Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бузмакова С.С, судей Кудряшова В.К, Ковалёвой Ю.В.
при ведении протокола помощником судьи Вечтомовой Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1720/2022 по административному исковому заявлению заместителя Московского межрегионального транспортного прокурора о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Москвы от 9 ноября 1999 года N 1018 "Об утверждении Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве"
по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы на решение Московского городского суда от 18 августа 2022 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Кудряшова В.К, объяснения представителей Правительства Москвы и Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы Радиуловой Н.А. и Григорьевой А.Э, представителя Объединения административно-технических инспекций города Москвы Телициной Е.Ю, поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Смирновой М.В, представителя открытого акционерного общества "Российский железные дороги" Воробьевой А.Д, возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам
установила:
9 ноября 1999 года принято постановление Правительства Москвы N 1018 "Об утверждении Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве" (далее также - Постановление N 1018), которым утверждены Правила санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве (далее - Правила) и критерии оценки состояния внешнего благоустройства городских территорий по итогам выборочных комиссионных обследований (приложения 1, 2).
Пунктом 3.12 Правил предусмотрено, что на вокзалах, пристанях, рынках, в аэропортах, парках, садах, зонах отдыха, учреждениях образования, здравоохранения и других местах массового посещения населения, на улицах, у каждого подъезда жилых домов, на остановках городского пассажирского транспорта, у входа в торговые объекты должны быть установлены урны. Урны устанавливают на расстоянии 50 м одна от другой на улицах первой категории, рынках, вокзалах и в других местах массового посещения населения, на остальных улицах, во дворах, парках, садах и на других территориях - на расстоянии до 100 м. На остановках городского пассажирского транспорта и у входов в торговые объекты - в количестве не менее двух.
Очистка урн производится балансодержателями домовладений и территорий по мере их заполнения, но не реже двух раз в день. Мойка урн производится по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю. Урны, расположенные на остановках городского пассажирского транспорта, очищаются и промываются организациями, осуществляющими уборку остановок, а урны, установленные у торговых объектов, - торговыми организациями.
Покраска урн осуществляется балансодержателями один раз в год (апрель), а также по мере необходимости или по предписаниям ОАТИ.
Заместитель Московского межрегионального транспортного прокурора обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании не действующим со дня вступления решения суда в законную силу приведенных выше положений пункта 3.12 Правил, мотивируя административные исковые требования тем, что у Правительства Москвы отсутствуют полномочия по урегулированию вопросов содержания территорий железнодорожных вокзалов. Оспариваемые положения противоречат требованиям статьи 22.1 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", пункту 4.7.9 Санитарных правил СП 2.5 3650-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 октября 2020 года N 30 Указывает на угрозу нарушения прав и законных интересов Российской Федерации, владельцев (пользователей) транспортной инфраструктуры, в том числе путем привлечения хозяйствующих субъектов за несоблюдение оспариваемых положений Правил к административной ответственности.
Решением Московского городского суда от 18 августа 2022 года административные исковые требования удовлетворены, признан недействующим с момента вступления решения суда в законную силу пункт 3.12 Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 9 ноября 1999 года N 1018, в части распространения его действия на железнодорожные вокзалы.
В апелляционной жалобе Правительство Москва и Департамент жилищно- коммунального хозяйства города Москвы просят отменить решение Московского городского суда от 18 августа 2022 года, принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска, ссылаясь на то, что оспариваемое в части постановление Правительства Москвы от 9 ноября 1999 года N 1018 принято в пределах полномочий Правительства Москвы, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации и города Москвы к форме такого нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие. Указывают на то, что оспариваемый пункт Правил не регулирует правоотношения по уборке помещений вокзала и территории железнодорожного транспорта общего пользования, поскольку имеет иной предмет правового регулирования - благоустройство территории города Москвы.
Относительно доводов апелляционной жалобы Московской межрегиональной транспортной прокуратурой и открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых они просят решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции считает, что решение суда является законным и обоснованным и не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из пункта 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее ? Федеральный закон N 131-ФЗ) следует, что к вопросам местного значения городского поселения, в числе иных отнесены утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.
Абзацем вторым части 3 статьи 79 Федерального закона N 131-ФЗ предусмотрено, что предусмотренные федеральными законами полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения в том случае, если соответствующие вопросы определены как вопросы местного значения законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 13 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы" правовое регулирование отношений в области благоустройства относится к полномочиям города Москвы.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьей 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации, определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации; полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также соглашениями.
Частью 2 статьи 12 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы" предусмотрено, что законы и иные правовые акты города Москвы не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и города Москвы. В случае противоречия закона города Москвы или иного правового акта города Москвы федеральному закону, принятому по предмету ведения Российской Федерации или по предмету совместного ведения Российской Федерации и города Москвы, действует федеральный закон.
