Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Вишневской В.Д, Юдиной С.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Наливайко Любови Анатольевны в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Военному комиссариату Саратовской области о признании права на доплату пособия, обязании произвести выплату, по кассационной жалобе Наливайко Любови Анатольевны, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО2, ФИО3, ФИО4
на решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 24 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 25 августа 2022 года, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Вишневской В.Д,
УСТАНОВИЛА:
Наливайко Л.А. в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО2, ФИО3, ФИО4 обратились в суд с иском к Военному комиссариату Саратовской области о признании права на доплату пособия, обязании произвести выплату.
Решением Фрунзенского районного суда г.Саратова от 24 мая 2022 года в удовлетворении исковых требований Наливайко Л.А. в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО2, ФИО3, ФИО4 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 25 августа 2022 года решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 24 мая 2022 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Наливайко Л.А. в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО2, ФИО3, ФИО4 - без удовлетворения.
В поданной кассационной жалобе Наливайко Л.А. в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО2, ФИО3, ФИО4 просят отменить решение Фрунзенского районного суда г.Саратова от 24 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 25 августа 2022 года, ссылаясь на нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Как установлено судами и следует из материалов дела, майор Наливайко А.В. с 01 июля 1998г. проходил службу в войсковых частях Таманской ракетной дивизии, которые дислоцировались на территории "адрес".
Согласно справке об обстоятельствах гибели (смерти) военнослужащего N от ДД.ММ.ГГГГг. майор Наливайко А.В. погиб (умер) 11 июня 2015г. вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания: острая "данные изъяты", полученного в период прохождения военной службы, при обстоятельствах: смерть наступила в служебное время в период прохождения военной службы, связана с исполнением обязанностей военной службы.
Членами семьи погибшего Наливайко А.В. являются: его супруга ФИО1 и его дети ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Как следует из материалов личных дел, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было подано заявление в Военный комиссариат Саратовской области о назначении ей ежемесячной денежной компенсации в соответствии с Законом N128-ФЗ на сына умершего супруга ФИО9 - ФИО2
Аналогичные заявления были поданы ФИО3 ДД.ММ.ГГГГг. и ФИО4 ДД.ММ.ГГГГг.
Военным комиссариатом Саратовской области на основании заявления Наливайко Л.А. была назначена ежемесячная компенсация на сына ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГг. в размере 2668 руб. 57 коп, произведена доплата ежемесячной компенсации за период с 21 декабря 2018г. по 31 декабря 2021г. в размере 180257 руб. 46 коп. на сына ФИО2 и дочь ФИО4, а также произведена выплата компенсации за январь 2022г. года в размере 2668 руб. 57 коп. на дочь ФИО4
Также ФИО4 была назначена ежемесячная денежная компенсация с 1 февраля 2022г. в размере 2668 руб. 57 коп. (выделена доля пенсии с ДД.ММ.ГГГГг).
Военным комиссариатом Саратовской области на основании заявления ФИО3 была назначена ежемесячная денежная компенсация с 1 января 2022г. в размере 2668 руб. 57 коп, произведена доплата ежемесячной компенсации за период с 21 декабря 2018г. по 31 декабря 2021г. в размере 90128 руб. 73 коп.
Истцы считают, что назначение и выплата указанного ежемесячного пособия должны осуществляться не с даты обращения за выплатой, а с момента гибели (смерти) военнослужащего.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями п.п. "а" п. 4, п. 5 Правил осуществления выплаты ежемесячного пособия детям военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших, объявленных умершими, признанных безвестно отсутствующими) при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), и детям лиц, умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (службы в органах и учреждениях) по контракту, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2010г. N481, статей 1, 2, 3 Федерального закона от 04 июня 2011г. N 128-ФЗ, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцами требований, указывая, что у членов семьи военнослужащего - детей ФИО2, ФИО4 и ФИО3 право на ежемесячное пособие возникло с ДД.ММ.ГГГГг, то есть со следующего дня после смерти ФИО9, однако с заявлением о её назначении истцы обратились в Военный комиссариат ДД.ММ.ГГГГг. - ФИО2 в лице ФИО1 и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГг. - ФИО4, и именно с ДД.ММ.ГГГГг. истцы ФИО1 в интересах несовершеннолетнего ФИО2, ФИО3, а с ДД.ММ.ГГГГг. истец ФИО4 вправе рассчитывать на выплату данного ежемесячного пособия.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны с нарушением норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
С 1 января 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (далее также - Федеральный закон "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат").
