Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Шушкевич О.В, Ложкарёвой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское делоN 2-1611/2021 по иску Антипиной Лидии Васильевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Соликамске Пермского края (межрайонному) о досрочном назначении пенсии, по кассационной жалобе Антипиной Лидии Васильевны на решение Соликамского городского суда Пермского края от 18 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 21 февраля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Шушкевич О.В. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Антипина Л.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Соликамске Пермского края (межрайонному), правопреемником которого является Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю (далее ОПФР по Пермскому краю), о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии; включении в специальный стаж периодов работы: с 14 августа 1989 года по 22 мая 1995 года в АО "Керчевский рейд" в качестве ветеринарного фельдшера; с 11 декабря 1996 года по 09 февраля 2001 года в ТОО "Северный" (Сельскохозяйственный производственный кооператив "Северный") в качестве ветеринарного врача; с 01 марта 2001 года по 31 мая 2004 года в Соликамской станции по борьбе с болезнями животных в качестве лаборанта лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы; с 01 июня 2004 года по 05 октября 2009 года в Государственном областном учреждении "Соликамская станция по борьбе с болезнями животных" в качестве лаборанта лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы; назначении досрочной страховой пенсии с момента обращения за ней, то есть с 21 января 2021 года.
В обоснование требований указала на то, что право на досрочное пенсионное обеспечение по Списку N 2 имеют работники, занятые на работах с материалом, подозрительным на зараженность микроорганизмами 1-2 группы опасности (патогенности), если в результате исследования установлена зараженность материала микроорганизмами 1-2 группы опасности. В спорные периоды в рамках выполнения своих должностных обязанностей она проводила лабораторные серологические исследования по диагностике бактериальных заболеваний крупного и мелкого рогатого скота, таких как сап, бруцеллез, инфекционный эпидидимит, листериоз, паратуберкулез, сальмонеллез, и серологические исследования вирусных заболеваний: хламидиоз, лейкоз. Работала непосредственно с лаборатории бактериологического и серологического отделов, во время исследований выявляла положительные реакции, работала с живыми культурами микроорганизмов 1 и 2 группы опасности. Была допущена к работе с микроорганизмами 2 группы патогенности (бруцеллез, лейкоз, сап), выполняла практическую работу по организации и проведению бактериологических и серологических исследований сыворотки крови животных на наличие опасных заболеваний. Кроме того, согласно пункту 4 Наставлений по диагностике бруцеллеза при проведении данных работ используются сыворотки разных видов животных, заведомо больным бруцеллезом, сибирской язвой и т.д. Тем самым в сыворотке крови животных находятся живые бактерии - возбудители этих болезней, относящиеся к микроорганизмам 2 группы опасности. Таким образом, она непосредственно выполняла работы с микроорганизмами 1-2 группы опасности, что дает ей право на назначение досрочной страховой пенсии. Сведения персонифицированного учета в отношении нее работодателем предоставлялись без указания кода льготы, однако, считает, что данное обстоятельство не является основанием для отказа в назначении пенсии, т.к. это произошло по вине работодателя, по независящим от нее обстоятельствам.
Решением Соликамского городского суда Пермского края от 18 ноября 2021 года в удовлетворении исковых требований Антипиной Л.В. отказано в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 21 февраля 2022 года решение Соликамского городского суда Пермского края от 18 ноября 2021 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Антипиной Л.В. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе истец Антипина Л.В. просит отменить судебные акты, полагая их незаконными.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В судебное заседание суда кассационной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, сведения о причинах неявки не представили. Судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций не были допущены такого рода нарушения норм материального или норм процессуального права.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Антипина Л.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 21 января 2021 года обратилась в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа от 25 января 2021 года Антипиной Л.В. в назначении пенсии отказано по причине того, что документов, подтверждающих право на досрочное пенсионное обеспечение, не представлено.
