Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В. судей: Капункина Ю.Б., Богатых О.П., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видео-конференц-связи поданную 18.08.2022 кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю" на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 17.05.2022, вынесенное по апелляционной жалобе ФИО6 на решение Апшеронского районного суда Краснодарского края от 08.02.2022 по административному делу по административному иску ФИО6 к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю", Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю, Министерству финансов Российской Федерации о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении. Заслушав доклад судьи Усенко Н.В., пояснения представителя Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю", Управления Федеральной службы исполнения наказаний по "адрес" - ФИО5, поддержавшего доводы кассационной жалобы, пояснения ФИО6, просившего оставить в силе решение суда первой инстанции
УСТАНОВИЛ:
ФИО6 обратился в суд с административным иском к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю" (ИК-5), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю (УФСИН по Краснодарскому краю), Министерству финансов Российской Федерации о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении. В обоснование требований ФИО6 указал, что в библиотеке ИК-5 отсутствует "Правовой терминал", из которого осужденный может узнать об изменениях в действующее законодательство, а также актуальная юридическая литература, что воспрепятствовало административному истцу в получении информации относительно обжалования приговора, на основании которого ФИО6 отбывает уголовное наказание. В этой связи, считая свои права нарушенными, ФИО6 просил о присуждении ему компенсации в размере 18000 руб. Решением Апшеронского районного суда Краснодарского края от 08.02.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано. Апелляционным определением судебной коллегии административным делам Краснодарского краевого суда от 17.05.2022 решение районного суда отменено и принято новое - о частичном удовлетворении административного иска.
Судебная коллегия взыскала с Российской Федерации за счет казны в пользу административного истца компенсацию в размере 10000 руб.
В остальной части требований отказала.
В кассационной жалобе ИК-5 и УФСИН по Краснодарскому краю просят об отмене апелляционного определения, как незаконного. Полагают, что выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, а кроме того, сделаны с нарушением норм материального права.
На кассационную жалобу ФИО6 поданы возражения.
По материалам дела и доводам кассационной жалобы имеются основания, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), для отмены апелляционного определения.
Разрешая дело, районный суд, руководствуясь положениями части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации, пункта 2 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 25.12.2018 N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", частей 1, 8 статьи 12, части 1 статьи 82, части 1 статьи 95, статьи 121 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ), части 2 статьи 62, статьи 84, части 2 статьи 176, частей 1, 3, 5 статьи 227.1 КАС РФ пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного иска.
Суд первой инстанции исходил из того, что действующим законодательством на исправительные учреждения не возложена обязанность по обеспечению заключенных юридической литературой.
При этом указал, что изменения, вносимые в законодательство, подлежат обязательному опубликованию в печатных изданиях, которые могут быть получены административным истцом на основании оформленной на них подписки.
Кроме того, установил, что в ИК-5 у осужденных имеется доступ к информационно-правовой программе "Консультант Плюс" без выхода в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет".
В этой связи, посчитав, что ФИО6 не ограничен в получении необходимой правовой информации и возможности ее получения, пришел к выводу о том, что условия содержания административного истца нельзя признать ненадлежащими по критериям, изложенным административным истцом.
Судебная коллегия, отменяя решение районного суда, исходила из отсутствия в материалах дела доказательств наличия в исправительном учреждении работоспособного системного блока с установленной справочно-правовой системой "Консультант Плюс", а также доказательств возможности предоставления юридических консультаций в порядке части 8 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) ввиду отсутствия в материалах дела графика посещения адвокатов.
С выводами апелляционной инстанции согласиться нельзя.
Статьей 12 УИК РФ, а также частью 6 Приложения N 2 к Приказу Минюста России от 04.07.2022 N 110 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы" установлены права лиц, осужденных к отбытию наказаний.
В частности, согласно части 1 статьи 12 УИК РФ осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также знакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказаний.
Осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания. Они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона (часть 2 того же законоположения).
Для получения юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи (часть 8 статьи 12 УИК РФ).
Согласно статье 95 УИК РФ осужденным к лишению свободы разрешается получать в посылках, передачах и бандеролях письменные принадлежности, приобретать через торговую сеть литературу, а также без ограничения подписываться на газеты и журналы за счет собственных средств.
В соответствии с подпунктами 6.1, 6.5, 6.12, 6.16, 6.22, 2.23 пункта 6 Приказа Минюста России от 04.07.2022 N 110 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы" осужденные к лишению свободы имеют право получать информацию о своих правах и обязанностях, о порядке и условиях отбывания назначенного судом вида наказания, порядке изменения условий отбывания назначенного судом вида наказания. Администрация ИУ обязана предоставить осужденным к лишению свободы указанную информацию, а также знакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказания; пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание юридической помощи; получать посылки, передачи и бандероли, отправлять посылки и бандероли в соответствии со статьями 90, 95, 118, 121, 123, 125, 129, 131 УИК, а также получать и отправлять денежные переводы в соответствии с частью пятой статьи 91 УИК; подписываться на газеты и журналы и получать их за счет собственных средств; при наличии технической возможности и при условии соблюдения настоящих Правил получать доступ к образовательным программам в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" при получении осужденными к лишению свободы общего образования, профессионального образования и их профессиональном обучении в соответствии с законодательством Российской Федерации; получать бесплатную юридическую помощь в установленном законом порядке и пр.
Таким образом, действующим законодательством на исправительные учреждения не возложена обязанность по обеспечению заключенных юридической литературой, включая электронные системы, на что верно указал суд первой инстанции, Пересматривая дело, судебная коллегия неправильно истолковала материальный закон, подлежащий применению, что привело к вынесению ошибочного решения.
Учитывая, что суд первой инстанции верно установилимеющие значение для разрешения спора обстоятельства и правильно разрешилдело, кассационный суд, отменяя апелляционное определение, оставляет решение районного суда в силе.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 17.05.2022 отменить.
Оставить в силе решение Апшеронского районного суда Краснодарского края от 08.02.2022.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административными делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено 30.11.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.