Дело N 3а-1356/2021
г. Краснодар 13.10.2022
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Иванова А.Е, Борс Х.З, рассмотрел в открытом судебном заседании поданную 08.08.2022 кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Краснодарского краевого суда от 06.12.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 21.04.2022 по административному делу по административному иску общества с ограниченной ответственностью "Икар" к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю, ГБУ Краснодарского края "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ", заинтересованные лица: Администрация Туапсинского района, Администрация Туапсинского городского поселения Туапсинского района, Федеральное государственное унитарное предприятие "Росморпорт", Акционерное общество "Туапсинский морской торговый порт", Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Икар" (ООО "Икар", Общество) обратилось в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N площадью 2464 +/-17 кв.м, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: "адрес", по состоянию на 02.10.2017.
В обоснование заявленных требований ООО "Икар" указало, что является арендатором указанного земельного участка, кадастровая стоимость которого согласно выписке из ЕГРН по состоянию на 02.10.2017 составляет 47 491185, 28 руб.
Административный истец полагает, что установленный размер кадастровой стоимости существенно превышает ее рыночную стоимость, что нарушает его права и законные интересы, поскольку влечет увеличение размера арендных платежей, исчисляемых из кадастровой стоимости участка.
Ссылаясь на нарушение своих прав и законных интересов, Общество просило об удовлетворении административного иска.
Решением Краснодарского краевого суда от 06.12.2021, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 21.04.2022, административный иск удовлетворен частично.
В отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", установлена кадастровая стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 02.10.2017 в размере 36346 000 руб, на период с 02.10.2017 и до даты внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной кадастровой оценки - до 24.12.2020.
В кассационной жалобе Департамент имущественных отношений Краснодарского края просит отменить постановленные по делу судебные акты, как принятые с существенным нарушением норм материального и процессуального права, вынести новое решение об отказе в административном иске. Отмечает, что кадастровая стоимость участка установлена в соответствии с действующими нормами, регулирующими порядок проведения государственной кадастровой оценки земель, что исключает нарушение прав административного истца. Считает, что заключение судебной оценочной экспертизы неправомерно принято судами в качестве доказательства рыночной стоимости участка, поскольку судебная экспертиза выполнена с нарушением Закона об оценочной деятельности.
На кассационную жалобу ООО "Икар" поданы возражения с просьбой об ее отклонении.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания кассационного суда.
По материалам дела и доводам кассационной жалобы предусмотренных частями 2-3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) оснований для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке не имеется.
Согласно части 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка его кадастровая стоимость устанавливается равной его рыночной стоимости (часть 3 статьи 66 названного Кодекса).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "Икар" является арендатором упомянутого земельного участка.
Оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость земельного участка в размере 47491185, 28 руб. определена филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Краснодарскому краю с применением значения удельного показателя кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка с кадастровым номером N, равного 19274, 02 руб./кв.м.
Административный истец является арендатором земельного участка, результаты определения кадастровой стоимости затрагивают его права и законные интересы, поскольку размер арендных платежей зависит от кадастровой стоимости земельного участка, в связи с чем могут быть им оспорены в установленном законом порядке.
В целях установления рыночной стоимости земельного участка 06.08.2021 судом первой инстанции назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой было поручено экспертам общества с ограниченной ответственностью "Бизнес-Партнер".
Согласно заключению эксперта данной организации от 15.10.2021 N БП-2005, рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 02.10.2017 составляет 36 346 000 руб.
Оценив заключение судебной оценочной экспертизы по правилам статьи 84 КАС РФ, суды посчитали его достоверным доказательством для разрешения спора по существу.
По мнению судов, заключение судебной экспертизы соответствует требованиям, предъявляемым к такого рода доказательствам статьей 82 КАС РФ. Оно содержит полное описание проведенного исследования, сделанные по его результатам выводы отвечают на поставленный судом вопрос, выводы эксперта являются проверяемыми.
С такими выводами судов надлежит согласиться, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, постановлены на основании правильного применения норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, и с соблюдением процессуального закона.
Изложенные в кассационной жалобе доводы заявителя о несоответствии заключения судебной экспертизы требованиям законодательства об оценочной деятельности являлись предметом исследования суда апелляционной инстанции, им дана правовая оценка, не согласиться с которой оснований не имеется.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебных актов, в ходе рассмотрения дела судами не допущено, вследствие чего законных оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Краснодарского краевого суда от 06.12.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 21.04.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено 14.10.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.