Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Сорокина М.С, судей
Красновой Н.П, Батялова В.А.
при секретаре
Защитниковой А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сбитнева Игоря Анатольевича, Попова Юрия Петровича об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости в связи с недостоверностью сведений по апелляционной жалобе Сбитнева Игоря Анатольевича на решение Пермского краевого суда от 13 сентября 2022 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Красновой Н.П, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Сбитнев И.А, Попов Ю.П. обратились в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением:
об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N, в виду недостоверности сведений, выразившихся в отнесении земельных участков к 1 оценочной группе видов разрешенного использования "Многоквартирные жилые дома";
об устранении ошибки в государственном кадастре недвижимости ввиду недостоверности сведений, установленных с даты проведения государственной кадастровой оценки, утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 21 ноября 2013 года N 1610-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края" кадастровой стоимости земельных участков, исходя из удельного показателя для 14 группы видов разрешенного использования.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что им на праве общей долевой собственности принадлежат указанные выше земельные участки, на момент обращения в суд с административным иском сведения в ЕГРН об участках являются архивными. Кадастровая стоимость земельных участков определена неверно, в связи с допущенной кадастровой ошибкой, а именно, неправильно соотнесен вид разрешенного использования земельных участков "площадки для отдыха с элементами озеленения; зеленые насаждения" с группой 1 "Земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки". Поскольку право собственности на спорные земельные участки возникло у административных истцов на основании договора N 2-СС от 6 февраля 2014 года, заключенного с Компанией "данные изъяты", зарегистрированного в установленном законом порядке в Управлении Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, следовательно, расчет кадастровой стоимости должен быть произведен по формуле, в соответствии с приложением 52 (для Пермского городского округа), утвержденного Постановлением Правительства Пермского края N 1610-п от 21 ноября 2013 года.
Решением Пермского краевого суда от 13 сентября 2022 года административное исковое заявление Сбитнева А.П, Попова Ю.П. оставлено без удовлетворения.
Административным истцом Сбитневым И.А. подана апелляционная жалоба на указанное решение суда, в которой ставится вопрос об отмене решения Пермского краевого суда от 13 сентября 2022 года, как незаконного и необоснованного.
Относительно доводов апелляционной жалобы Министерством по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края представлены возражения о необоснованности доводов апелляционной жалобы и законности решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что Сбитневу И.А, Попову Ю.П, Можаеву В.В. на праве общей долевой собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами N, расположенные по адресу: "адрес"
Право собственности Сбитнева И.А, Попова Ю.П. зарегистрировано 18 февраля 2014 года, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
Вышеуказанные земельные участки вошли в перечень объектов, подлежащих государственной кадастровой оценке со следующими характеристиками: категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: под строительство многоэтажного жилого дома.
В приложении 146 к постановлению Правительства Пермского края от 21 ноября 2013 года N 1610-п определены группы видов разрешенного использования земельных участков, из них к 1 группе относятся "земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки", к 14 группе относятся "земельные участки, занятые особо охраняемыми территориями и объектами, городскими лесами, скверами, парками, городскими садами".
В приложении 52 к постановлению Правительства Пермского края от 21 ноября 2013 года N 1610-п утверждены средние (взвешенные по площади) значения удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов по кадастровым кварталам Пермского городского округа Пермского края.
Для кадастрового квартала N удельный показатель кадастровой стоимости (УПКС) для земельных участков, отнесенных к 1 группе видов разрешенного использования, составил 7 097, 32 руб./кв.м.; для земельных участков, отнесенных к 14 группе видов разрешенного использования, составил 0, 33 руб./кв.м. (строка 2027).
При определении размера кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2013 года спорные земельные участки отнесены к 1 группе видов разрешенного использования земельных участков "земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки", с учетом данных сведений и произведенных расчетов результаты определения кадастровой стоимости утверждены постановлением Правительства Пермского края от 21 ноября 2013 года N 1610-п.
Кадастровая стоимость утверждена в следующем размере: земельный участок с кадастровым номером N- 111 543 540 рублей 16 копеек; земельный участок с кадастровым номером N - 66 453 896 рублей 70 копеек; земельный участок с кадастровым номером N - 124 759 414 рублей 72 копейки; земельный участок с кадастровым номером N - 63 717 851 рубль 34 копейки; земельный участок с кадастровым номером N - 87 362 990 рублей 88 копеек; земельный участок с кадастровым номером N - 61 650 204 рубля 16 копеек; земельный участок с кадастровым номером N - 114 267 587 рублей 20 копеек; земельный участок с кадастровым номером N - 110 208 133 рубля 31 копейки.
Кроме того, из материалов дела также следует, что по заявлению Компании "данные изъяты" изменен вид разрешенного использования земельных участков с "под строительство многоэтажного жилого дома" на "площадки для отдыха с элементами озеленения". Сведения о кадастровой стоимости земельных участков были исключены из ЕГРН.
В ответе ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" от 1 сентября 2014 года N указано, что согласно пункту 2.4 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения площади земельного участка, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или включение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке происходят (произошли) после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов. Значение разрешенного использования "площадки для отдыха с элементами озеленения" не позволяет органу кадастрового учета однозначно отнести земельные участки к той или ной группе видов разрешенного использования, а, следовательно, и определить их кадастровую стоимость. Кадастровая стоимость земельных участков не определена. В соответствии с пунктом 13 статьи Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случаях, если кадастровая стоимость не определена для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных законодательством, применяется нормативная цена земли. Рекомендовано обратиться в Управление Росреестра по Пермскому краю.
