Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Грудновой А.В, Шушкевич О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-254/2022 по иску Медунова Геннадия Васильевича к государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре о признании решения незаконным, включении периодов работы в стаж и назначении пенсии, по кассационной жалобе Медунова Геннадия Васильевича на решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 05 апреля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Давыдовой Т.И. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Медунов Г.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее по тексту - ОПФ по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре) о признании незаконным решения от 31 августа 2021 года N 256695/21 об отказе в установлении пенсии, включении периодов работы с 10 октября 1988 года по 17 марта 1992 года в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования в Сургутском управлении по внутрипромысловому сбору и использованию нефтяного газа, с 26 марта 1992 года по 11 января 1995 года в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования на объектах нефтедобычи Нижневартовском управлении по повышению нефтеотдачи пластов и капитальному ремонту скважин производственного объединения "Нижневартовскнефтегаз", с 11 мая 1986 года по 16 июня 1988 года - срочной военной службы в стаж работы для назначения пенсии в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ и подразделом 3 "Переработка нефти, газа, газового конденсата, переработка угля и сланца" Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по старости на льготных основаниях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР N 10 от 26 января 1991 года, назначении пенсии с 20 августа 2021 года.
В обоснование заявленных требований Медунов Г.В. сослался на то, что 20 августа 2021 года обратился с заявлением о назначении пенсии, представив все необходимые документы. Решением ОПФ по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре ему отказано в назначении страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого специального стажа по Списку N 2. Пенсионный орган не включил в специальный стаж указанные выше периоды работы и военной службы. Списком N 2 предусмотрены электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования, непосредственно занятые на объектах добычи нефти, газа и газового конденсата (подраздел 2 "Добыча нефти, газа и газового конденсата" раздел 12 позиция 2130200а-19861). Архивная справка подтверждает факт работы с 26 марта 1992 года по 11 января 1995 года по Списку N 2. После службы в армии он работал по Списку N 2. Считает, что с учетом спорных периодов на дату обращения с заявлением у него возникло право на назначение пенсии.
Решением Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14 января 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 05 апреля 2022 года, на ОПФ по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре возложена обязанность включить Медунову Г.В. период работы электромонтером по ремонту и обслуживанию электрооборудования на объектах нефтедобычи с 26 марта 1992 года по 11 января 1995 года в Нижневартовском управлении по повышению нефтеотдачи пластов и капитальному ремонту скважин производственного объединения "Нижневартовскнефтегаз" в специальный стаж для назначения пенсии в соответствии со Списком N 2 и пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, в удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе Медунов Г.В. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов в части отказа в удовлетворении исковых требований, как незаконных, вынесенных с существенным нарушением норм материального.
В письменных возражениях на кассационную жалобу представитель ПАО "Сургутнефтегаз" просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на то, что в спорный период времени истец не был занят на работах, предусмотренных Списком N 2.
Стороны в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что такого рода оснований для отмены решения и апелляционного определения не имеется.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что 20 августа 2021 года Медунов Г.В. обратился в ОПФ по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Решением ОПФ по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре от 31 августа 2021 года Медунову Г.В. отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого специального стажа. Как установлено пенсионным органом, страховой стаж истца составляет 34 года 07 месяцев 11 дней, стаж по Списку N 2 отсутствует, стаж в местности приравненной к районам Крайнего Севера - 30 лет 05 месяцев 22 дня.
Согласно военному билету Медунов Г.В. в период с 11 мая 1986 года по 16 июня 1988 года проходил службу в Советской Армии.
Из трудовой книжки Медунова Г.В. следует, что 10 октября 1988 года он принят электромонтером по ремонту и обслуживанию электрооборудования в прокатно-ремонтный цех электрооборудования и электроснабжения по 3 разряду в Управление по внутрипромысловому сбору и использованию нефтяного газа производственного объединения "Сургутнефтегаз", 01 августа 1989 года переведен электромонтером по ремонту и обслуживанию электрооборудования 4 разряда в прокатно-ремонтный цех электрооборудования и электроснабжения, 17 марта 1992 года уволен в связи с переводом; с 26 марта 1992 года по 11 января 1995 года истец работал в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования на объектах нефтедобычи в производственном объединении "Нижневартовскнефтегаз".
