Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Губаревой С.А, Егоровой Е.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Янова Ю.Н. к государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым о возложении обязанности совершить определенные действия, установлении юридического факта, по кассационной жалобе Янова Ю.Н. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 26 октября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В, судебная коллегия
установила:
Янов Ю.Н. обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), к государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым (далее - ГУ ОПФР по Республике Крым, пенсионный орган) о возложении обязанности совершить определенные действия, установлении юридического факта.
В обоснование заявленных требований истцом указано, что с 03 июля 2018 года он является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 Федерального Закона от 28 декабря 2013 года N 400 ФЗ "О страховых пенсиях". 15 июля 2020 года он обратился в пенсионный орган с заявлением, содержащим требование разъяснить размер пенсии. В ответе на указанное заявление пенсионный орган разъяснил, что при назначении пенсии в страховой стаж не были учтены периоды его работы с 09 декабря 2004 года по 31 июля 2014 года, поскольку в указанный период, будучи зарегистрированным на территории Российской Федерации и имея гражданство Российской Федерации, он осуществлял трудовую деятельность на территории Украины, в связи с чем на него не распространяется действие положений Федерального Закона от 21 июля 2014 года N208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города Федерального значения Севастополя".
Полагая свои пенсионные права нарушенными, истец просил суд установить факт его постоянно проживания на территории Республики Крым по состоянию на 18 марта 2014 года. Возложить на государственной учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) обязанность включить в его страховой стаж периоды трудовой деятельности с 09 декабря 2004 года по 04 августа 2005 года в ГПО ЖКХ г. Армянска в должности охранника, с 08 августа 2005 года по 25 августа 2011 года в ЗАО Крымский Титан в должностях слесаря ремонтника 4, 5, 6 разрядов лаборатории по наладке и испытаниям энергоустановок; грузчика цеха складского хозяйства; с 02 сентября 2011 года по 23 декабря 2011 года в Крымской общеобразовательной частной школе 2-3 ступеней "Крымский казачий кадетский корпус" в должности учителя русского языка и литературы, с 17 января 2012 года по 31 июля 2014 года в ООО "Казачий рынок" в должности сторожа. Признать за ним право на перерасчет размера страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным Законом от 28 декабря 2013 года N400 ФЗ "О страховых пенсиях" с учетом Федерального Закона от 21 июля 2014 года N208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города Федерального значения Севастополя", произвести перерасчет и выплатить пенсию с учетом зачтенных периодов в соответствии с положениями Федерального Закона от 21 июля 2014 года N208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города Федерального значения Севастополя", начиная с 15 июля 2020 года, а также взыскать с ответчика в его пользу государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решением Красноперекопского районного суда Республики Крым от 11 августа 2021 года исковые требования удовлетворены.
Установлен факт постоянно проживания Янова Ю.Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на территории Республики Крым по состоянию на 18 марта 2014 года.
На государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) включить в страховую пенсию Янову Ю.Н. периоды:
- 09 декабря 2004 года по 04 августа 2005 года в ГПО ЖКХ г. Армянска в должности охранника;
- с 08 августа 2005 года по 25 августа 2011 года в ЗАО Крымский Титан: в должности слесаря ремонтника 4 разряда лаборатории по наладке и испытаниям энергоустановок с 09 февраля 2006 года по 25 декабря 2007 года в должности слесаря ремонтника 5 разряда лаборатории по наладке и испытаниям энергоустановок, с 25 декабря 2007 года по 05 сентября 2010 года в должности слесаря ремонтника 6 разряда лаборатории по наладке и испытаниям, в должности грузчика цеха складского хозяйства с 06 сентября 2010 года по 31 июля 2011 года, в должности грузчика (сменного) цеха складского хозяйства с 01 августа 2011 года по 25 августа 2011 года;
- с 02 сентября 2011 года по 23 декабря 2011 года в Крымской общеобразовательной частной школе 2-3 ступеней "Крымский казачий кадетский корпус" в должности учителя русского языка и литературы;
- с 17 января 2012 года по 31 июля 2014 года в ООО "Казачий рынок" в должности сторожа.
На ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) возложена обязанность пересчитать и выплатить Янову Ю.Н. пенсию с учетом зачтенных периодов в соответствии с ФЗ-208 "Об особенности пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", начиная с 15 июля 2020 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 26 октября 2021 года решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от 11 августа 2021 года отменено, по делу постановлено новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене апелляционного определения, как принятого с нарушением норм материального и процессуального права, просит оставить в силе решение суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Судами установлено и следует из материалов дела, что согласно паспорту серии N N, выданному Егорлыкским ОВД Ростовской области ДД.ММ.ГГГГ, Янов Ю.Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином Российской Федерации.
