Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Богатых О.П, Капункина Ю.Б.
рассмотрела кассационную жалобу Фастовца А.А. на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 13 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 3 августа 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Фастовца А.А. к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Сердюковой И.В. об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
Фастовец А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 20 декабря 2021 года N; возложить на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее - Комитет) обязанность оказать государственную услугу - поставить на государственный кадастровый учет и осуществить государственную регистрацию прав в связи с созданием (образованием) объекта недвижимости - принадлежащего административному истцу на праве собственности жилого дома площадью 367, 7 кв. м, расположенного по адресу: "адрес" (далее - спорный объект) на основании заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, ограничений прав, обременений объектов недвижимости, сделок с прилагаемыми документами от 14 декабря 2021 года "данные изъяты"
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 13 мая 2022 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 3 августа 2022 года решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 13 мая 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 12 октября 2022 года, Фастовец А.А. ставит вопрос об отмене решения Феодосийского городского суда Республики Крым от 13 мая 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 3 августа 2022 года. По мнению заявителя, суды сделали самостоятельный вывод о том, что спорный объект не отвечает требованиям жилого дома, выводы судов являются произвольными и не подтверждены доказательствами. Ссылается на наличие признаков фальсификации в дате запроса Комитета от 15 декабря 2021 года и ответа администрации г. Феодосии Республики Крым (далее - администрация) от 16 декабря 2021 года, а также на отсутствие доказательств проведения администрацией проверки. Полагает, что Комитет вышел за пределы своей компетенции и стал осуществлять самостоятельный сбор документов, в то время как запрошенные у администрации документы не предусмотрены в качестве оснований для кадастрового учета в статье 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Определением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 3 ноября 2022 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Заслушав доклад, объяснения представителя Фастовца А.А. - Решеткина А.Г, поддержавшего доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ в их системном толковании следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают охраняемые права и интересы граждан либо иных лиц.
Как видно из материалов дела, Фастовец А.А. является собственником земельного участка площадью 730 кв. м с кадастровым номером "данные изъяты" расположенного по адресу: "адрес", из категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.
14 декабря 2021 года административный истец обратился в "данные изъяты" с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и государственной регистрации прав в отношении спорного объекта, назначение объекта недвижимости и виды разрешенного использования - жилое.
Вместе с заявлением для регистрации права на недвижимое имущество были представлены следующие документы: технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства от 8 декабря 2021 года, квитанция от 14 декабря 2021 года N об уплате госпошлины.
Уведомлением Комитета от 30 декабря 2021 года N осуществление действий по государственной регистрации права собственности и государственного кадастрового учета в отношении спорного объекта приостановлено со ссылкой на пункт 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ.
В данном уведомлении указано, что спорный объект расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", который расположен в границах населенного пункта и имеет вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство.
Вместе с тем из представленного на государственную регистрацию технического плана и входящего в его состав графического приложения следует, что рассматриваемый объект недвижимого имущества не соответствует признакам жилого дома, а имеет признаки многоквартирного дома либо гостиницы, гостевого дома (объект с номерным фондом), а, следовательно, строительство данного объекта недвижимого имущества не соответствует разрешенному использованию земельного участка (индивидуальное жилищное строительство).
Таким образом, для его строительства отсутствует правоустанавливающий документ, подтверждающий факт создания соответствующего здания.
В связи с изложенным проведение государственной регистрации права собственности в упрощенном порядке (без предъявления разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию) не представляется возможным.
В дальнейшем сообщением Комитета от 30 марта 2022 года N отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на спорный объект недвижимого имущества на основании статьи 27 Закона N 218-ФЗ.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции исходили из отсутствия правовых оснований для удовлетворения требований административного иска.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов обеих инстанций.
Согласно части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в частности, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 3).
Статьей 26 Закона N 218-ФЗ предусмотрены основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
В силу пункта 7 части 1 данной статьи осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 названного Закона.
Как указано в части 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение (помещения или машино-места в таких здании, сооружении) осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение (помещения или машино-места в таких здании, сооружении), для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, в том числе соглашения об установлении сервитута, решения об установлении публичного сервитута, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
В пункте 2 данной статьи указано, что земли, указанные в пункте 1 названной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.
Судами достоверно установлено, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", на котором расположен заявленный спорный объект недвижимости - для индивидуального жилищного строительства, что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра недвижимости.
Приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года N "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" установлено, что под видом разрешенного использования земельного участка для индивидуального жилищного строительства подразумевается размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивание сельскохозяйственных культур; размещение гаражей для собственных нужд и хозяйственных построек.
Пунктом 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что объект индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия "объект индивидуального жилищного строительства", "жилой дом" и "индивидуальный жилой дом" применяются в этом Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом параметры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства названным Кодексом, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 16 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что к жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната.
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
Не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств, гостиниц, а также осуществление в жилых помещениях миссионерской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16 Федерального закона от 26 сентября 1997 года N125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях". Жилое помещение в многоквартирном доме не может использоваться для предоставления гостиничных услуг (часть 3 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно представленному техническому плану здания и фототаблице иллюстраций, произведенной муниципальным контролем Администрации города Феодосии Республики Крым, 2 и 3 этажи здания имеют по шесть помещений площадью от 14, 2 кв. м - 19, 6 кв. м, с отдельными выходами на места общего пользования с дальнейшим выходом на улицу через лестницу, 3 помещения на 2 и 3 этажах оборудованы отдельным небольшими помещениями (л. д. 81 - 83).
Из ответа администрации г. Феодосии Республики Крым от 16 декабря 2021 года N, сотрудниками Управления муниципального контроля администрации г. Феодосии Республики Крым осуществлен выезд по адресу спорного объекта. В ходе осмотра установлено, что собственником земельного участка с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, обустроено трехэтажное здание, год завершения строительства 2021, общей площадью 367, 7 кв. м, высотой 10 - 12 м (ориентировочно), сведения о наличии охранных зон отсутствуют, минимальные отступы от проезжей части и соседних земельных участков соблюдены, однако на всех этажах здания обустроены входные группы для возможной сдачи помещения в наем. На момент осмотра сдачи в наем не выявлено, ведутся внутренние и наружные работы. Разъяснены положения статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Также сообщено, что в полной мере установить соответствие возведенного объекта разрешенному использованию земельного участка, на котором он расположен, возможно при экспертном обследовании или обследовании специализированно организацией, что выходит за рамки полномочий администрации (л. д. 62 - 63).
Таким образом, суды обоснованно пришли к выводу о том, что заявленное административным истцом здание не соответствует признакам жилого дома, поскольку имеет признаки многоквартирного дома либо гостиницы, гостевого дома (объекта с номерным фондом).
Учитывая изложенное, судебная коллегия кассационной инстанции считает правомерными выводы судов о том, что административный ответчик, установив несоответствие заявленного спорного объекта целевому назначению земельного участка, законно и обоснованно приостановил государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости, и впоследствии отказал в их регистрации.
Переоценка представленных доказательств не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции, все юридически значимые обстоятельства определены судами правильно, исследованные доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 КАС РФ.
По существу доводы жалобы сводятся к оспариванию правомерности выводов об установленных фактических обстоятельствах и в соответствии со статьей 328 КАС РФ не являются основаниями для отмены судебного акта в кассационном порядке.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными, вопреки доводам кассационной жалобы, исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 13 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 3 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Фастовца А.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 27 января 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.