Согласно трудовой книжке истца Антипина Л.В. с 26 августа 1985 года по 03 марта 1988 года обучалась в Коми-Пермяцком сельхозтехникуме на ветеринарном отделении; с 14 августа 1989 года по 22 февраля 1995 года работала подсобным рабочим на Гремячевском участке Керчевского сплавного рейда; с 11 декабря 1996 года по 09 февраля 2001 года ветеринарным врачом в ТОО "Северный" (с 11 мая 2000 года - СПК "Северный"; с 01 марта 2001 года - лаборантом ветлаборатории по 9 разряду ЕТС, с 27 марта 2003 года - лаборантом ветсанэкспертизы Соликамской станции по борьбе с болезнями животных (переименованной в ФГУП "Соликамская районная станция по борьбе с болезнями животных"), 31 мая 2007 года; с 01 июня 2004 года по 05 октября 2009 года лаборантом лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы ГОУ "Соликамская станция по борьбе с болезнями животных" (переименованной в ГУ "Соликамская станция по борьбе с болезнями животных", в ГУ ветеринарии края "Соликамская станция по борьбе с болезнями животных").
В выписке из индивидуального лицевого счета (дата регистрации в качестве застрахованного лица - 03 декабря 1998 года) кодов досрочного пенсионного обеспечения не содержится.
Из Устава ГОУ "Соликамская станция по борьбе с болезнями животных" следует, что целями деятельности учреждения являются профилактика болезней и лечение животных, включая сельскохозяйствен-ных, домашних, зоопарковых и других, обеспечение безопасности в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства и растениеводства, охрана здоровья населения от болезней, общих для человека и животных, проведение лабораторных исследований и осуществление на закрепленной территории методической работы, направленных на диагностику и профилактику болезней животных. Задачами учреждения являются, в том числе проведение плановых и текущих диагностических исследований патологического материала и крови животных с целью предупреждения и ликвидации инфекционных и массовых незаразных болезней животных. К видам деятельности учреждения отнесены, в том числе организация и проведение карантинных и других ветеринарно-санитарных мероприятий с целью быстрейшей ликвидации очагов эпизоотии; с целью диагностики болезней животных - проведение микроскопических, бактериологических, биологических, патологоанатомических, токсикологических, копрологических, радиологических и других исследований соответствующих материалов, поступающих непосредственно от хозяйствующих субъектов. При выявлении инфекционных болезней животных - определение характера, объема и порядка проведения диагностических исследований, обеспечение их выполнения в сжатые сроки; в случае необходимости - направление своих специалистов для уточнения диагноза и выявления степени распространения эпизоотии.
Согласно должностной инструкции в обязанности лаборанта входит, в том числе в необходимых случаях - производить отбор проб мяса на биохимию, бактериологические и другие исследования с оформлением соответствующей документацией; проводить ветеринарно-санитарную экспертизу мяса животных в подсобных хозяйствах города. Сведений о выполнении работы непосредственно с микроорганизмами 1-2 групп опасности либо занятости на работах с материалами, подозрительными на зараженность такими микроорганизмами, в должностной инструкции не содержится.
Журналы по исследованию биологического материала на станции уничтожены за истечением срока хранения, приказов работодателя о допуске истца к работе с материалами, подозрительными на зараженность микроорганизмами 1 - 2 групп опасности (патогенности), не представлены.
Согласно карте аттестации рабочих мест ГУ "Соликамская станция по борьбе с болезнями животных" от 17 марта 2008 года условия труда на рабочем месте лаборанта соответствуют классу опасности 3.3, вредным производственным фактором является биологический фактор - патогенные микроорганизмы. По результатам аттестации определено право на обеспечение средствами индивидуальной защиты, доплату к тарифной ставке, право на дополнительный отпуск, сокращенную рабочую неделю. Право на досрочное пенсионное обеспечение не предусморено.
Коллективными договорами на 2007-2010 г.г. работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, предусмотрена оплата труда в повышенном размере - на 12% на основании постановления Минтруда N 41 от 21 мая 1994 года, предоставление дополнительных отпусков, выдача спецодежды, других средств индивидуальной защиты, моющих и обеззараживающих средств.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Антипиной Л.В. о включении спорных периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, суд первой инстанции, детально проанализировав представленные доказательства, с учетом требований пенсионного законодательства, исходил из того, что истцом не представлено доказательств полной занятости на работах с микроорганизмами 1-2 группы опасности (патогенности), согласно сведениям индивидуального лицевого счета работодатель код льготы не указывал, уточняющая справка, выданная АО "Керчевский рейд", противоречит записям в трудовой книжке, согласно которым в указанный период времени истец работала подсобным рабочим, доказательств работы во вредных условиях в ТОО "Северный" не представлено.