В соответствии с ч.9 ст.3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 13 настоящей статьи для инвалида I группы, на количество членов семьи (включая погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы). Указанная компенсация выплачивается также членам семьи военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, пропавших без вести при исполнении ими обязанностей военной службы и в установленном законом порядке признанных безвестно отсутствующими или объявленных умершими.
Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 17 июня 2014 г. N 22-П по делу о проверке конституционности части II статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" в связи с жалобой гражданки ФИО10 высказана правовая позиция о том, что по своему характеру и публично-правовому предназначению ежемесячная денежная компенсация, выплачиваемая членам семьи военнослужащего в случае его гибели (смерти), относится к мерам социальной поддержки лиц, потерявших кормильца, и право на ее получение не связано с наличием у них права на другие выплаты в рамках публично-правового механизма возмещения вреда, причиненного им гибелью (смертью) военнослужащего, в том числе на пенсию по случаю потери кормильца, и на иные меры социальной защиты (пункт 3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июня 2014 г. N 22-ГТ).
Порядок финансирования и осуществления выплат, установленных частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", определяется Правительством Российской Федерации (часть 17 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 142 (далее также - Постановление) утверждены Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей (далее также - Правила). Постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 г. (пункт 5 Постановления).
Подпунктом "б" пункта 2 Правил определено, что ежемесячная денежная компенсация выплачивается членам семьи умершего (погибшего) инвалида, а также членам семьи военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы либо умерших вследствие военной травмы (далее также - члены семьи).
Назначение ежемесячной денежной компенсации осуществляется, в частности, пенсионными органами пенсионными органами Министерства обороны Российской Федерации (пункт 3 Правил).
Подпунктом "б" пункта 4 Правил установлено, что члены семьи военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы, для назначения ежемесячной денежной компенсации подают в уполномоченный орган по месту жительства заявление с указанием места жительства либо реквизитов счета, открытого в организации (филиале, структурном подразделении) Сберегательного банка Российской Федерации, а также копию документа, удостоверяющего личность; копию документа, подтверждающего гибель (смерть) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, при исполнении ими обязанностей военной службы, либо копию заключения военно-врачебной комиссии, подтверждающего, что смерть военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступила вследствие военной травмы; документы, подтверждающие право членов семьи на ежемесячную денежную компенсацию (для родителей, в частности, - копия свидетельств о рождении детей), справку, подтверждающую факт получения членом семьи пенсии в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации.
Ежемесячная денежная компенсация назначается со дня возникновения права на нее, но не ранее чем с 1 января 2012 г. и выплачивается в размерах, действовавших на соответствующий год. Днем обращения за назначением ежемесячной денежной компенсации считается день подачи заявления с документами, указанными в пункте 4 Правил.
Из приведенного правового регулирования отношений, связанных с порядком назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации на основании Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", и позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что ежемесячная денежная компенсация членам семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы представляет собой меру социальной поддержки, обеспечивающую полноту социальной защиты названной категории граждан.
В силу приведенных выше нормативных положений истцы имеют право на получение от государства данной меры социальной поддержки.
По общему правилу в целях реализации права на ежемесячную денежную компенсацию член семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, обращается в уполномоченный орган с заявлением о назначении такой выплаты. В данном случае таким уполномоченным органом являлся Военный комиссариат Саратовской области, поскольку пенсионное обеспечение осуществляется Министерством обороны РФ.
Пунктом 4(1) постановления Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N142 Министерству обороны Российской Федерации предписано давать разъяснения по применению Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, утвержденных этим постановлением.
Таким образом, предоставление права членам семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, на получение ежемесячной денежной компенсации означает признание со стороны государства необходимости оказания им особой социальной поддержки, призвано гарантировать восполнение материальных потерь, причиненных в результате его смерти, и направлено на обеспечение их достойного существования.
Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей возложены на пенсионные органы Министерства обороны РФ, в рамках исполнения которых пенсионные органы Министерства обороны России и его подразделения обеспечивают разъяснительную работу среди военнослужащих и членов их семей по вопросам предоставления им мер социальной поддержки.