Согласно ответу Управления Росреестра по Пермскому краю от 11 сентября 2014 года N в адрес Сбитнева И.А. направлены акты о нормативной цене земельных участков, указан вид разрешенного использования "площадка для отдыха с элементами озеленения".
28 марта 2016 года в сведениях ЕГРН исправлена техническая ошибка в сведениях о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N, а именно отменено исключение из сведений ЕГРН кадастровой стоимости земельного участка, установленной в результате проведения государственной кадастровой оценки, восстановлена стоимость, утвержденная постановлением правительства Пермского края от 21 ноября 2013 года N 1610-п по состоянию на 1 января 2013 года.
Кроме того, решением Пермского краевого суда от 18 сентября 2019 года удовлетворено административное исковое заявление Сбитнева И.А, Попова Ю.П, Можаева В.В, установлена кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами N равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года. Указано датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 12 июля 2019 года. Решение суда исполнено регистрирующим органом 28 октября 2019 года, дата начала применения кадастровой стоимости 1 января 2019 года.
Разрешая заявленные требования, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска, признал неподтвержденными доводы административного истца о наличии технической кадастровой ошибки, использовании при определении кадастровой стоимости спорных объектов недостоверных сведений об объектах недвижимости.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами. В то же время судебная коллегия не соглашается с доводами апелляционной жалобы, направленными на отмену обжалуемого судебного акта.
Согласно пункту 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами, случаях.
В силу статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими и юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости по следующим основаниям:
недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Согласно пункту 5 статьи 247 и пункту 1 статьи 248 КАС РФ обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при установлении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28 при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость.
Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.
Исходя из содержания статьи 28 Закона о кадастре кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.
В пунктах 19, 20, 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что по делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).
Если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы. При этом в случае возникновения у суда сомнений в обоснованности доводов административного истца эти обстоятельства выносятся на обсуждение, даже если административный ответчик на них не ссылался (статья 62 КАС РФ).
Министерством по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края заключен государственный контракт от 11 июня 2013 года N СЭД-31-02-1-10-52 на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Пермского края. Исполнителем работ являлся Центр оценки землеустройства по Уральскому и Приволжскому федеральным округам - филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ". Срок выполнения работ по Контракту: начало - 11 июня 2013 года, окончание - 3 октября 2013 года. Суду представлен том N 1 отчета N 01/КСЗ НП/59-2013 от 3 сентября 2013 года об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Пермского края для целей государственной кадастровой оценки. Дата оценки 1 января 2013 года. Для целей определения кадастровой стоимости Управлением Росреестра по Пермскому краю сформирован перечень объектов оценки по состоянию на 1 января 2013 года.
Из материалов дела усматривается, что спорные земельные участки по состоянию на 1 января 2013 года имели вид разрешенного использования "под многоквартирные жилые дома".
21 ноября 2013 года Правительством Пермского края принято постановление N1610-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края". Данным постановлением установлен перечень земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Пермского края, подлежащих государственной кадастровой оценке в 2013 году, сформирован по состоянию на 1 января 2013 года.
Поскольку спорные земельные участки по состоянию на 1 января 2013 года имели вид разрешенного использования "под многоквартирные жилые дома", в соответствии с приложением 146 к постановлению от 21 ноября 2013 года N 1610-п земельные участки с кадастровыми номерами N относятся к 1 виду разрешенного использования - "Земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки".
Кадастровая стоимость земельных участков рассчитана с применением УПКС 7097, 32 руб./кв.м и утверждена постановлением от 21 ноября 2013 года N 1610-п в следующем размере:
земельного участка с кадастровым номером N в размере 111 543 540 рублей 16 копеек, земельного участка N - 66 453 896 рублей 70 копеек;
земельного участка с N - 124 759 414 рублей 72 копейки;
земельного участка с кадастровым номером N - 63 717 851 рубль 34 копейки;
земельного участка с кадастровым номером N - 87 362 990 рублей 88 копеек;
земельного участка с кадастровым номером N - 61 650 204 рубля 16 копеек;
земельного участка с кадастровым номером N - 114 267 587 рублей 02 копейки;
земельного участка с кадастровым номером N - 110 208 133 рубля 31 копейка.
Судебная коллегия соглашаясь с выводами суда первой инстанции, не находит оснований полагать, что при определении кадастровой стоимости объектов недвижимости использовались недостоверные сведения об объектах недвижимости. Используемое в расчете кадастровой стоимости значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков соответствует удельному показателю кадастровой стоимости 1 группы видов разрешенного использования для земельных участков, расположенных в кадастровом квартале N, утвержденному постановлением N 1610-п.
Доводы жалобы о том, что кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2013 года должна была исчисляться с учетом УПКС для 14 группы видов разрешенного использования земельных участков, являются несостоятельными, поскольку при определении кадастровой стоимости должны были приниматься сведения кадастрового учета по состоянию на 1 января 2013 года, а вид разрешенного использования земельных участков "площадки для отдыха с элементами озеленения" был установлен лишь после принятия постановления от 21 ноября 2013 года N 1610-п и до начала применения кадастровой стоимости.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным истцом в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Пермского краевого суда от 13 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сбитнева Игоря Анатольевича - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Челябинск) через Пермский краевой суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 31 января 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.