Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Кузьмичева В.А, Судей Савинова К.А, Рогожиной Е.В.
при секретаре Чайко А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Шоу-сервис" о признании недействующим пункта 1015 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом от 15 декабря 2021 года N 2603 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Шоу-сервис" на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 18 октября 2022 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Савинова К.А, заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации "данные изъяты", судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
приказом Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2021 года N 2603 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2022 год).
Пунктом 1015 Перечня на 2022 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2020 год, было включено нежилое здание с кадастровым номером "Номер" по адресу: "Адрес"
Данный документ опубликован на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/ до начала наступления налогового периода.
ООО "Шоу-сервис" является собственником помещений в вышеуказанном здании, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента принятия нормативного правового акта в части включения в пункт 1015 Перечня на 2022 год данного здания. В обоснование требований указано, что здание и земельный участок, на котором оно расположено, не соответствуют требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ). Здание не является административно-деловым центром и не используется для ведения административной или торговой деятельности. Включение здания в Перечень на 2022 год нарушает права административного истца, так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 18 октября 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе административным истцом ставится вопрос об отмене судебного акта и принятии решения об удовлетворении заявленных требований ввиду неправильного применения судом норм материального права. В обосновании доводов жалобы указано, что судом не правильно определены обстоятельства данного дела, выводы суда о наличии в здании помещений общественного питания, площадью свыше 20% от общей площади здания, исходя из наличия в техпаспорте на спорное здание в том числе помещений с наименованиями "цех розлива кеги", "цех розлива", "бродильный цех", "зал обслуживания", "помещение официантов" и т.д. не является убедительным и достаточным доказательством наличия оснований для отнесения спорного здания к объектам налогообложения, указанным в статье 378.2 НК РФ.
Относительно апелляционной жалобы участвующим по делу прокурором представлены возражения, в которых он просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации - "данные изъяты" проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Как следует из содержания подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
По смыслу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, делового, административного или коммерческого назначения, признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 4.1 статьи 378.2 НК РФ установлено, что здание признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" от 28 ноября 2003 года N 43-з (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) к отдельным объектам недвижимого имущества, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, относятся:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, или если соответствующие здания (строения, сооружения) предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
3) отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
4) расположенные в многоквартирных домах нежилые помещения, площадь каждого из которых свыше 1000 кв. метров, принадлежащие одному или нескольким собственникам, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
Отказывая в удовлетворении предъявленных исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что спорный объект недвижимости соответствует условиям, установленным положениями статьи 378.2 НК РФ, и необходимым для включения его в оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, считает, что он сделан на основе правильного применения норм права при надлежащей оценке имеющихся в деле доказательств.
Из материалов административного дела следует, что ООО "Шоу-сервис" является собственником помещений с кадастровым номером "Номер", общей площадью 2507, 2 кв.м, назначение: нежилое, наименование: помещение, которое входит в состав здания с кадастровым номером "Номер" по адресу: "Адрес". Данное помещение сдано в аренду "данные изъяты" по договору от 17 сентября 2014 года, срок действия аренды с 18 августа 2014 года по 31 декабря 2023 года.
В пункт 1015 Перечня на 2022 год включено нежилое здание с кадастровым номером "Номер" по адресу: "Адрес"
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости нежилое здание с кадастровым номером "Номер" имеет назначение - нежилое, наименование- нежилое здание, количество этажей 4, в том числе подземных 1, общей площадью 6470, 2 кв.м.
Судом установлено, что "данные изъяты" является собственником помещений с кадастровым номером "Номер" общей площадью 1221 кв.м, назначение: нежилое, наименование: развлекательное, которое входит в состав вышеуказанного здания.
"данные изъяты" является собственником помещений с кадастровым номером "Номер" общей площадью 674 кв.м, назначение: нежилое, наименование: развлекательное, которое входит в состав вышеуказанного здания. Данное помещение сдано в аренду "данные изъяты" по договору от 14 февраля 2020 года, срок действия аренды с 8 января 2020 года на 5 лет.
"данные изъяты" является собственником помещений с кадастровым номером "Номер", общей площадью 2067, 9 кв.м, назначение: нежилое, наименование: развлекательное, которое входит в состав вышеуказанного здания. Данное помещение сдано в аренду "данные изъяты" по договору от 26 августа 2014 года, срок действия аренды с 18 августа 2014 года по 31 декабря 2023 года.
