Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Шушкевич О.В, Ложкарёвой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское делоN2-2057/2021 по иску Киселева Григория Владимировича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кунгуре Пермского края (межрайонному) о возложении обязанности по включению периодов воинской службы в страховой стаж, по кассационной жалобе Киселева Григория Владимировичана решение Кунгурского городского суда Пермского края от 20 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 21 февраля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Шушкевич О.В. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, пояснения представителей сторон, участвовавших в судебном заседании посредством видеоконференц-связи при содействии Кунгурского городского суда Пермского края, представителя истца Власова В.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя ответчика Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю Чеуриной М.Э, возражавшей против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Киселев Г.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кунгуре Пермского края (межрайонному) (далее УПФР в г. Кунгуре Пермского края) о возложении обязанности включить в страховой стаж период прохождения военной службы с 06 ноября 1979 года по 16 ноября 1981 года.
В обоснование требований указал на то, что 31 мая 2021 года обратился в УПФР в г. Кунгуре Пермского края с заявлением о назначении страховой пенсии по старости и включении в страховой стаж периода службы в армии. Решением УПФР в г. Кунгуре Пермского края от 04 июня 2021 года в установлении пенсии отказано в связи с отсутствием требуемого страхового стажа. С данным решением не согласен, поскольку в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" период прохождения военной службы засчитывается в страховой стаж наравне с иными периодами работы. Кроме того, спорный период имел место до принятия данного закона, в соответствии с ранее действовавшим законодательством служба в армии включалась в стаж для назначения пенсии.
Решением Кунгурского городского суда Пермского края от 20 сентября 2021 года Киселеву Г.В. в удовлетворении исковых требований к УПФР в г. Кунгуре Пермского края о возложении обязанности по включению периода военной службы в страховой стаж при его исчислении в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 21 февраля 2022 года решение Кунгурского городского суда Пермского края от 20 сентября 2021 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Киселева Г.В. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе истец просит отменить судебные акты, полагая их незаконными.
На кассационную жалобу поступили возражения представителя ответчика Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю (правопреемника УПФР в г. Кунгуре Пермского края в связи с реорганизцией), в которых указано на ошибочность доводов истца, отсутствие оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился истец, сведения о причинах неявки не представил. Судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, признала возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций не были допущены такого рода нарушения норм материального или норм процессуального права.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Киселев Г.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 31 мая 2021 года обратился в УПФР в г. Кунгуре Пермского края с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в г. Кунгуре Пермского края от 04 июня 2021 года Киселеву Г.В. в назначении пенсии отказано в связи с отсутствием требуемого стажа 42 года.
Страховой стаж Киселева Г.В. составил 40 лет 07 месяцев 17 дней. В указанный стаж не учтен период службы в армии с 06 ноября 1979 года по 16 ноября 1981 года.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь частью 1.2 статьи 8, частью 1 статьи 11, пунктом 2 части 1 статьи 12, частью 9 статьи 13 Федерального закона Федерального закона "О страховых пенсиях", исходил из того, что при назначении пенсии согласно части 1.2 статьи 8 указанного закона включению в страховой стаж подлежат только предусмотренные частью 1 статьи 11 и пунктом 2 части 1 статьи 12 названного закона периоды, время прохождения военной службы в составе Вооруженных Сил СССР в страховой стаж по указанному основанию не засчитывается, в связи с этим на дату достижения возраста 60 лет у истца отсутствовала необходимая продолжительность страхового стажа, оснований для принятия решения о назначении пенсии у ответчика не имелось.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, отметив, что при определении права истца на страховую пенсию по старости согласно части 1.2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы или иной деятельности при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности; период прохождения военной службы не подлежит включению в страховой стаж, поскольку в этот период не начислялись и не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, также период прохождения воинской службы не относится к периоду получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
Изучение материалов дела показывает, что судами все юридически значимые обстоятельства установлены верно, представленным сторонами доказательствам дана верная правовая оценка, выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на приведенном выше правовом регулировании спорных правоотношений, установленных судами обстоятельствах, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Обращаясь с кассационной жалобой, Киселев Г.В. указывает на то, что суды не учли законодательство, действовавшее в период прохождения службы истца, а именно подпункт "к" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590, согласно которому служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в общий стаж работы; отказ во включении в страховой стаж спорного периода привел к умалению прав истца на социальное обеспечение по возрасту, гарантированное Конституцией Российской Федерации.
Указанные доводы отклоняются судебной коллегией, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 36 Федерального закона "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 01 января 2015 года, федеральные законы, принятые до дня вступления в силу данного Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей указанному закону.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному закону).
На основании части 1.2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
Периоды работы и иной деятельности, подлежащие включению в страховой стаж, определены статьей 11 Федерального закона "О страховых пенсиях", к ним относятся периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно статье 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона, засчитывается, в том числе период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной ЗакономРоссийской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 (пункт 1 части 1 указанной статьи).
Частью 8 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу данного закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Между тем для исчисления страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 данного закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 закона (период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности). При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи (часть 9 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Из указанных положений следует, что для лиц, предусмотренных частью 1.2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", установлен особый порядок исчисления продолжительности страхового стажа, необходимого для назначения пенсии по указанному основанию. При исчислении страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" учитываются только периоды непосредственной работы, при условии начисления и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд, а также периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности. Периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 (пункт 1 части 1 статьи 12 указанного закона) включению в страховой стаж в данном случае не подлежат.
Таким образом, суды нижестоящих инстанций пришли к правильному выводу о том, что спорный период службы в армии с 06 ноября 1979 года по 16 ноября 1981 года включению в страховой стаж истца не подлежит, без учета данного периода страховой стаж истца на дату обращения в пенсионный орган, дающий право на снижение пенсионного возраста в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" (42 года), отсутствует.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии у истца необходимых условий для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, которые получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Ссылок на процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильных по существу судебных постановлений, кассационная жалоба не содержит.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Кунгурского городского суда Пермского края от 20 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 21 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Киселева Григория Владимировича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.