г. Нижний Новгород 17 января 2023 года
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Красновой Н.П, при секретаре Защитниковой А.М, рассмотрев в открытом судебном заседании частную жалобу Галкиной Алины Владимировны на определение Верховного Суда Чувашской Республики от 18 ноября 2022 года об оставлении без рассмотрения административного искового заявления Галкиной Алины Владимировны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости недвижимого имущества,
УСТАНОВИЛ:
Галкина А.В. обратилась в Верховный Суд Чувашской Республики с заявлением о признании незаконным решения БУ ЧР "Чуваштехинвентаризация" Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики N 02/1-02/3367 от 15.06.2022 года об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости и установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м, категории земель: "данные изъяты", разрешенное использование "данные изъяты", равной его рыночной в размере 443 500 руб, по состоянию на 01.01.2022 года на период до даты внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, указав в обоснование иска, что является арендатором земельного участка и установлением кадастровой стоимости в размере превышающем рыночную, нарушаются права истца, как плательщика арендной платы.
Определением Верховного Суда Чувашской Республики от 18 ноября 2022 года административное исковое заявление Галкиной А.В. оставлено без рассмотрения по существу. Разъяснено административному истцу, что после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без рассмотрения, административный истец вновь может обратиться в суд с административным исковым заявлением в общем порядке. Возвращена уплаченная государственная пошлина в сумме 300 рублей.
В частной жалобе Галкиной А.В. ставится вопрос об отмене определения суда как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением действующего законодательства.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, суд приходит к следующему.
Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости регулируется Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, Федеральным законом N 135-ФЗ, Федеральным законом N 237-ФЗ с учетом изменений, внесенных в него Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Федеральный закон N 269-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Федеральным законом N 269-ФЗ в Федеральный закон N 237-ФЗ введена статья 22.1, регулирующая вопросы установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости и оспаривания ее результатов, которая вступила в силу 11 августа 2020 года.
Частью 2 статьи 6 Федерального закона N 269-ФЗ до 1 января 2026 года устанавливается переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 6 Федерального закона N 269-ФЗ в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости (далее - Решение).
В силу пункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона N 269-ФЗ с даты, указанной в Решении, в субъекте Российской Федерации:
1) применяются положения статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в ЕГРН;
2) не применяются положения статьи 22 Федерального закона N 237-ФЗ;
3) рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со ст. 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ не осуществляется.
Таким образом, оспаривание результатов определения кадастровой стоимости, установленной в рамках государственной кадастровой оценки, проведенной до 1 января 2017 года по правилам Федерального закона N 135-ФЗ, осуществляется в соответствии с этим законом; оспаривание результатов определения кадастровой стоимости, установленной в рамках государственной кадастровой оценки, проведенной по правилам Федерального закона N 237-ФЗ до окончания переходного периода (до 1 января 2026 года либо до даты принятия Решения), осуществляется в соответствии со статьей 22 Федерального закона N 237-ФЗ.
Если в субъекте Российской Федерации принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, то независимо от того, на основании какого закона была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, оспаривание результатов определения такой кадастровой стоимости возможно только по правилам статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, то есть после 1 января 2026 года или с даты, указанной в Решении, может быть оспорено только решение бюджетного учреждения, принятое в соответствии со ст. 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021 г.), утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 года).
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 22 сентября 2021 года N 451 "О дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" установлена дата перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости - 1 января 2022 года.
Таким образом, с 1 января 2022 года кадастровая стоимость спорного земельного участка может быть установлена решением бюджетного учреждения в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению лиц, чьи права затрагиваются, и которое может быть оспорено в судебном порядке.
Из материалов дела следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N была определена в порядке, предусмотренном Законом о государственной кадастровой оценке, и утверждена по состоянию на 1 января 2019 года постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 22 ноября 2019 года N 485 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Чувашской Республики".
Соблюдая установленный статьей 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ порядок, 27 мая 2022 года Галкина А.В. обратилась в бюджетное учреждение Чувашской Республики "Чуваштехинвентаризация" с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной.
К указанному заявлению в соответствии с требованиями части 5 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ заявителем приложен отчет об оценке от ДД.ММ.ГГГГ N составленный оценщиком ООО " "данные изъяты"", согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка определена оценщиком по состоянию на 15 декабря 2021 года в размере 443 500 рублей.
15 июня 2022 года по результатам рассмотрения указанного заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости бюджетным учреждением Чувашской Республики "Чуваштехинвентаризация" принято решение N об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости такого объекта недвижимости, содержащейся в соответствующем отчете об оценке, по основаниям, приведенным в разделе V решения.
