Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Усенко Н.В. и Монмаря Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ененко В.В, действующей в интересах министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, на решение Ленинского районного суда Республики Крым от 6 мая 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 18 июля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Падалки В.В. об оспаривании решения органа государственной власти.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Падалка В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании отказа министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 13 мая 2021 года N 60363/01-11/3 в оформлении завершения прав на земельный участок с кадастровым номером 90:07:090501:ЗУ1, расположенного по адресу: "адрес".
Решением Ленинского районного суда Республики Крым от 6 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 18 июля 2022 года, исковые требования удовлетворены.
Судами признан незаконным и отменен приказ министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 13 мая 2021 года N 60363/01-11/3, на орган местного самоуправления возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Падалки В.В. о передаче в собственность упомянутого земельного участка в порядке дооформления прав.
В кассационной жалобе, поданной Ененко В.В, действующей в интересах министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене названных судебных актов.
Кассационная жалоба, поступившая в Краснодарский краевой суд 25 октября 2022 года, определением судьи кассационной инстанции от 21 ноября 2022 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (часть 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов", осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку документации по землеустройству, принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года, в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
В соответствии с частью 6 статьи 13 указанного Закона основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, являются: 1) наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации; 2) несоответствие месторасположения объекта документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 года, в случае отсутствия утвержденных документов территориального планирования либо градостроительного зонирования, либо документации по планировке территории.
Пунктом 1 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым установлено, что правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ, на основании документов, указанных в абзаце 2 части 1 статьи 13 Закона N 38-ЗРК.
В соответствии с пунктом 4 Порядка, завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.
Согласно пункту 13 Порядка о предоставлении земельного участка и об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган постанавливает решение не позднее 60 дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка.
Пунктом 2.3 Административного регламента по предоставлению государственной услуги "Завершение оформления права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, начатого до 21 марта 2014 года" от 14 июля 2015 года N 547, результатом предоставления государственной услуги является: принятие приказа министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым о предоставлении земельного участка в собственность или на праве постоянного (бессрочного) пользования; предоставление мотивированного отказа в предоставлении земельного участка.
Согласно пункту 2.4, максимальный срок выполнения государственной услуги - 60 календарных дней со дня регистрации заявления.
Как следует из материалов дела, распоряжением Ленинской районной государственной администрации от 21 мая 2010 года N 723 Падалке В.В. разрешено изготовить техническую документацию по землеустройству в части составления документов, удостоверяющих право собственности на земельный участок с кадастровым номером N, из земель Глазовского сельского совета Ленинского района Республики Крым, за границами населенного пункта.
Приказом министерства от 13 мая 2021 года N 60363/01-11/3 административному истцу отказано в предоставлении вышеназванного земельного участка.
Решение уполномоченного органа мотивировано тем, что при осуществлении мероприятия по постановке на государственный кадастровый учет запрашиваемого земельного участка, и регистрации на него права, в адрес министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым поступило уведомление об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации права.
Проверяя законность, обоснованность оспариваемого приказа от 13 мая 2021 года, суды пришли к обоснованному выводу о том, что мотивы об отказе административному истцу в оформлении завершения прав на испрашиваемый им земельный участок не соответствуют требованиям закона. Так, в приказе администрации не указано ни одного из вышеперечисленных законных оснований для принятия оспариваемого решения.
Кроме того, судами первой и апелляционной инстанций установлен факт нарушения срока выполнения рассматриваемой государственной услуги, поскольку заявление Падалки В.В. о предоставлении земельного участка поступило в адрес министерства 9 ноября 2020 года, оспариваемый отказ был принят 13 мая 2021 года, то есть с нарушением установленного срока.
При таких обстоятельствах суды нижестоящих инстанций пришли к правомерному выводу об удовлетворении требований иска.
Поскольку судами не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда Республики Крым от 6 мая 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 18 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Исполнение решения Ленинского районного суда Республики Крым от 6 мая 2022 года, апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 18 июля 2022 года по административному делу N 2а-527/2022 (номер дела в суде апелляционной инстанции N 33а-6531/2022) по административному исковому заявлению Падалка В.В. об оспаривании решения органа государственной власти возобновить.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 22 декабря 2022 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.В. Усенко
Д.В. Монмарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.