Дело N 3а-1493/2021
г. Краснодар 29.11.2022
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В.
судей: Иванова А.Е, Шелудько В.В, рассмотрев в открытом судебном заседании поданную 23.08.2022 Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Краснодарского краевого суда от 07.12.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 30.03.2022 по административному делу по административному иску Общества с ограниченной ответственностью "Фея" к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Государственному бюджетному учреждению Краснодарского края "Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ", заинтересованные лица - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестр" по Краснодарскому краю, Администрация г. Анапы об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, представителя
Департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности Погосяна Ю.А, поддержавшего кассационную жалобу, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Фея" (ООО "Фея", Общество) обратилось в суд с административным иском, в котором просило установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 43 529 +/- 55 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020.
В обоснование требований Общество указало на то, что является арендатором упомянутого земельного участка, кадастровая стоимость которого, установленная по состоянию на 01.01.2020 в размере 199 072 046, 28 руб, значительно превышает его рыночную стоимость, что необоснованно увеличивает размер арендной платы.
Ссылаясь на изложенное, ООО "Фея" просило об удовлетворении административного иска.
Решением Краснодарского краевого суда от 07.12.2021, оставленным без изменения апелляционным определением Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 30.03.2022, административный иск удовлетворен в части.
Суды установили кадастровую стоимость вышеназванного земельного участка по состоянию на 01.01.2020 в размере его рыночной стоимости - 144 516 280 руб.
Датой подачи заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка постановлено считать 23.07.2021.
Суды указали, что данное решение является основанием для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N
Суды взыскали с ООО "Фея" в пользу АНО "Краевая Коллегия Судебных Экспертиз" оплату за проведение судебной экспертизы в размере 90000 руб.
В кассационной жалобе Департамент имущественных отношений Краснодарского края просит отменить решения судов обеих инстанций, как постановленных с существенным нарушением норм материального и процессуального права, вынести новое решение об отказе в административном иске.
Доводы жалобы сводятся к тому, что кадастровая стоимость земельного участка была определена уполномоченным органом на основании и в полном соответствии с действующими нормами, регулирующими порядок проведения государственной кадастровой оценки земель. В этой связи оснований полагать, что такой оценкой нарушены права и законные интересы административного истца у судов, по мнению Департамента, не имелось. Снижение кадастровой стоимости земельного участка повлечет уменьшение отчислений в бюджет муниципального образования.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие надлежащим образом извещенных иных лиц, участвующих в деле.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для отмены постановленных по делу судебных актов не имеется.
Согласно части 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка его кадастровая стоимость устанавливается равной его рыночной стоимости (часть 3 статьи 66 названного Кодекса).
Из содержания статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" следует, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
На территории Краснодарского края государственная кадастровая оценка земель произведена в соответствии с Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 05.10.2020 N 1882 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края".
Как установлено судами и следует из материалов дела, Общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером N, площадью 43 529 +/- 55 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения пансионата, для размещения объектов (территорий) рекреационного назначения.
Поскольку размер арендной платы за земельный участок рассчитывается из его кадастровой стоимости, ООО "Фея" как арендатор данного объекта недвижимости имеет материально-правовой интерес в части приведения кадастровой стоимости участка в соответствие с его рыночной стоимостью.
В ходе судебного разбирательства в целях определения достоверной рыночной стоимости объекта недвижимости судом первой инстанции по делу назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту АНО "Краевая Коллегия Судебных Экспертиз".
Как следует из заключения эксперта АНО "Краевая Коллегия Судебных Экспертиз" от 30.09.2021 N 052-09/2021, отчет об оценке, предоставленный административным истцом, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки. Информация, используемая оценщиком при составлении отчета об оценке, не отвечает критериям проверяемости. Согласно вышеуказанному экспертному заключению рыночная стоимость земельного участка на дату оценки составляет 144 516 280 руб.
По мнению судов, заключение судебной экспертизы соответствует требованиям, предъявляемым к такого рода доказательствам
статьей 82 КАС РФ. Оно содержит полное описание проведенного исследования, сделанные по его результатам выводы отвечают на поставленный судом вопрос. Рыночная стоимость в заключении судебной оценочной экспертизы определялась экспертом с использованием сравнительного подхода. Сведения об объектах проанализированы экспертом с учетом всех ценообразующих факторов с применением корректирующих коэффициентов по отличающимся параметрам. Использованная информация, по мнению суда, соответствует критериям достаточности и проверяемости.
Кассационный суд полагает выводы судов верными, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, и с соблюдением требований процессуального закона.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как не содержащие ссылок на обстоятельства, являющиеся в силу процессуального закона основанием для отмены постановленных решений судом кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Краснодарского краевого суда от 07.12.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 30.03.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено 30.11.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.