Дело N 2а-2262/2021
г. Краснодар 26.07.2022
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Шелудько В.В, Иванова А.Е, рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием видео-конференц-связи поданную 15.04.2022 кассационную жалобу ФИО11 на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 08.07.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 22.11.2021 по административному делу по административному иску ФИО11 к Администрации г. Симферополя Республики Крым, МКУ Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Симферополя Республики Крым, заинтересованные лица - ООО "Центр градостроительного планирования", ФИО12, ФИО6, ФИО7 о признании незаконными решений уполномоченного органа.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, пояснения представителя ФИО11 - ФИО8, поддержавшего кассационную жалобу, пояснения прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации - ФИО9, просившего оставить судебные акты без изменения, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
установил:
ФИО11 обратился в суд с административным иском к Администрации г. Симферополя Республики Крым (Администрация, городская администрация), МКУ Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Симферополя Республики Крым (Департамент), в котором просил признать незаконными: постановление от 14.11.2019 N 6070 "Об утверждении документации по внесению изменений в утвержденную документацию по планировке территории г. Симферополя в части установления красных линий в поворотных точках, которые пересекают здания: жилой дом лит. "А" (кадастровый N), жилой дом лит. "Б" (кадастровый N), сарай лит. "Г", расположенные по адресу: "адрес" (Постановление N 6070); постановление N 6071 от 14.11.2019 "О введении в действие Сводного плана красных линий г. Симферополя" в части установления красных линий в поворотных точках, которые пересекают здания: жилой дом лит. "А" (кадастровый N), жилой дом лит. "Б" (кадастровый N), сарай лит. "Г", расположенные по адресу: "адрес" (Постановление N 6071).
В обоснование требований ФИО11 указал, что является участником права общей долевой собственности (30/100) на указанные жилые дома.
В целях получения в собственность бесплатно земельного участка, административный истец обратился в Администрацию за координатами прохождения красных линий в районе месторасположения принадлежащих ему объектов недвижимости.
При изготовлении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, на основании полученных координат красных линий из Сводного плана красных линий г. Симферополя (Сводный план), утвержденного Постановлением N, выкопировки из Сводного плана, ФИО11 стало известно, что красные линии пересекают вышеназванные жилые дома.
Постановлением N 6070 утверждена документация по внесению изменений в утвержденную документацию по планировке территории г. Симферополя в части прохождения красных линий.
Постановлением N 6071 утвержден Сводный план, установлены красные линии на территории г. Симферополя.
ФИО11 считает постановления в их обжалуемых частях незаконными, поскольку красные линии должны разграничивать территорию жилой застройки от земель общего пользования. Вместе с тем красные линии проходят через здания жилых домов и сарая ФИО11, установлены без учета существующей застройки, препятствуют реализации права административного истца на приобретение бесплатно в собственность земельного участка, который находится в его фактическом пользовании.
В этой связи, полагая свои права нарушенными, ФИО11 просил об удовлетворении административного иска.
Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 08.07.2021, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 22.11.2021, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе ФИО11 просит об отмене судебных актов обеих инстанций, как постановленных с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
В частности, заявитель указывает, что судами не дана оценка заключению кадастрового инженера, согласно которому красные линии пересекают здания, принадлежащие ему на праве собственности.
На кассационную жалобу прокурором г. Симферополя поданы возражения с просьбой об оставлении судебных актов без изменения.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания кассационного суда.
По результатам изучения материалов дела и доводов кассационной жалобы усматриваются определенные частью 2 статьи 328 КАС РФ основания для отмены решений судов.
Разрешая спор по существу, районный суд и согласившаяся с ним судебная коллегия руководствовались положениями статьи 72 Конституции Российской Федерации, статей 1, 3, частей 1, 3 статьи 4, части 4, 5 статьи 23, статьи 41, части 2 статьи 42, статьи 43, частей 4, 5, 15, 16 статьи 45, части 13 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", Суды установили, что оспариваемые постановления приняты органом местного самоуправления в пределах его компетенции с соблюдением установленной законом процедуры.