Следовательно, при обращении гражданина (члена семьи умершего инвалида вследствие военной травмы) в уполномоченный пенсионный орган Министерства обороны России по вопросам пенсионного обеспечения и предоставления мер социальной поддержки такой гражданин имеет право на получение от этого органа в соответствии с установленными нормативными предписаниями разъяснений его прав, в том числе о возможности получения мер социальной поддержки, возникающих в связи с жизненным событием, по поводу которого он обратился в уполномоченный пенсионный орган Министерства обороны России (в частности, смерть военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы), и условиях их реализации, и этому праву корреспондирует обязанность уполномоченного пенсионного органа Министерства обороны России дать гражданину соответствующие разъяснения.
В случае невыполнения уполномоченным пенсионным органом Министерства обороны России обязанности дать гражданину (члену семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы) разъяснения о полагающихся ему мерах социальной поддержки, приведшего к его несвоевременному обращению в пенсионный орган Министерства обороны России с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации, данное лицо имеет право на выплату ежемесячной денежной компенсации за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Суды первой и апелляционной инстанций изложенные нормативные положения в их взаимосвязи, в том числе об обязанности уполномоченного пенсионного органа Министерства обороны Российской Федерации дать гражданину (члену семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы) разъяснения по вопросу предоставления мер социальной поддержки к спорным отношениям не применили.
В обоснование вывода об отказе в удовлетворении исковых требований об обязании ответчика выплатить ежемесячную денежную компенсацию со дня возникновения права на такую выплату судебные инстанции ограничились лишь указанием на то, что назначение ежемесячной денежной компенсации носит заявительный характер и такая компенсация была назначена истцам с даты ее обращения с заявлением о назначении ей ежемесячной денежной компенсации в Военный комиссариат Саратовской области, доказательств того, что истцы ранее данного срока обращались за назначением данной выплаты, не представлено, и, как следствие, на отсутствие у уполномоченного пенсионного органа Министерства обороны России оснований для назначения истцам ежемесячной денежной компенсации со дня возникновения права на такую выплату.
При этом в ходе рассмотрения дела в судах первой и апелляционной инстанций ответчик (уполномоченный пенсионный орган Министерства обороны России) не представил данных о том, что он, выплачивая денежные суммы в возмещение вреда в связи с гибелью ФИО9, выполнил обязанность по информированию истцов об их праве на получение ежемесячной денежной компенсации, для реализации которого следует обратиться в уполномоченный пенсионный орган Министерства обороны России с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции в нарушение положений статей 56, 67, части 1 статьи 196, пункта 2 части 4 статьи 198 (о доказательствах и доказывании, об оценке доказательств, выводах суда, мотивах, по которым суд отверг те или иные доказательства) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и суд апелляционной инстанции в нарушение положений пункта 5 части 2 статьи 329 (об обстоятельствах дела, мотивах, по которым суд отклонил те или иные доказательства) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не исследовали и не дали надлежащей правовой оценки приведенным доводам истцов и представленным ими документам, исходя из положений норм права, подлежащих применению по данному делу, тем самым не совершили необходимых действий для установления обстоятельств, имеющих значение для дела.
В связи с этим утверждение судебных инстанций о том, что оснований для назначения истцам ежемесячной денежной компенсации ранее 21 декабря 2018г. не имеется, является несостоятельным, поскольку невыполнение уполномоченным пенсионным органом Министерства обороны России обязанности по разъяснению истцам их права на ежемесячную денежную компенсацию и порядка его реализации привело к неполучению ими как членами семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, на протяжении длительного периода гарантированных государством мер социальной поддержки в полном объеме.
Ввиду изложенного выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии у уполномоченного пенсионного органа Министерства обороны России оснований для назначения истцам ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 9 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", со дня возникновения права на нее и об отказе в удовлетворении исковых требований о признании права на получение ежемесячной денежной компенсации за период до 21 декабря 2018г. не могут быть признаны правомерными, они сделаны с нарушением норм права, регулирующих спорные отношения.
С учетом данных обстоятельств решение Фрунзенского районного суда г.Саратова от 24 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 25 августа 2022 года нельзя признать законными, они приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Фрунзенского районного суда г.Саратова от 24 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 25 августа 2022 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Фрунзенский районный суд г. Саратова.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.