Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Усенко Н.В. и Борс Х.З.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ярыш М.А, действующей в интересах ФСИН России, ГУФСИН России по Ростовской области и ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Ростовской области, на решение Новочеркасского городского суда Ростовской области от 15 апреля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 7 сентября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Хирьянова И.А. о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснение учувствовавшего в судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи представителя ФСИН России, ГУФСИН России по Ростовской области и ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Ростовской области по доверенности Чудинского А.М, настаивавшего на удовлетворении кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Хирьянов И.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в следственном изоляторе в размере 1 000 000 рублей.
Решением Новочеркасского городского суда Ростовской области от 15 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 7 сентября 2022 года, административные исковые требования удовлетворены частично, в пользу Хирьянова И.А. взыскана компенсация в размере 30 000 рублей.
В кассационной жалобе, поданной представителем ФСИН России, ГУФСИН России по Ростовской области и ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Ростовской области по доверенности Ярыш М.А. ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 25 октября 2022 года, определением судьи кассационной инстанции от 17 ноября 2022 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснение учувствовавшего в судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи представителя ФСИН России, ГУФСИН России по Ростовской области и ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Ростовской области по доверенности Чудинского А.М, настаивавшего на доводах и требованиях кассационной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Порядок и условия содержания под стражей, соблюдение гарантий прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулируются Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
В силу статьи 4 приведенного Федерального закона содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы в соответствии со статьей 7 поименованного Федерального закона являются одним из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.
Из положений статьи 16 указанного Федерального закона следует, что подозреваемые и обвиняемые пользуются правами и свободами и несут обязанности, установленные для граждан Российской Федерации, с ограничениями, предусмотренными данным законом и иными федеральными законами. В местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Из содержания пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" следует, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (например, статья 7 Федерального закона от 26 апреля 2013 года N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", статьи 16, 17, 19, 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статья 99 УИК РФ).
В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).
Согласно пунктам 9, 10, 11 статьи 17 Федерального закона N 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые имеют право получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях, на восьмичасовой сон в ночное время, в течение которого запрещается их привлечение к участию в процессуальных и иных действиях, за исключением случаев, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа.
В соответствии со статьей 23 названного Федерального закона подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин). Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания - под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных частью первой статьи 30 названного Федерального закона.
Статьей 24 Федерального закона предусмотрено, что администрация мест содержания под стражей обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
Приказом Минюста России от 14 октября 2005 года N 189 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы.
Как следует из материалов дела, Хирьянов И.А. содержался в ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Ростовской области с 30 сентября 2020 года по 12 октября 2020 года, а также с 18 июня 2021 года по 30 апреля 2022 года. За период нахождения Хирьянов И.А. содержался в камерах N 297, N 212, N 189, N 320.
По результатам проверок соблюдения требований законодательства, касающихся изоляции осужденных и лиц, заключенных под стражу, проведенных прокуратурой г. Новочеркасска, в период содержания Хирьянова И.А. в ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Ростовской области установлен ряд нарушений условий содержания, в связи с чем начальнику ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Ростовской области вносились представления об устранении таковых.
В представлении прокурора г. Новочеркасска от 30 июля 2021 года N 17-20-2021/8 установлено, что камера N 189 нуждается в капитальном ремонте.
Согласно ответу от 21 марта 2022 года для капитального ремонта камеры N 189 в ГУФСИН России по Ростовской области направлялись заявки на выделение денежных средств, однако на момент предоставления ответа суду первой инстанции, то есть по состоянию на 21 марта 2022 года, денежные средства на указанные цели не выделены, ремонт в камере не произведен.
Таким образом, судами верно установлен факт нарушения прав Хирьянова И.А. в части необеспечения последнего в период его содержания в камере N 189 следственного изолятора условиями, отвечающими установленным требованиям.
Приведенные в административном исковом заявлении доводы о нарушении прав истца в период содержания в ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Ростовской области качеством пищи, отсутствием вентиляции и лампы дневного света в камере, отсутствием горячей и холодной воды, помывочных дней, ежедневных прогулок, а также медицинского контроля за состоянием здоровья своего подтверждения не нашли при рассмотрении дела.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о частичном удовлетворении административных исковых требований.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального и процессуального права, на иную оценку исследованных судами доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судов или опровергали бы выводы судебных постановлений.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанции не было допущено неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Новочеркасского городского суда Ростовской области от 15 апреля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 7 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 20 декабря 2022 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.В. Усенко
Х.З. Борс
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.