Дело N 3а-1338/2021
г. Краснодар 29.11.2022
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Иванова А.Е, Шелудько В.В, рассмотрев в открытом судебном заседании поданную 22.08.2022 кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Краснодарского краевого суда от 29.12.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 23.03.2022 по административному делу по административному иску Закрытого акционерного общества "ОБД" к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Государственному бюджетному учреждению Краснодарского края "Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ", заинтересованные лица: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестр" по Краснодарскому краю, Администрация г. Краснодара об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, представителя Департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности Погосяна Ю.А, поддержавшего кассационную жалобу, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
установил:
Закрытое акционерное общество "ОБД" (ЗАО "ОБД", Общество) обратилось в суд с административным иском, в котором просило установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 228 878+/- 167 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости в размере 286 315 000 руб, по состоянию на 01.01.2020.
В обоснование требований ЗАО "ОБД" указало на то, что Общество является собственником указанного земельного участка. Утвержденная по результатам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельного участка в размере 528 868 394, 60
руб. значительно превышает его рыночную стоимость, установленную оценщиком, что приводит к необоснованному увеличению земельного налога.
Решением Краснодарского краевого суда от 29.12.2021, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 23.03.2022, административный иск удовлетворен частично.
Суды установили кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости в размере 390 133 000
руб. по состоянию на 01.01.2020.
Суды указали, что данное решение является основанием для Управления Росреестра внести изменения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N.
Суд первой инстанции указал, что датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости постановлено считать 16.06.2021.
Судом апелляционной инстанции дополнено решение краевого суда от 29.12.2021 в части указания периода применения установленной кадастровой стоимости земельного участка с 01.01.2021 по 13.10.2021.
В кассационной жалобе Департамент имущественных отношений Краснодарского края просит об отмене судебных актов, как вынесенных с существенным нарушением норм материального и процессуального права, принятии по делу нового решения об отказе в административном иске. Полагает, что заключение судебной экспертизы имеет недоставки, которые препятствовали принятию ее в качестве доказательства по делу.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания кассационного суда.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы.
Согласно части 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка его кадастровая стоимость устанавливается равной его рыночной стоимости (часть 3 статьи 66 названного Кодекса).
Согласно статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость. Как установлено судами и следует из материалов дела, ЗАО "ОБД" является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 228 878+/- 167 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для эксплуатации зданий и сооружений производственной базы, расположенного по адресу: "адрес".
Оспариваемая кадастровая стоимость определена в результате проведения массовой государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01.01.2020 в сумме 528 868 394, 60 руб, внесена в ЕГРН 23.11.2020.
Поскольку земельный налог рассчитывается из кадастровой стоимости земельного участка, ЗАО "ОБД" имеет материально-правовой интерес в части приведения кадастровой стоимости объекта в соответствие с его рыночной стоимостью.
В целях определения рыночной стоимости здания судом первой инстанции по делу проведена судебная экспертиза в НЧУ "Южный региональный центр экспертиз".
Согласно заключению эксперта НЧУ "Южный региональный центр экспертиз" от 08.12.2021 N 64/12/21 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 01.01.2020 составляет 390 133 000 руб.
Оценив заключение судебной оценочной экспертизы, суды посчитали его достоверным доказательством для разрешения спора по существу.
По мнению судов, заключение судебной экспертизы соответствует требованиям, предъявляемым к такого рода доказательствам, предусмотренным статьей 82 КАС РФ. Оно содержит полное описание проведенного исследования, сделанные по его результатам выводы отвечают на поставленный судом вопрос.
Дополняя решение суда первой инстанции в части указания периода применения установленной кадастровой стоимости земельного участка, судебная коллегия исходила из того, что в связи с изменением площади указанного земельного участка Государственным бюджетным учреждением Краснодарского края "Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ" определена его новая кадастровая стоимость по состоянию на 13.10.2021 в размере 528 866 083, 90 руб, в связи с чем кадастровая стоимость участка по состоянию на 01.01.2020 является архивной.
Кассационный суд полагает выводы судов верными, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, и с соблюдением процессуального закона.
То обстоятельство, что ответчик не согласен с заключением судебной экспертизы, не свидетельствует о необоснованности или ошибочности ее выводов.
В целом, все доводы кассационной жалобы Департамента были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку и не могут быть признаны основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о существенном нарушении норм материального или процессуального права, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств.
В этой связи решения судов подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Краснодарского краевого суда от 29.12.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 23.03.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено 05.12.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.