Согласно справке ПАО "Сургутнефтегаз" Медунов Г.В. в период с 10 октября 1988 года по 17 марта 1992 года работал в должности электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования в прокатно-ремонтном цехе электрооборудования и электроснабжения в Управлении по внутрипромысловому сбору и использованию нефтяного газа ПАО "Сургутнефтегаз". В справке не указано, что указанная работа относится к Списку N 2 и дает право на льготное пенсионное обеспечение.
В выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица указано, что Медунов Г.В. с 10 октября 1988 года по 17 марта 1992 года работал в Управлении по внутрипромысловому сбору и использованию нефтяного газа, сведения об особых условиях труда не указаны.
Согласно справке ПАО "РН-Западная Сибирь" Медунов Г.В. в период с 26 марта 1992 года по 11 января 1995 года работал в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования на объектах нефтедобычи в производственном объединении "Нижневартовскнефтегаз", данная профессия относится к Списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (шифр 2130200а-19861).
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 8, 14, пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, Списка N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 31 марта 2011 года N 258н, исходил из доказанности факта работы истца в период с 26 марта 1992 года по 11 января 1995 года в профессии с тяжелыми условиями труда в течение полного рабочего дня и из недоказанности факта постоянной и непосредственной занятости истца в период работы с 10 октября 1988 года по 17 марта 1992 года в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования в конкретном производстве, предусмотренном разделом "Бурение, добыча и переработка нефти, газа и газового конденсата, переработка угля и сланца" Списка N 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, в связи с чем пришел к выводу о частичном удовлетворении иска.
Разрешая требования истца в части включения в специальный стаж периода службы в армии, суд первой инстанции, руководствуясь положением пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года, исходил из того, что условий приравнять данный период иной деятельности истца к работе, предусмотренной Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, не имеется ввиду отсутствия таковой работы.
Поскольку у истца отсутствует специальный стаж требуемой продолжительности для назначения пенсии как по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований истца о назначении досрочной страховой пенсии.
Суд апелляционной инстанции согласился с данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Изучение материалов дела показало, что выводы судов основаны на правильно установленных фактических обстоятельствах дела, приведенном правовом регулировании спорных правоотношений и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы Медунова Г.В. о несогласии с вынесенным решением, поскольку в оспариваемые периоды он работал в одной профессии - электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, в связи с чем они подлежат включению в специальный стаж, основаны на неверном толковании норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет и 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В соответствии с частями 2-4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
В главе XIII "Бурение, добыча и переработка нефти и газа, переработка угля и сланца" Списка N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, предусмотрены профессии электромонтеров по обслуживанию бурового, паросилового и энергетического оборудования на буровых.
Работы по обслуживанию буровых установок, распределительных устройств, станций управления напряжением и другого электрооборудования осуществляют электромонтеры. Если работник на промысле производит работы по ремонту электрооборудования, то право на досрочное обеспечение данной категории определяется при подтверждении постоянной занятости в течение полного рабочего дня непосредственно на буровых. Рабочие указанных профессий пользуются правом на досрочное назначение пенсий в соответствии с указанным подразделом, занятые как обслуживанием буровых, так и ремонтом оборудования непосредственно на буровых.
В подразделе 2 "Добыча нефти, газа и газового конденсата" раздела XII "Бурение, добыча и переработка нефти, газа и газового конденсата, переработка угля и сланца" Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, указаны электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования, непосредственно занятые на объектах добычи нефти, газа и газового конденсата (позиция 2130200а-19861).
Подразделом 3 "Переработка нефти, газа, угля и сланца" раздела XIII "Бурение, добыча и переработка нефти и газа, переработка угля и сланца" Списка N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, предусмотрены профессии "электрики дежурные и ремонтные", занятые в производствах: перегонки и крекирования нефти и нефтепродуктов, пиролизе нефтепродуктов, подготовки сырой нефти, регенерации растворов и масел, алкилирования, производстве газового бензина и сжиженных газов; конденсации и улавливания газового бензина, конверсии природного и водяного газа, щелочной очистки нефтепродуктов и искусственного жидкого топлива, топливоподготовки, топливоподачи и обогащения твердого топлива, производстве битума, консистентных смазок, а также ремонта и обслуживания технологического оборудования, коммуникаций основных производственных цехов, производственной канализации, вентиляции, резервуарных парков и коммуникаций для нефтепродуктов и газа, эстакад по сливу и наливу нефтепродуктов и реагентного хозяйства.
