное здание ателье с подвалом (лит. А), 1-этажное кирпичное здание гаража (лит. Б)".
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 59 "данные изъяты" "под 3-этажное кирпичное здание ателье с подвалом (лит. А), 1-этажное кирпичное здание гаража (лит. Б)" соответствовал виду разрешенного использования исходного земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты"
ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН внесены сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" "среднеэтажная жилая застройка", по классификатору "для среднеэтажной застройки".
На земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" здания с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 28 ноября 2019 года также расположены сооружения с кадастровыми номерами:
"данные изъяты" (сети наружного освещения Свердловского района);
"данные изъяты" (электросетевой комплекс (ЭСК) с линиями электропередач, трансформаторными подстанциями и распределительными пунктами);
"данные изъяты" (телефонная канализация АТС-12);
"данные изъяты" (сеть кабельной линии ПС-16/1).
Суд, удовлетворяя заявленные требования, пришел к правильному выводу, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" "под 3-этажное кирпичное здание ателье с подвалом (лит. А), 1-этажное кирпичное здание гаража (лит. Б)", по классификатору "для иного использования", установленный по состоянию на 28 ноября 2019 года, не позволяет однозначно полагать, что на таком земельном участке возможно расположение объектов недвижимости поименованных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, названный вид разрешенного использования не совпадает с кодами 3.3 "Бытовое обслуживание", 4.2 "Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы))", 4.6 "Общественное питание" Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N, следовательно, установленный в отношении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" вид разрешенного использования однозначно не свидетельствует о возможности размещения на земельном участке объектов бытового обслуживания.
Таким образом, для включения в перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, необходимо, чтобы в объектах, являющихся административно-деловыми центрами и торговыми центрами (комплексами) или отдельно стоящими нежилыми зданиями, назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости, предусматривало размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, или фактически использовались не менее 20 процентов их общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из технического паспорта, составленного муниципальным учреждением "Бюро технической инвентаризации" "данные изъяты" следует, что согласно экспликации к поэтажному плану в здании с кадастровым номером "данные изъяты" находятся помещения, имеющие назначение: бойлер, лестничная клетка, склад, кабинет, буфет (22, 7 кв. м), магазин (18, 0 кв. м), касса (7, 0 кв. м), коридор, туалет, умывальник, вахтерная, тамбур, швейный цех, раскройный цех, маркировочная, шкаф, раздевалка, пошивочная, ремонтная мастерская.
Согласно пункту 33 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения", утвержденного приказом Росстандарта от 28 августа 2013 года N 582-ст, под складом понимаются специальные здания, строения, сооружения, помещения, открытые площадки или их части, обустроенные для целей хранения товаров и выполнения складских операций. Поэтому наличие в здании помещений, имеющих согласно техническому паспорту назначение "склад" не может быть отнесено к объектам торговли, что не свидетельствует об их назначении, соответствующем статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и пунктом 14 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения", утвержденного приказом Росстандарта от 28 августа 2013 года N 582-ст, торговый объект - это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Суд пришел к выводу, что, если такой объект недвижимости как склад и используется в деятельности по продаже товаров (услуг), он может быть признан предназначенным или используемым для размещения торговых объектов только в случае, если он включает в себя помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей, однако, при отсутствии данных признаков склад не может быть признан торговым объектом, кроме того, обследование фактического использования здания и помещений административным ответчиком с целью включения объектов в Перечень на 2020 год не проводилось, таким образом, суд, исходя из анализа технической документации здания с кадастровым номером "данные изъяты"576, пришел к выводу, что в спорном здании отсутствуют помещения, предназначенные для размещения в них офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания как самостоятельных объектов в размере более 20 % от общей площади здания.
Согласно "ГОСТ Р 57137-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Бытовое обслуживание населения. Термины и определения" к предприятиям бытового обслуживания относятся:
мастерская: Небольшое производственное или ремонтное предприятие бытового обслуживания населения или его отделение по оказанию некоторых бытовых услуг населению (ремонт обуви, пошив одежды и т.п.) (пункт 90);
ателье: Предприятие, оказывающее услуги на высоком художественном уровне либо занимающееся предоставлением традиционных услуг (мастерская по пошиву и ремонту одежды), а также предприятие, оказывающее некоторые виды услуг производственного характера (телевизионное ателье, фотоателье и др.) (пункт 91).
