Дело N 2а-1540/2022
г. Краснодар 24.11.2022
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В.
судей: Капункина Ю.Б, Богатых О.П, рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видео-конференц-связи поданную 11.08.2022 кассационную жалобу Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя на апелляционное определение Севастопольского городского суда от 05.07.2022, вынесенное по апелляционной жалобе ФИО9 на решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 22.03.2022 по административному делу по административному иску ФИО5 к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, заинтересованное лицо: гаражно-потребительский кооператив "Бриг" о признании незаконным решения уполномоченного органа.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, представителя ФИО5 по доверенности ФИО6, просившего об оставлении судебного акта без изменения, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛ:
ФИО5 обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным решение Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя (далее - Севреестр) об отказе государственной регистрации прав в отношении помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", оформленное в виде уведомления от 29.10.2021 N N. Обязать Севреестр осуществить действия по государственной регистрации права собственности ФИО5 на вышеуказанный объект недвижимости.
В обоснование требований ФИО5 указал на то, что он является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
17.07.2021 административный истец обратился в Севреестр с заявлением о государственной регистрации права в отношении вышеуказанного помещения без одновременного кадастрового учета, поскольку помещение гаража расположено в ранее учтенном здании с кадастровым номером N. К заявлению о государственной регистрации права ФИО5 был приложен, подтверждающий возникновение права собственности на гараж - справка, выданная ГПК "Бриг" о полной выплате паевого взноса.
Уведомлением регистратора от 29.07.2021 осуществление действий по регистрации было приостановлено до 29.10.2021. В качестве основания принятого решения указано на то, что заявителем на государственную регистрацию не представлены: справка о членстве ФИО5 в ГПК "Бриг" и закреплении за ним помещения N 124, приказ о возложении на председателя гаражного кооператива обязанностей главного бухгалтера.
03.08.2021 ФИО5 представлены указанные в уведомлении о приостановлении от 29.07.2021 документы.
Уведомлением Севреестра от 06.08.2021 административному истцу сообщено о неустранении причин приостановления государственной регистрации прав.
08.09.2021 уведомлением регистратора N N/3 государственная регистрация прав приостановлена в связи с непредоставлением ФИО5 документов, подтверждающих факт разрешения строительства, ввода объекта в эксплуатацию, о том, что строительство велось застройщиком - гаражным кооперативом только за счет личных средств и средств пайщиков без привлечения дополнительных инвестиций иных граждан и юридических лиц. Также в уведомлении указано на необходимость предоставления: договора о совместной деятельности между застройщиками и иными участниками строительства, списка участников строительства для проверки факта передачи конкретного гаража конкретному лицу и исключения факта повторных продаж застройщиком, учредительные документы ГСК, приказа и справки о возложении на председателя гаражно-потребительского кооператива обязанностей главного бухгалтера.
Уведомлением Севреестра от 29.10.2021 N N в регистрации права собственности на помещение с кадастровым номером N ФИО5 отказано в связи с неустранением недостатков, указанных в уведомлении о приостановлении от 08.09.2021.
Полагая, что уведомление регистрирующего органа является незаконным, нарушает права и законные интересы, ФИО5 просил об удовлетворении административного иска.
Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 22.03.2022 в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 05.07.2022 решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 22.03.2022 отменено, по делу принято новое решение, которым административный иск удовлетворен.
Судебная коллегия признала незаконным решение Севреестра от 29.10.2021 N N об отказе государственной регистрации прав в отношении помещения с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес"
Суд апелляционной инстанции обязал Севреестр повторно рассмотреть заявление ФИО5 от 17.07.2021 N
В кассационной жалобе и в дополнениях к ней, Севреестр просит об отмене апелляционного определения как незаконного, постановленного с нарушением норм материального права.
Заявитель жалобы указывает на то, что выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют обстоятельствам дела.
Севреестр обращает внимание на то, что внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений как о ранее учтенном не обозначает, что на такой объект зарегистрированы права в соответствии с законодательством.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания кассационного суда.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, кассационный суд не находит предусмотренных статьей 328 КАС РФ оснований для отмены постановленного судебного акта.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В целях реализации указанных конституционных предписаний статья 218 КАС РФ предоставляет право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, лицам, чьи права, по их мнению, нарушены решениями, действиями (бездействием) упомянутых публичных органов.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) публичного органа необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов лица, обратившегося в суд.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости регулируются положениями Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ, что следует из содержания части 1 статьи 1 указанного Федерального Закона (Закон N 218-ФЗ).
Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 6 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные данным Законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.
В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Судами установлено, что земельный участок с кадастровым номером N площадью 2628 +/- 1 кв.м. в районе пересечения Фиолентовского и Камышового шоссе относится к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования для строительства и обслуживания наземных и подземных гаражей, является собственностью субъекта Российской Федерации - город федерального значения Севастополь, передан в аренду по договору от 11.12.2018 ГСК "Бриг".
Согласно сведениям ГУПС "БТИ" объект недвижимости, расположенный по адресу: "адрес", ГСК "Бриг" (с А1 по А125) является ранее учтенным объектом, ему присвоен кадастровый N.
Помещение с кадастровым номером N поставлено на кадастровый учет 26.09.2015 в соответствии с положением части 7 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (в редакции действовавшей на момент постановки помещения на кадастровый учет) (Закон N 221-ФЗ), как ранее учтенный объект недвижимости.
Также, в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о расположенных в пределах вышеуказанного здания помещениях (гаражах), государственный кадастровый учет которых осуществлен на основании, в том числе технических планов помещений, подготовленных кадастровыми инженерами.
Уведомлением регистратора от 08.09.2021 N N/3 государственная регистрация прав приостановлена в связи с непредоставлением ФИО5 правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие ранее возникшего права членов гаражного кооператива на помещения в здании с кадастровым номером N то есть права, на которые не были зарегистрированы до 18.03.2014 в соответствии с законодательством Украины, в случае государственной регистрации права собственности на отдельные гаражи в соответствии с положениями действующего законодательства, рассматриваются органом регистрации прав как вновь возведенное (оконченное строительством).
Уведомлением Севреестра от 29.10.2021 N N в регистрации права собственности на помещение с кадастровым номером N ФИО5 отказано в связи с неустранением недостатков, указанных в уведомлении о приостановлении от 08.09.2021.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что объект недвижимости с кадастровым номером N поставлен на кадастровый учет после 18.03.2014, правоустанавливающих документов на объект недвижимости, необходимых для осуществления государственной регистрации права административным истцом не представлено, в связи с чем пришел к выводу о том, что оспариваемое решение Севреестра соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов административного истца.
Отменяя решение районного суда, судебная коллегия руководствовалась статей 14, частями 4, 5 статьи 18, статьей 21, частью 10 статьи 40, частями 2, 4 статьи 69 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ, Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", пунктами 1, 4 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", пунктом 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", Удовлетворяя требования административного иска, судебная коллегия исходила из того, что с учетом вышеприведенного правового регулирования в случае полного внесения членом соответствующего кооператива его паевого взноса за гараж, объекта недвижимости, на которое не требуется получение разрешения на строительство, предоставленный кооперативом этому лицу, данное лицо приобретает право собственности на указанное имущество. В этом случае созданное здание или сооружение подлежит государственному кадастровому учету, а право собственности лица на него - государственной регистрации.
Суд апелляционной инстанции указал на то, что поскольку здание с кадастровым номером N, и находящееся в нем помещение N с кадастровым номером N являются ранее учтенными объектами, требование административного ответчика о предоставлении на государственную регистрацию разрешительных документов на начало и окончание строительства гаражей по адресу: "адрес" является незаконным.
Кроме того, к заявлению о государственной регистрации прав ФИО5 приложена справка о выплате пая в полном объеме.
В этой связи апелляционный суд посчитал оспариваемое решение Севреестра незаконным, нарушающим права ФИО5
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, постановлены на основании правильного применения норм материального права, регулирующего возникшие правоотношения, и с соблюдением процессуального закона.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судом в качестве оснований к отмене определения суда апелляционной инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права.
С учетом изложенного оснований для отмены апелляционного определения по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 КАС РФ Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
апелляционное определение Севастопольского городского суда от 05.07.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя ? без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные частью 2 статьей 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено 28.11.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.