Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Шушкевич О.В, Ложкарёвой О.А.
с участием прокурора Никитиной Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское делоN 2-630/2022 по иску Ишимского межрайонного прокурора в интересах Одышевой Натальи Александровны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тюменской области о взыскании невыплаченной компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск, о взыскании денежной компенсации, компенсации морального вреда, по встречному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тюменской области к Одышевой Наталье Александровне о взыскании денежных сумм, по кассационной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тюменской области, Управления Федеральной налоговой службы по Тюменской области на решение Ишимского городского суда Тюменской области от 23 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 15 августа 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Шушкевич О.В. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, заключение прокурора Пятого отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Никитиной Н.В. об оставлении судебных актов без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ишимский межрайонный прокурор в интересах Одышевой Н.А. обратился в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тюменской области (далее по тексту - МИФНС N 12 по Тюменской области) о взыскании невыплаченной суммы компенсации при увольнении в размере 79 671 руб. 96 коп, компенсации за неиспользованный отпуск в размере 20 393 руб. 70 коп. за вычетом НДФЛ, денежной компенсации за неиспользованный отпуск в размере 20 393 руб. 70 коп. не ниже одной сто пятидесятой действующей ключевой ставки Центрального банка России, начиная со дня обращения в суд до фактического расчета, компенсации морального вреда в размере 100 000 руб.
В обоснование требований указал на то, что в ходе проверки законодательства о государственной гражданской службе и трудового законодательства по заявлению Одышевой Н.А. было установлено, что расторжении с ней контракта и увольнении с государственной гражданской службы выплата четырехмесячного денежного содержания в размере 97 586 руб. 20 коп, а также компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в размере 22 396 руб. 85 коп. произведена без учета сумм материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы России сверх установленного фонда оплаты труда за период, предшествующий увольнению.
МИНФС России N 12 по Тюменской области обратилась со встречным иском к Одышевой Н.А. о взыскании в доход федерального бюджета сумм обязательных выплат в виде материальной помощи в целях социальной поддержки в размере 39 801 руб, в том числе 33 781 руб. за 2020 год, 5 930 руб. за 2021 год, указав на то, что средства материального стимулирования государственных гражданских служащих не входят в состав денежного содержания гражданского служащего и не предусматриваются при расчете и формировании фонда оплаты труда. Из доведенного фонда оплаты труда выплачивается заработная плата, отпускные, материальная помощь к отпуску, единовременная выплата к отпуску, компенсация при увольнении, единовременные выплаты в связи с ведомственными награждениями (почетные грамоты, медали, ордена). Фонд оплаты труда доводится на год и доведенные лимиты должны быть использованы до конца финансового года в полном объеме. Сумма неиспользованного фонда оплаты труда, которая остается после всех обязательных выплат, была выплачена государственным гражданским служащим в виде материальной помощи в целях социальной поддержки, в том числе Одышевой Н.А. была начислена и выплачена за минусом налога на доходы физических лиц в указанном в иске размере. Включение при исчислении денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске сумм материального стимулирования повлечет за собой отсутствие сумм неиспользованного фонда оплаты труда и как следствие невыплату государственным гражданским служащим материальной помощи в целях социальной поддержки.
Исчисление сумм денежного содержания за период нахождения в очередных оплачиваемых отпусках по методике, указанной в исковом заявлении Одышевой Н.А, не соответствует методике, доведенной до налогового органа, и повлекло бы невыплату обязательных выплат в виде материальной помощи в целях социальной поддержки. В этой связи Одышевой Н.А. не подлежали бы выплате обязательные выплаты в виде материальной помощи в целях социальной поддержки в сумме 39 801 руб.