Суд первой инстанции правомерно не нашел оснований рассматривать назначение помещений "мастерская", как основание для отнесения такого помещения к бытовому обслуживанию, поскольку из буквального содержания пункта 90 ГОСТ Р 57137-2016 следует, что в нем приводится понятие одного из видов предприятий бытового обслуживания, однако не содержится такого признака, как назначение или наименование помещения, в котором размещается данный вид предприятия (мастерская), кроме того, виды мастерских не исчерпываются бытовым обслуживанием, а могут быть производственными или творческими, что не позволяет однозначно отнести помещения с назначением "мастерская" к объектам бытового обслуживания.
Также суд первой инстанции правильно указал, что наличие в здании помещений, имеющих назначение "кабинет", не тождественно понятию "офис" и не свидетельствует об их назначении, соответствующем статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, суд указал, что назначение иных помещений, в том числе швейный цех, раскройный цех, маркировочная, пошивочная, не предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Суммарная площадь помещений буфета (22, 7 кв. м), магазина (18, 0 кв. м), кассы (7, 0 кв. м) - 47, 7 кв. м, что составляет 4, 8 % от общей площади здания (986, 9 кв. м), то есть менее 20%.
Также судом установлено, что на момент включения указанного здания в Перечень на 2020 год обследования фактического использования зданий и помещений административным ответчиком с целью включения объекта недвижимости в Перечень не проводились.
Разрешая по существу заявленные требования, суд пришел к выводу, что на момент включения здания с кадастровым номером 59:01:4410146:576 в оспариваемый Перечень на 2020 года данное здание не располагалось на земельном участке, вид разрешенного использования которого предусматривал бы размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а также для использования в указанных целях здание не предназначено и фактически в названных целях не используется, доказательств обратного в суд не представлено, в связи с чем суд пришел к выводу об отсутствии доказательств, подтверждающих возможность отнесения спорного здания к административно-деловому центру и торговому центру в соответствии с критериям, установленными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд первой инстанции применил пункт 1 части 2 статьи 215 КАС РФ и, учитывая, что оспариваемая норма изначально вошла в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую силу, признал соответствующий пункт Перечня на 2020 год недействующим со дня его принятия.
Указанные выводы суда первой инстанции являются обоснованными, соответствуют материалам дела, сделаны с учетом оценки представленных доказательств и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Ссылку административного ответчика в апелляционной жалобе на Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный Приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" судебная коллегия полагает необоснованной, поскольку данный классификатор утвержден после принятия оспариваемого Перечня на 2020 год.
В апелляционной жалобе административный ответчик указал, что исходя из положений пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, которыми установлено, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и виду разрешенного использования, и Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, в соответствии с которым вид разрешенного использования "бытовое обслуживание" (код 3.3) содержит следующее описание: "размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро)", в связи с чем административный ответчик полагает, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты"24 "под 3-этажное кирпичное здание ателье с подвалом (лит. А), 1-этажное кирпичное здание гаража (лит. Б)", позволяет отнести расположенное на таком земельном участке здание к объектам бытового обслуживания.
Судебная коллегия не может согласиться с такими доводами апелляционной жалобы, поскольку вопреки доводам административного ответчика, указанный вид разрешенного использования земельного участка однозначно не указывает на размещение объектов капитального строительства, предназначенных только для оказания бытовых услуг, а указание в виде разрешенного использования как здания ателье, так и здания гаража свидетельствует о неопределенности такого вида разрешенного использования применительно к критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом само по себе упоминание в виде разрешенного использования слов "здание ателье" не предполагает его использование исключительно для оказания бытовых услуг и возможность включения в Перечень на 2020 года независимо от предназначения и фактического использования здания.
В связи с этим, поскольку данный вид разрешенного использования земельного участка однозначно не предусматривает размещения торговых объектов и (или) объектов бытового обслуживания, обоснованность включения здания в оспариваемый Перечень на 2020 год следовало определять исходя из предназначения для использования или фактического использования здания в целях размещения торговых объектов и (или) объектов бытового обслуживания. Вместе с тем основания для включения спорного здания в Перечень на 2020 год исходя из предназначения для использования или фактического использования здания также отсутствовали.
Доводы апелляционной жалобы о том, что нежилое здание с кадастровым номером "данные изъяты" соответствовало критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и подпадало под порядок налогообложения на основании кадастровой стоимости объекта, судебная коллегия отклоняет, поскольку в силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Другие доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом.
Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пермского краевого суда от 10 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Пермского края - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Челябинск) через Пермский краевой суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 25 января 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.