Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Ендовицкой Е.В, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу УМВД России по Белгородской области на решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 19 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Белгородского областного суда от 18 августа 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Комягина С Н к УМВД России по Белгородской области о признании незаконным и отмене решения об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Ендовицкой Е.В, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Комягин С.Н. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным и отменить решение УМВД России по Белгородской области от 20 сентября 2021 года об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
Требования мотивированы тем, что является гражданином Украины, все родственники являются гражданами Российской Федерации (отец, супруга, дочери). Из Украины выехал вынужденно в связи с преследованием властями страны, побуждавшими вступить в ряды вооруженных сил. 23 июля 2021 года обратился в миграционный орган с заявлением о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, однако решением от 20 сентября 2021 года в предоставлении временного убежища отказано в связи с отсутствием обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 19 февраля 1993 года N 4528-1 "О беженцах". Считает решение государственного органа незаконным, поскольку в результате отказа в предоставлении временного убежища может быть применена экстрадиция в страну, где в связи со сложившейся обстановкой существует реальная угроза безопасности жизни и здоровью, негуманному обращению.
Решением Октябрьского районного суда г. Белгорода от 19 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Белгородского областного суда от 18 августа 2022 года, административные исковые требования удовлетворены частично. Отменено решение УМВД России по Белгородской области от 20 сентября 2021 года об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, на УМВД России по Белгородской области возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Комягина С.Н. о предоставлении временного убежища.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 18 ноября 2022 года, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции, 14 декабря 2022 года, УМВД России по Белгородской области просит отменить судебные акты и в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального и процессуального права. Указывает, что Комягин С.Н. законно пребывает на территории Российской Федерации на основании разрешения на временное пребывание, решение об отказе в предоставлении временного убежища вынесено правомерно, на момент принятия оспариваемого решения изменение международной обстановки в связи с проведением специальной военной операции на территории Республики Украина отсутствовало.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Федеральный закон от 19 февраля 1993 N4528-1 "О беженцах", устанавливая правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (преамбула), рассматривает беженца как лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое, в силу вполне обоснованных опасений, может стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой, вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (подпункт 1 пункта 1 статьи 1).
Названный Федеральный закон, помимо предоставления иностранному гражданину или лицу без гражданства статуса беженца (статья 3), предусматривает также возможность предоставления данным лицам временного убежища (статья 12).
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 19 февраля 1993 N4528-1 "О беженцах" предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 19 февраля 1993 N4528-1 "О беженцах" временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации (подпункт 1), либо не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации (подпункт 2).
Причинами, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, являются, в том числе, реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено, а также реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
В соответствии с пунктом 7 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 года N 274 "О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации", решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членов его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию Российской Федерации либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья).
Согласно пункту 12 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации временное убежище предоставляется на срок до одного года, который может продлеваться на каждый последующий год решением территориального органа Федеральной миграционной службы при наличии обстоятельств, послуживших основанием для предоставления лицу временного убежища.
Кроме того, по своей правовой природе временное убежище является мерой дополнительной защиты, препятствующей выдворению (депортации) лиц, не имеющих законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, однако в силу сложной жизненной ситуации временного характера вынужденных находиться на территории Российской Федерации. Данный институт носит экстраординарный характер и действует наряду с общими основаниями легализации пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации. Временное убежище не может рассматриваться как альтернатива общему порядку получения разрешения на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации при наличии у лица оснований для легализации своего правового положения на территории Российской Федерации в обычном порядке. Иное привело бы к возможности злоупотребления правом со стороны лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, и к нарушению конституционного принципа равенства, который, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, гарантирует одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории (Постановление от 27 апреля 2001 года N 7-П, Определение от 30 сентября 2010 года N 1317-О-П).
Таким образом, предоставление иностранному гражданину и лицу без гражданства временного убежища на территории Российской Федерации возможно только при исчерпании предусмотренных законодательством механизмов получения разрешения на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации.
Судами установлено и следует из материалов административного дела, что Комягин С.Н является гражданином Украины. Прибыл на территорию Российской Федерации для постоянного проживания в 2018 году.
Разрешение на временное проживание в Российской Федерации оформлено Комягиным С.Н. 18 февраля 2021 года до 18 февраля 2024 года. Гражданство Российской Федерации оформила его супруга и дети. В настоящее время в России проживает его отец К дочери М и К
Комягин С.Н, находящийся в розыске по запросу компетентных органов Украины в связи с совершением преступлений на территории Украины, задержан 22 июня 2021 года сотрудниками полиции.
Постановлением Алексеевского районного суда Белгородской области от 23 июня 2021 года в отношении Комягина С.Н. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу для экстрадиции в другое государство.