Суд первой инстанции, установив расположение объекта недвижимости с кадастровым номером "Номер" в границах земельного участка с кадастровым номером "Номер", земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования "под развлекательным комплексом "данные изъяты", сделал верное заключение, что вид разрешенного использования земельного участка однозначно не предполагает размещения на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания и не могут быть признаны безусловно определенными в целях применения положений статьи 378.2 НК РФ.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что акт обследования фактического использования здания по состоянию на 30 апреля 2021 года является ненадлежащим доказательством, поскольку данный документ составлен с нарушением Порядка определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденным Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N 233. Таким образом, исходя из критерия фактического использования спорное нежилое здание в Перечень на 2022 год включено также быть не могло.
Довод апелляционной жалобы о том, что объект недвижимости с кадастровым номером "Номер" не отвечает требованиям статьи 378.2 НК РФ, подлежит отклонению ввиду следующего.
Согласно сведениям из технического паспорта, выполненного "данные изъяты" по состоянию на 8 февраля 2010 года на спорный объект недвижимости, расположенный по адресу: "Адрес" и экспликации к нему следует, что в указанном здании имеются помещения со следующим назначением: мучной цех (29, 7 кв.м), мясорыбный цех (16, 9 кв.м), овощной цех (20, 3 кв.м), горячий и холодный цех (35 кв.м+37, 7 кв.м+37, 8 кв.м), кладовая овощей (11, 3 кв.м), холодильная камера (42, 6 кв.м), кладовая вино-водочной продукции (13 кв.м), цех розлива кеги (34, 4 кв.м), цех розлива (4, 8 кв.м +43, 1 кв.м), бродильный цех (181 кв.м), обеденный зал (331, 4 кв.м), пивной бар (20, 1 кв.м), помещения официантов (25, 3 кв.м+20.9 кв.м), сервировочная (3, 1 кв.м+3, 2 кв.м), касса (3, 4 кв.м+4, 3 кв.м + 14.4 кв.м), зал ресторана (151, 4 кв.м+384, 1 кв.м), залы обслуживания (44 кв.м+48, 1 кв.м), что составляет 1560, 9 кв.м, т.е. 23, 9 % от общей площади здания 6517 кв.м.
Межгосударственный стандарт "ГОСТ 31985-2013. Услуги общественного питания. Термины и определения", введенный в действие приказом Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации от 27 июня 2013 года N 191-ст, в пункте 3 определяет понятие предприятия общественного питания (предприятие питания) как объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в том числе пищевых продуктов промышленного изготовления), как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей.
При этом зал предприятия общественного питания (зал обслуживания)- специально оборудованное помещение предприятия общественного питания, предназначенное для реализации и организации потребления продукции общественного питания и покупных товаров с организацией досуга или без него. В площадь зала предприятия общественного питания не включают площади открытых производственных участков для доготовки продукции, станций раздачи, раздаточных зон и т.п, недоступных для потребителей (пункт 16).
Услуга общественного питания (индустрии питания) представляет собой результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах (пункт 41).
Из анализа приведенных федеральных норм в их системном единстве следует, что, площади предприятия общественного питания составляют не только площади залов обслуживания посетителей, но и складов, производственных участков для доготовки продукции, раздаточных зон, иных подсобных помещений, недоступных для потребителей и фактически используемых для осуществления деятельности названных объектов, ведущей к извлечению прибыли.
Таким образом, спорный объект недвижимости был обосновано включен в оспариваемый Перечень поскольку более 20% общей площади спорного
объекта недвижимости предназначено для размещения объектов общественного питания, совокупности условий, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ для включения в оспариваемый Перечень на 2022 год не требуется и достаточно одного из перечисленных в этой статье условий.
При таких данных суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности включения указанного объекта недвижимости в оспариваемый Перечень на 2022 год, поскольку площадь помещений, подпадающих под критерии статьи 378.2 НК РФ, составляет более 20 % общей площади спорного объекта недвижимости, что является самостоятельным основанием для включения здания в Перечень объектов недвижимого имущества.
При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 18 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - общества с ограниченной ответственностью "Шоу-сервис" без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Мотивированное апелляционное определение составлено 27 января 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.