Решением Ишимского городского суда Тюменской области от 23 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 15 августа 2022 года, исковые требования Ишимского межрайонного прокурора в интересах Одышевой Н.А. удовлетворены частично. С МИНФС России N 12 по Тюменской области в пользу Одышевой Н.А. взыскана не выплаченная при увольнении сумма компенсации в виде четырехмесячного денежного содержания в размере 79 671 руб. 96 коп, задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 20 393 руб. 70 коп, взыскана компенсация морального вреда в размере 3 000 руб. Указано на выплату задолженности по компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 20 393 руб. 70 коп. за вычетом подлежащего уплате налога на доходы физических лиц. С МИНФС России N 12 по Тюменской области в пользу Одышевой Н.А. взысканы проценты (денежная компенсация) в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации от не выплаченной в срок компенсации за отпуск в размере 20 393 руб. 70 коп. за каждый день задержки, начиная с 28 марта 2022 года по день фактического расчета включительно, взыскании компенсации на сумму выплаты после удержания налога на доходы физических лиц. В удовлетворении остальной части исковых требований Ишимского межрайонного прокурора в интересах Одышевой Н.А, а также в удовлетворении встречного иска МИНФС России N 12 по Тюменской области к Одышевой Н.А. о взыскании денежных средств, выплаченных в виде материальной помощи, отказано.
В кассационных жалобах ответчик МИНФС России N 12 по Тюменской области, третье лицо Управление Федеральной налоговой службы России по Тюменской области просят отменить судебные акты, полагая их незаконными ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права.
На кассационные жалобы поступили возражения прокурора Тюменской области, в которых он просит судебные акты оставить без изменения, жалобы ответчика и третьего лица без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено данным кодексом.
В силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения судебных актов не имеется.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Одышева Н.А. с 08 июня 1990 года была принята на работу в государственную налоговую инспекцию по Сорокинскому району, с 01 февраля 2002 года в связи с реорганизацией переведена на государственную службу в МИФНС России N 12 по Тюменской области на должность государственного налогового инспектора с. Сорокино. 17 августа 2005 года с Одышевой Н.А. заключен служебный контракт, с 16 марта 2010 года она назначена на должность государственного налогового инспектора отдела работы с налогоплательщиками.
Приказом начальника МИФНС России N 12 по Тюменской области от 01 октября 2020 года Одышева Н.А. с 01 октября 2020 года установлено денежное содержание в размере: должностной оклад - 4 511 руб.; оклад в соответствии с присвоенным классным чином (референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса) - 1 694 руб.; надбавка к должностному окладу за особые условия государственной службы - 85% (3 835 руб.); надбавка к должностному окладу за выслугу лет 30% (1 354 руб.); ежемесячное денежное поощрение в размере одного должностного оклада (4 511 руб.).
29 марта 2021 года служебный контракт с Одышевой Н.А. расторгнут, она освобождена от занимаемой должности и уволена с гражданской службы в связи с сокращением должности (пункт 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
При увольнении со службы Одышевой Н.А. были выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 97 586 руб. 20 коп, компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 30 дней в размере 22 396 руб. 85 коп.
В период работы Одышевой Н.А. выплачивалось материальное стимулирование: в марте 2020 года - 41 800 руб, в апреле 2020 года - 21 733 руб, в мае 2020 года - 26 436 руб. 78 коп, в июне 2020 года - 15 978 руб. 22 коп, в июле 2020 года - 18 084 руб, в августе 2020 года - 18 390 руб. 69 коп, в сентябре 2020 года - 39 175 руб. 31 коп, в октябре 2020 года - 17 020 руб, в ноябре 2020 года - 25 232 руб, в декабре 2020 года - 15 166 руб, в апреле 2021 года - 16 300 руб, августе 2021 года - 15 740 руб.
Указанные суммы материального стимулирования не были учтены при расчете причитающихся Одышевой Н.А. при увольнении выплат в виде четырехмесячного денежного содержания и компенсации за неиспользованные дни отпуска.
18 декабря 2021 года Одышева Н.А. обратилась в прокуратуру Тюменской области с жалобой, в которой просила провести проверку и обязать работодателя произвести перерасчет выплат с учетом материального стимулирования.
Согласно представлению Ишимского межрайонного прокурора от 24 января 2022 года установлено нарушение прав Одышевой Н.А. в части не включения средств материального стимулирования при расчете оплаты отпусков, выплаты компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении и предъявлено требование об устранении данного нарушения закона.