Согласно пункту 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации земли промышленности и иного специального назначения, занятые, в том числе федеральным транспортом, путями сообщения, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью. Порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории, если иное не установлено названным Кодексом, определяется Правительством Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в федеральной собственности.
Согласно пункту 2 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для: 1) размещения железнодорожных путей; 2) размещения, эксплуатации и реконструкции зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта; 3) установления полос отвода и охранных зон железных дорог.
В силу пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 17-ФЗ) правовое регулирование в области железнодорожного транспорта находится в ведении Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 указанного Федерального закона N 17-ФЗ инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования включает в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы, систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование инфраструктуры здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
Положениями статьи 22.1 Федерального закона N 17-ФЗ предусмотрено, что работы по обеспечению экологической безопасности, пожарной безопасности, промышленной безопасности, охраны труда, единства измерений, а также по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения осуществляются владельцами инфраструктур, перевозчиками и организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими вспомогательные работы (услуги) при перевозках железнодорожным транспортом, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" установлено, что вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов (статья 80).
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктами 4.7, 4.7.9 Санитарных правил СП 2.5.3650-20 "Санитарно- эпидемиологические требования к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 октября 2020 года N 30, к эксплуатации помещений железнодорожных вокзалов установлены следующие санитарно-эпидемиологические требования: очистка урн, предназначенных для сбора твердых коммунальных отходов, должна проводиться по мере их заполнения, но не реже 1 раза в день, мойка урн - не реже 1 раза в месяц при температуре окружающего воздуха выше 10 °С.
Методическими рекомендациями по обеспечению санитарно- эпидемиологических требований к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры. Методические рекомендации. МР 2.5.0245-21. 2.5. Гигиена и эпидемиология на транспорте, утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 17 мая 2021 года, установлено, что для сбора твердых коммунальных отходов на территории вокзала оборудуется площадка с емкостями (баки и (или) контейнеры, или иное), имеющая водонепроницаемое покрытие и наклон для отведения талых и дождевых сточных вод в ливневую канализацию; территория площадки содержится в чистоте, обеспечивается подъездным путем, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Для мытья и дезинфекции урн выделяется место с подводкой холодной и горячей воды с отводом в канализацию. Очистка урн, предназначенных для сбора твердых коммунальных отходов, проводится по мере их заполнения, но не реже 1 раза в день, мойка урн - не реже 1 раза в месяц при температуре окружающего воздуха выше 10 °С.; посадочные перроны, платформы железнодорожных вокзалов и остановочных пунктов содержатся в чистоте и иметь урны для сбора мусора. Количество устанавливаемых урн и их размещение зависит от уровня пассажиропотока, очистка урн от мусора проводится по мере их заполнения.
Проанализировав содержание федерального законодательства по регулированию вопросов, связанных с содержанием земель железнодорожного транспорта, железнодорожных путей и сооружений инфраструктуры железнодорожного транспорта, суд пришел к выводу, что у Правительства Москвы не имелось полномочий по регулированию вопросов санитарного содержания, организации уборки и обеспечению чистоты и порядка на железнодорожных вокзалах, поскольку эти вопросы составляют предмет ведения Российской Федерации и нашли свое разрешение на федеральном уровне.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции, оценив фактические обстоятельств дела, обоснованно исходил из того, что вопросы, связанные содержанием инфраструктуры железнодорожного транспорта, в частности по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований по организации и установке, очистке урн, предназначенных для сбора твердых бытовых отходов на территориях вокзалов, составляют предмет ведения Российской Федерации и урегулированы на федеральном уровне.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции ввиду того, что принятое по делу решение соответствует нормам материального и процессуального права, правильно примененным и истолкованным.
Довод апелляционной жалобы о том, что оспариваемый пункт Правил имеет иной предмет правового регулирования - благоустройство города Москвы, не опровергает правильные выводы суда, поскольку установлено, что вокзалы относятся к инфраструктуре железнодорожного транспорта и санитарно- эпидемиологические требования к их содержанию подробно определены нормами федерального законодательства.
Довод апелляционной жалобы о том, что оспариваемый пункт 3.12 Правил предусматривает установку и очистку урн на земельном участке федеральной территории возле вокзала, а не на территории вокзала и территории железнодорожного транспорта общего пользования, основан на ошибочном толковании норм права и не свидетельствуют о незаконности обжалуемого судебного акта.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют позицию Правительства Москва и Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы в суде первой инстанции, направлены на переоценку выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, не опровергают их.
Поскольку суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам, судебная коллегия оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривает.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Московского городского суда от 18 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.