В отношении Соликамской станции по борьбе с болезнями животных суд первой инстанции отметил, что разрешение на работу с микроорганизмами 1-2 группы опасности выдается Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) лабораториям и организациям, имеющим условия для соблюдения требований по безопасности работы. Между тем в материалах дела не содержится сведений о том, что в спорные периоды Станции выдавалась лицензия на работу с микроорганизмами 1-2 группы опасности; согласно выданной Управлением ветеринарии Администрации Пермской области лицензии Станции по борьбе с болезнями животных разрешалось производить виды ветеринарной лабораторно-диагностической деятельности, но не работу с микроорганизмами 1-2 группы опасности.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, указав на то, что имеющимися в материалах дела доказательствами не подтверждается постоянная работа истицы, не менее 80% рабочего времени, непосредственно на работах с материалами и микроорганизмами 1-2 группы опасности (патогенности), а также сам факт работы истицы с микроорганизмами 1-2 групп патогенности.
Отклоняя доводы истца о получении в период работы надбавки за вредные условия труда, суд апелляционной инстанции указал на то, получение надбавки за вредность само по себе не может являться достаточным доказательством при определении права на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Санитарными правилами по безопасности работ с микроорганизмами (СП 1.2. 011-94), утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 12.03.2003, было предусмотрено, что работу с микроорганизмами 1-2 групп опасности (патогенности) разрешается проводить лабораториям предприятий, учреждений, организаций, имеющим условия для соблюдения требований по безопасности работы и соответствующее разрешение на работу с таким биологическим материалом; доказательств выдачи такой лицензии Соликамской районной станции по борьбе с болезнями животных материалы дела не содержат.
Изучение материалов дела показывает, что судами все юридически значимые обстоятельства установлены верно, представленным сторонами доказательствам дана верная правовая оценка, выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на приведенном выше правовом регулировании спорных правоотношений, установленных судами обстоятельствах, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста по состоянию на 31 декабря 2018 года (55 лет) женщинам - по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет; в случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением указанного возраста на один год за каждые 2 года такой работы.
Разделом XXIII "Общие профессии" Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, предусмотрены работники, непосредственно выполняющие работы с микроорганизмами 1-2 групп опасности (позиция 23200000-1754б).
Действовавшими до 01 января 1992 года Списками N 1 и N 2, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 право на досрочное назначение пенсии работникам, непосредственно выполняющим работы с микроорганизмами 1-2 групп опасности, предусмотрено не было.
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80% рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ но технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций (пункт 5 Разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет").
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичный порядок подтверждения страхового стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии, предусмотрен Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н.
Кроме того, согласно пункту 4 названного Порядка в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, заключения органов государственной экспертизы условий труда могут быть наряду с другими документами использованы в качестве подтверждения занятости на работах при наличии в них данных о тех факторах (показателях), которые определяют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 6 вышеуказанного Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости).
Из указанных положений следует, что право на досрочное назначение пенсии по указанному основанию (пункт 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях") имеют работники, непосредственно выполняющие работы с микроорганизмами 1-2 групп опасности, при условии постоянной занятости на этих работах (не менее 80% рабочего времени).
Вышеуказанные условия могут подтверждаться сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, а при отсутствии в них соответствующих кодов досрочного пенсионного обеспечения - иными документами, в том числе трудовыми книжками, справками работодателей либо государственных (муниципальных) органов, первичными документами соответствующего периода, на основании которых можно определить вид производства, установить характер выполнявшейся работы в той или профессии и должности и его соответствие тем работам (условиям), которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Согласно статье 1 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом
В соответствии со статьей 28 Федерального закона "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой пенсии, в том числе досрочной, в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
При отсутствии документального подтверждения в вышеуказанном порядке либо иными первичными документами, из которых можно установить характер работы застрахованного лица и его постоянную занятость на работах в условиях, предусмотренных Списком N 2, оснований для включения периода работы в специальный стаж не имеется.