Установленные предписанием нарушения прав Одышевой Н.А. МИФНС России N 12 по Тюменской области не устранены.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные прокурора требования, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданский служащих", исходил из того, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, на основании чего пришел к выводу о том, что подлежащие выплате истцу при увольнении компенсации, в том числе за неиспользованный отпуск, следует рассчитывать с учетом полученных служащим в период работы средств материального стимулирования, удовлетворив требования первоначального иска в части взыскания в пользу Одышевой Н.А. денежной компенсации при увольнении в размере 79 671 руб. 96 коп. и компенсации за неиспользованный отпуск в размере 20 393 руб. 70 коп.
Руководствуясь частью 1 статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции взыскал с ответчика в пользу истца проценты (денежную компенсацию) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченной в срок компенсации за отпуск в размере 20 393 руб. 70 коп. за каждый день задержки, начиная с 28 марта 2022 года по день фактического расчета включительно.
Разрешая требования о взыскании компенсации морального вреда, апелляционная инстанция, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, изложенными в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", признал их обоснованными, взыскав с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 3 000 руб, исходя из установленного факта нарушения трудовых прав истца, степени вины работодателя и нравственных страданий работника, требований разумности и справедливости.
Отказывая в удовлетворении встречного иска, суд первой инстанции исходил из того, что установленных статьей 137 Трудового кодекса Российской Федерации оснований для взыскания выплаченных истцу в качестве оплаты труда (материальной помощи) денежных средств, в том числе счетной ошибки, вины работника в невыполнении норм труда, неправомерных действий работника, не имеется, представленные к встречному иску приказы о выплате работникам инспекции материальной помощи не отменены, из приказов следует, что выплаты произведены в целях социальной поддержки истца.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда находит приведенные выводы судов нижестоящих инстанций основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Настаивая на отмене судебных постановлений, заявители кассационных жалоб ссылаются на то, что материальное стимулирование и дополнительное материальное стимулирование, выплачиваемые за счет бюджетных ассигнований, не относятся к дополнительным выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданского служащего, в связи с чем не должны учитываться при расчете среднего заработка для оплаты очередного оплачиваемого отпуска, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации при увольнении.
Между тем указанные доводы не могут быть приняты во внимание, поскольку являлись предметом проверки судов первой и апелляционной инстанции и обоснованно признаны несостоятельными.
Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации", как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 указанного закона гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года N 562 (далее - Правила).
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
В случаях, предусмотренных подпунктами "д" (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) и "з" пункта 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц (абзац 1 пункта 8 Правил).
Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абзац 2 пункта 8 Правил).
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 8 подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 01 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Из приведенных нормативных положений следует, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 названного закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное истцу материальное стимулирование должно учитываться при расчете его среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, компенсации за неиспользованный отпуск, а также компенсации при увольнении в связи с сокращением штатной численности.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года N 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года N 238-7.
Доводы кассационной жалобы о необоснованном взыскании компенсации за нарушение срока выплаты сумм, судом кассационной инстанции отклоняются.
В соответствии с частью 1 статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Поскольку денежные суммы, причитающиеся истцу при увольнении, не были своевременно выплачены, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о взыскании с ответчика в пользу истца денежной компенсации за нарушение срока выплаты невыплаченных сумм, что соответствует требованиям статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку факт нарушения трудовых прав истца достоверно установлен судами.
В соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Поскольку при разрешении спора судами установлен факт нарушения работодателем трудовых прав истца, суды правомерно взыскали в пользу истца компенсацию морального вреда, определив ее сумму на основании собранных по делу доказательств и установленных фактических обстоятельств.
Вопреки доводам ответчика при разрешении спора судами установлены все юридически значимые обстоятельства, выводы судов мотивированы и соответствуют установленным судами фактическим обстоятельствам дела. Все представленные доказательства оценены судами по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нарушений требований процессуального законодательства при оценке доказательств, судами первой и апелляционной инстанции не допущено.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на субъективном толковании ответчиками норм материального права, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего гражданского дела судами не допущено нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.
С учетом изложенного судебная коллегия считает, что оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ишимского городского суда Тюменской области от 23 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 15 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тюменской области, Управления Федеральной налоговой службы по Тюменской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.