Постановление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 10 декабря 2021 года об удовлетворении запроса офиса Генерального прокурора Украины о выдаче Комягина С.Н. для привлечения к уголовной ответственности, оставлено без изменения постановлением Белгородского областного суда от 4 февраля 2022 года.
Находясь под стражей, Комягин С.Н. 23 июля 2021 года обратился в УВМ УМВД России по Белгородской области с заявлением о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
Решением УМВД России по Белгородской области от 20 сентября 2021 года в удовлетворении заявления отказано ввиду отсутствия обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 N4528-1 "О беженцах".
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что при принятии оспариваемого решения административным ответчиком не учтены изменения международной политической обстановки, обстоятельства жизни административного истца, его семьи на территории Республика Украина, преследовании русскоязычного населения, нежелание служить в вооруженных силах, отсутствие данных об уведомлении об уголовном преследовании. Несмотря на то, что такие обстоятельства на дату принятия административным органом оспариваемого решения отсутствовали, указанные обстоятельства не могут быть оставлены без внимания в настоящее время, игнорирование указанных обстоятельств может повлечь нарушение прав и свобод Комягина С.Н.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с решением, указал, что суд первой инстанции обоснованно учел фактические обстоятельства на момент рассмотрения дела и пришел к выводу о необходимости оценки существования реальной угрозы для жизни административного истца в стране гражданской принадлежности, наличия гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации, возложив на административный орган обязанность повторно рассмотреть заявление административного истца.
Вместе с тем, судами не учтено, что при принятии оспариваемого решения миграционным органом установлено, что на территории Республики Украина Комягин С.Н. обвиняется в совершении преступлений, предусмотренных частями 3 статьи 158, частями 1 и 4 статьи 358 Уголовного кодекса Республики Украина, действия указанного лица являются уголовно наказуемыми и по российскому законодательству, предъявленное обвинение не носит политического характера.
Административный орган не усмотрел возможности применения гуманных побуждений при рассмотрении вопроса о предоставлении Комягину С.Н. временного убежища на территории Российской Федерации ввиду отсутствия оснований полагать, что расследование по уголовному делу будет носить не объективный характер, и он будет подвергнут пыткам и другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения.
При этом полагал, что мотивом обращения Комягина С.Н. с заявлением о предоставлении ему временного убежища по истечении нескольких лет пребывания на территории Российской Федерации явилось желание избежать наказания за совершенные преступления в Республике Украина, поскольку заявление о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации Комягин С.Н. подал только после задержания и инициирования в отношении него экстрадиционной проверки.
По результатам проверочных мероприятий установлено, что Комягин С.Н. ранее судим 28 февраля 1997 года Красноградским районным судом Харьковской области Украины по части 2 статьи 140, части 3 статьи 140, части 3 статьи 81, статье 42 Уголовного кодекса Украины к 3 годам 6 месяцам лишения свободы; 18 сентября 2019 года Ровеньским районным судом Белгородской области по части 1 статьи 207 Уголовного кодекса Российской Федерации к штрафу в размере 200000 рублей; 18 марта 2021 года объявлен в федеральный розыск, Украина, ИЦБ Интерпол, а также неоднократно привлекался к административной ответственности 31 марта 2019 года по статье 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статье 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, части 2 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и 12 ноября 2018 года по части 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявитель в политических, военных, религиозных или общественных организациях на территории Республики Украина не состоял; личному преследованию ни он, ни члены его семьи ранее не подвергались; при анкетировании каких-либо сведений о наличии у него заболевания, требующего немедленного лечения и невозможности выезда из Российской Федерации, не сообщил.
Комягин С.Н. законно пребывает на территории Российской Федерации на основании разрешения на временное пребывание сроком действия до 18 февраля 2024 года.
Режим предоставления временного убежища фактически рассматривается административным истцом как способ легализации своего нахождения на территории Российской Федерации; подобное понимание заявителем порядка и оснований предоставления иностранному гражданину временного убежища противоречит понятию временного убежища, определенному подпунктом 3 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 19 февраля 1993 года N 4528-1 "О беженцах".
Объективных доказательств и аргументов, подтверждающих опасения Комягина С.Н. стать жертвой или быть подвергнутым наказанию, преследованию, реальным угрозам безопасности либо негуманному обращению в случае возвращения в страну гражданской принадлежности и неспособности властей обеспечить безопасность своим гражданам Комягиным С.Н. не представлено.
При таких обстоятельствах решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 19 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Белгородского областного суда от 18 августа 2022 года нельзя признать законными, в связи с чем они подлежат отмене, а административное дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 19 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Белгородского областного суда от 18 августа 2022 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 19 января 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.