Не согласившись с указанным решением Учреждения, Галкина А.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением, с учетом уточнения иска (заявление об уточнении от 22 сентября 2022 года) о признании незаконным решения бюджетного учреждения Чувашской Республики "Чуваштехинвентаризация" Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики N от 15.06.2022 года об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости и установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу "адрес", д.6б, общей площадью "данные изъяты" кв.м, категории земель: "данные изъяты", разрешенное использование: "данные изъяты", равной его рыночной в размере 443 500 рублей по состоянию на 01.01.2022 года на период до даты внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Целью обращения Галкиной А.В. в суд с указанными требованиями явилась необходимость восстановления нарушенных прав на справедливое налогообложение.
В судебном заседании от 8 сентября 2022 года суд первой инстанции, посчитав несоответствующими заявленные требования административного иска положениям главе 25 Кодекса административного судопроизводства РФ, предложил представителю административного истца уточнить заявленные требования, в том числе судом было предложено представить отчет об оценке (заключение) рыночной стоимости объекта недвижимости, составленный на дату по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости. Судом были разъяснены последствия невыполнения данных требований.
24 октября 2022 года в Верховный Суд Чувашской Республики поступило уточненное исковое заявление, однако определением Верховного Суда Чувашской Республики от 26 октября 2022 года в принятии уточненного административного искового заявления поданного представителем административного истца Ивановым П.В. было отказано.
В связи с тем, что административным истцом уточненный административный иск, соответствующий требованиям, предусмотренным ст.ст.125 и 126 Кодекса административного судопроизводства РФ в суд представлен не был, равно как не представлен и отчет об оценке (заключение) рыночной стоимости объекта недвижимости составленный на дату по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости на основании пункта 5 части 1 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства РФ суд оставил административное исковое заявление Галкиной А.В. без рассмотрения по существу.
На основании подп. 3 п.1 ст. 333.40 Налогового кодекса РФ суд вернул истцу государственную пошлину уплаченную на основании чек-ордера N от 03.08.2022 года в сумме 300 рублей.
С указанными выводами суда первой инстанции согласиться нельзя в силу следующего.
Конституционное право на судебную защиту, как следует из статьи 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с другими ее положениями, это не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты путем восстановления нарушенных прав и свобод, которая должна быть обеспечена государством.
Задачами административного судопроизводства являются: обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений; защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (статья 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных названным Кодексом и другими федеральными законами.
Одним из принципов административного судопроизводства является законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, выполнение которого обеспечивается соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (статьи 6, 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как следует из ч. 2 ст. 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета.
При этом заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (ч. 7 ст. 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ).
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что рыночная стоимость, устанавливаемая по правилам ст. 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, определяется на дату, которая указана в отчете об оценке. Этой датой является дата, указанная сторонами договора на проведение рыночной оценки объекта недвижимости (ст. 10 и 11 Федерального закона N 135-ФЗ).
При оспаривании в суде решения бюджетного учреждения и установлении рыночной стоимости такая стоимость должна определяться на дату, указанную в отчете.
С учетом вышеизложенного выводы суда первой инстанции о том, что требования административного истца должны быть скорректированы в части указания верной даты по состоянию на которую определена оспариваемая кадастровая стоимость (01.01.2019 года) и периода применения новой кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N а также необходимости представления отчета, составленного на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость земельного участка являются неверными, поскольку в рамках нового правового регулирования происходит не оспаривание результатов определения кадастровой стоимости, а лишь устанавливается кадастровая стоимость в размере рыночной, при этом рыночная стоимость может быть определена на любую дату, но не ранее шести месяцев до даты обращения с заявлением в государственное бюджетное учреждение, осуществляющее функции государственной кадастровой оценки.
С учетом приведенного выше, требования административного истца подлежали рассмотрению по существу, оснований для оставления без рассмотрения административного искового заявления Галкиной А.В. о признании незаконным решения БУ ЧР "Чуваштехинвентаризация" Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики N от 15.06.2022 года об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости и установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: г.Цивильск, ул.Николаева, д.6б, общей площадью 504 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: магазины, равной его рыночной в размере 443 500 руб, по состоянию на 01.01.2022 года на период до даты внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, у суда первой инстанции не имелось.
При таких обстоятельствах судебный акт требованиям законности и обоснованности не соответствует, в связи с чем подлежит отмене с направлением настоящего административного дела в Верховный Суд Чувашской Республики на новое рассмотрение.
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 316, 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил:
определение Верховного Суда Чувашской Республики от 18 ноября 2022 года отменить.
Направить настоящее административное дело в Верховный Суд Чувашской Республики для рассмотрения по существу.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через Верховный Суд Чувашской Республики.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 января 2023 года.
Судья Н.П. Краснова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.