Согласно Списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с разделом XII "Бурение, добыча и переработка нефти, газа и газового конденсата, переработка угля и сланца", подраздел 3 "Переработка нефти, газа и газового конденсата" позиция 2130301а-19861 пользуются "электромонтеры по ремонту и обслуживанию оборудования", которые непосредственно заняты в производствах: перегонки, крекирования и каталитического риформинга нефти и нефтепродуктов, пиролизе нефтепродуктов, подготовки сырой нефти, регенерации растворов и масел, производстве газового бензина, сжиженных газов; конденсации, улавливания газового бензина; конверсии природного, водяного газа; щелочной очистки нефтепродуктов, искусственного жидкого топлива, топливоподготовки, топливоподачи, обогащения твердого топлива, производстве битума, консистентных смазок, а также ремонте и обслуживания технологического оборудования и коммуникаций основных производств, производственной канализации, вентиляции, резервуарных парков и коммуникаций для нефтепродуктов и газа, эстакад по сливу и наливу нефтепродуктов и реагентного хозяйства.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Согласно пункту 10 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015, в случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные данные о периодах работы либо отсутствуют информация об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (пункт 11).
Пунктом 43 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015, определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с абзацем первым пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Под полным рабочим днем согласно пункту 5 разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей... " под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. При этом в указанное время включается выполнение подготовительных, вспомогательных, текущих ремонтных работ, а также работ вне своего рабочего места в целях обеспечения выполнения своих трудовых функций.
Из приведенных норм права следует, что работа с 10 октября 1988 года по 17 марта 1992 года в должности электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования не подлежит включению в специальный стаж, поскольку доказательств постоянной и непосредственной занятости истца в должности электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования в конкретном производстве, предусмотренном разделом "Бурение, добыча и переработка нефти, газа и газового конденсата, переработка угля и сланца" Списка N 2, не представлено.
Доводы кассационной жалобы Медунова Г.В. о том, что суд не принял во внимание, что в архивной справке, выданной ПАО "Сургутнефтегаз", указано, что предприятие находится на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, основной вид деятельности добыча и переработка нефти и газа, функции предприятий ПАО "Сургутнефтегаз" и производственного объединения "Нижневартовскнефтегаз" идентичны; в архивах имеются только документы по личному составу, соответственно архив не правомочен самостоятельно определять условия и характер работы, поэтому не все организации подтверждают работу в особых условиях труда, как в его случае за период с 1988-1992 годов; трудовая книжка содержит записи о работе в должности электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования; архивной справкой подтверждается факт работы в режиме полного рабочего дня, вид производства, перечисленные документы подтверждают, что он выполнял работу в особых условиях труда в режиме полного рабочего дня и имеет право на льготное пенсионное обеспечение, не могут быть признаны основанием для отмены либо изменения в кассационном порядке судебных постановлений, поскольку направлены на переоценку исследованных судом доказательств и обстоятельств, установленных на основании данной оценки. Между тем в силу положений части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по непосредственному исследованию вопросов факта и переоценке доказательств.
Ссылка в кассационной жалобе на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П, согласно которому правовое положение граждан, имевших периоды работы в льготном исчислении по состоянию на 01 января 2002 года, не может быть ухудшено и данные лица не должны лишаться права на льготное исчисление данных периодов работы, основанием для отмены судебного акта не является.
Довод кассационной жалобы о том, что действовавшее в спорный период времени пенсионное законодательство позволяло включать в специальный стаж работы во вредных и тяжелых условиях труда периоды службы в Вооруженных Силах СССР, основаны на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем не могут быть приняты во внимание. Данные периоды могли быть включены в специальный стаж при определенных пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590, условиях. Как установлено судом первой инстанции, такие условия у истца отсутствуют.
Ссылки в кассационной жалобе на иную судебную практику правильность выводов судов не опровергают. Суд обязан принимать решение исходя из установленных по делу фактов, следовательно, выводы, содержащиеся в решениях иных судов по другим делам, не могут нарушать единообразие толкования и применения норм права и вступать в противоречие с выводами судов по настоящему делу, так как законодательством Российской Федерации прецедент как источник права не предусмотрен.
При рассмотрении настоящего гражданского дела судом апелляционной инстанции не допущено нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного постановления.
С учетом изложенного, оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных постановлений в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 05 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Медунова Геннадия Васильевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.