Указали, что 12.11.2019 по вопросу внесения изменений в утвержденную документацию по планировке территории г. Симферополя в части прохождения красных линий проведены публичные слушания, в ходе которых были рассмотрены и учтены все поступившие предложения и замечания, заключение по итогам слушаний опубликовано в газете "Южная столица Крыма".
При этом отметили, что с заявлением в части внесения изменений в документацию по планировке территории административный истец не обращался, доказательств нарушенного права не представил.
В этой связи суды пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
С выводами судов согласиться нельзя.
Согласно положениям статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) на момент возникновения спорных правоотношений, красные линии - это линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории (пункт 11); территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары)(пункт 12).
Статьей 42 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (часть 1); проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (часть 2).
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 3 названной статьи основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии.
В соответствии с частью 5 статьи 45 ГрК РФ органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1. настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2-4.2, 5.2 настоящей статьи, с учетом особенностей, указанных в части 5.1 настоящей статьи.
В силу части 17 статьи 45 ГрК РФ органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физические и юридические лица вправе оспорить в судебном порядке документацию по планировке территории.
Пунктом 2 части 6 статьи 43 ГрК РФ предусмотрено, что на чертежах межевания территории отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи.
Порядок установления красных линий с учетом их правовых и технических характеристик требует разработки специального проекта на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий. Данный проект подлежит утверждению органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления. По общему правилу согласование красных линий осуществляется проектной организацией одновременно с согласованием соответствующей градостроительной документации (пункт 4.4 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, принятой постановлением Госстроя России от 06.04.1998 N 18-30).
Таким образом, данное правовое регулирование не предполагает произвольного установления красных линий уполномоченными органами, а лицо, права которого могут быть нарушены в результате установления данных линий, не лишено возможности оспорить в судебном порядке соответствующий административный акт.
Из выписок из ЕГРН следует, что ФИО11 является собственником 15/100 долей в праве собственности на жилой дом лит. А, а, а1, 15/100 долей в праве собственности на жилой дом лит. Б, под/Б, расположенных по адресу: "адрес" на основании свидетельств о праве на наследство по закону. Данные сведения внесены в ЕГРН 12.11.2019. Кадастровые номера жилым домам присвоены 02.06.2016. Сведения о них имеют статус "актуальные, ранее учтенные".
Таким образом, жилые дома внесены в государственный кадастр недвижимости в 2016, то есть до уточнения административном ответчиком красных линий.
По результатам представленного административным истцом заключения кадастрового инженера ФИО10 от 27.04.2021 красные линии пересекают здания вышеупомянутых жилых домов.
При таких обстоятельствах доводы административного истца о том, что оспариваемые постановления нарушают его права как собственника недвижимого имущества, препятствуют в реализации права на приобретение земельного участка в собственность, заслуживают внимания.
Вместе с тем, в нарушение части 4 статьи 180 КАС РФ судебные акты результаты оценки доводов административного истца и представленных им доказательств не содержат.
В этой связи решения судов, как постановленные с существенным нарушением норм процессуального права, которые могли привести к неправильному разрешению спора, подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В ходе нового рассмотрения дела суду надлежит оценить представленные административным истцом доказательства нарушенного права вследствие принятия административным ответчиком оспариваемых постановлений, истребовать у последнего правовое обоснование уточнения в 2019 красных линий, правомерности установления таковых по стенам жилого дома ФИО11 в случае, если в ходе рассмотрения дела данный факт будет достоверно установлен, и постановить по делу законное и обоснованное решение с соблюдением принципов административного судопроизводства.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ФИО1 кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 08.07.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 22.11.2021 отменить.
Административное дело N 2а-2262/21 направить на новое рассмотрение в Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым в ином составе суда.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено 05.08.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.