Поскольку в установленном законом порядке право истца на досрочное назначение пенсии не подтверждено, первичных документов, подтверждающих непосредственную занятость на работах с микроорганизмами 1-2 группы опасности в течение полного рабочего дня, не представлено, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Кроме того, судами отмечено, что согласно должностной инструкции у истца имелись иные обязанности, не связанные с вышеуказанной работой, в связи с чем оснований относить всю выполняемую истцом в течение рабочего дня времени к работе с микроорганизмами 1 - 2 групп опасности не имеется.
Также судами отклонены доводы истца о том, что работая в лаборатории, она безусловно была связана с опасностью заражения патогенными микроорганизмами, за что ей и выплачивалась надбавка за вредность и выдавались средства защиты, поскольку указанные доводы не являются основанием для включения спорных периодов в специальный стаж, поскольку право на пенсию в связи с особыми условиями труда по Списку N 2 имеют работники, постоянно в течение полного рабочего дня выполняющие работы не с любыми опасными микроорганизмами, а только с такими микроорганизмами, которые отнесены к 1 -2 группам опасности.
Доводы кассационной жалобы о том, что судами неправильно указано на то, что право на досрочную пенсию возникает только в том случае, если в результате исследования установлено 80% зараженности материалов микроорганизмами 1-2 группы опасности, поскольку она подвергалась опасности заражения микроорганизмами 1-2 группы опасности независимо от того, сколько случаев заболевания выявлено в результате проведенных исследований; при этом в силу должностных обязанностей ей приходилось выявлять больных животных, при заборе крове, проведении экспертизы она постоянно подвергалась опасности заражения; в связи с вредными условиями труда были предусмотрены льготы - повышенная оплата труда, дополнительный отпуск, выдача специальной одежды, не могут быть приняты во внимание, поскольку повторяют правовую позицию истца, изложенную в суде первой и апелляционной инстанций, надлежащая правовая оценка которой нашла свое отражение в оспариваемых судебных постановлениях.
При этом правильность выводов судов нижестоящих инстанций подтверждается позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 15 ноября 2007 года N 794-О-О, согласно которой право на трудовую пенсию по старости ранее достижения общеустановленного возраста - мужчины по достижении 55 лет и женщины по достижении 50 лет - имеют работники (независимо от наименования должности), непосредственно выполняющие работы с микроорганизмами 1 - 2 групп опасности, а также работники (независимо от наименования должности), занятые на работах с материалами, подозрительными на зараженность микроорганизмами 1 - 2 групп опасности (патогенности), - при том, что они постоянно заняты в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени в учетном периоде) на работах с материалами, по которым установлена зараженность микроорганизмами 1 - 2 групп опасности (патогенности).
Доводы истца о том, что сведения персонифицированного учета в отношении нее работодателем предоставлялись без указания кода льготы, не может влиять на ее право досрочного выхода на пенсию, поскольку это произошло по вине работодателя, по независящим от нее обстоятельствам, судебной коллегией отклоняются, как безосновательные, не подтвержденные какими-либо доказательствами.
По общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (например архивными данными, справками работодателя, уточняющими занятость работника в соответствующих должностях и учреждениях, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости). Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В случае возникновении спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, в том числе в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, порядке исчисления этого стажа, сведения о наличии такого стажа (в данном случае факт непосредственного выполнения работы работ с микроорганизмами 1-2 групп опасности) быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязанностью лица, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Таких доказательств в материалы дела не представлено.
Правовых оснований к отмене оспариваемых судебных постановлений кассационная жалоба не содержит, доводы, изложенные в жалобе, по существу сводятся к субъективному толкованию норм материального права, которое не может являться основанием для отмены оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, регулирующих спорные правоотношения, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Соликамского городского суда Пермского края от 18 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 21 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Антипиной Лидии Васильевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.