С 03 июля 2018 года Янов Ю.Н. является получателем страховой пенсии в ГУ УПФ России в Виноградовском районе Архангельской области.
Обращаясь в УПФР в Виноградовском районе Архангельской области с заявлением о назначении пенсии, предоставив паспорт гражданина Российской Федерации серии N N, дата выдачи ДД.ММ.ГГГГ, Янов Ю.Н. указал своим местом регистрации - г. Армянск Республики Крым.
7 ноября 2018 года, предоставив паспорт гражданина Российской Федерации серии N N, дата выдачи ДД.ММ.ГГГГ, Янов Ю.Н. обратился в УПФР в Красноперекопском районе Республики Крым с заявлением о запросе выплатного дела из ГУ УПФ России в Виноградовском районе Архангельской области.
Распоряжением ГУ УПФ России в Виноградовском районе Архангельской области от 08 ноября 2018 года выплата пенсии Янову Ю.Н. прекращена, пенсионное дело снято с учета в связи с переездом истца на новое место жительства в другой субъект Российской Федерации.
Распоряжением ГУ УПФР в Красноперекопском районе Республики Крым от 12 ноября 2018 года пенсионное дело Янова Ю.Н. поставлено на учет и выплата страховой пенсии возобновлена.
15 июля 2020 года истец обратился к ответчику с заявлением о повышении размера пенсии в связи с имеющимися неучтенными периодами трудовой деятельности.
Письмом от 11 августа 2020 года N пенсионный орган разъяснил Янову Ю.Н, что при подсчете страхового стажа при назначении пенсии не учтены периоды работы с 09 декабря 2004 года по 31 июля 2014 года, в связи с отсутствием сведений об уплате взносов в Пенсионный фонд Украины, поскольку периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения" после 01 января 2002 года подтверждаются справкой из компетентного органа названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование, а также отметил, что спорные периоды работы на территории Украины на размер пенсии не влияют, т.к. работая на территории Украины, отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не производились.
Обращаясь в суд, истец предоставил паспорт гражданина Украины серии N N, выданный ДД.ММ.ГГГГ Армянским городским отделом ГУ МВД Украины в Крыму, в котором содержится отметка о регистрации в Крыму с 1998 года.
В соответствии с информацией отделения по вопросам миграции отделения МВД России по г. Армянску от 13 июля 2018 года, Янов Ю.Н. прибыл из "адрес", и в период с 03 декабря 2001 года по 26 июня 2015 года был зарегистрирован по месту жительства. 26 июня 2015 года Янов Ю.Н. по запросу в г. Армянск Республики Крым снят с регистрационного учета. При этом согласно архивных данных Янов Ю.Н. значился зарегистрированным по месту жительства с 12 июня 1998 года по адресу Украина, "адрес". Данная регистрация ошибочно была перенесена в паспорт гражданина Российской Федерации. 10 июля 2018 года Янов Ю.Н. оформил регистрацию месту жительства по адресу "адрес" по паспорту гражданина РФ серии N, выданному Егорлыкским ОВД Ростовской области ДД.ММ.ГГГГ.
В паспорте гражданина Российской Федерации Янова Ю.Н. содержится отметка о том, что данные о регистрации по месту проживания в г. Армянске с 1998 года внесены ошибочно.
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, счел доказанным факт постоянного проживания истца на территории города Армянска Республики Крым по состоянию на 18 марта 2014 года, и, посчитав, что Янов Ю.Н. проживал в г.Армянске Республики Крым по состоянию на 18 марта 2014 года, осуществлял свою трудовую деятельность, имел гражданство Украины, а в настоящий момент является гражданином Российской Федерации, пришел к выводу о том, что на истца распространяется действие Федерального Закона от 21 июля 2014 года N208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города Федерального значения Севастополя", в связи с чем возложил на ответчика обязанность включить в стаж истца спорные периоды его трудовой деятельности с 2004 по 2014 годы и произвести перерасчет размера пенсии с 15 июля 2020 года с учетом положений Федерального Закона от 21 июля 2014 года N208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города Федерального значения Севастополя".
Проверяя решение суда первой инстанции в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Крым не согласилась с выводами районного суда о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований, и, дав самостоятельную оценку представленным в материалы дела доказательствам, пришла к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что поскольку истец являлся гражданином Российской Федерации до 18 марта 2014 года и жил и работал на территории Украины, то включение в трудовой (страховой) стаж спорных периодов его работы на предприятиях Украины после 1 января 2002 года осуществляется в порядке, предусмотренном Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, а не в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Кроме того, принимая решение об отказе в удовлетворении требований истца, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым приняла во внимание отсутствие документального подтверждения спорных периодов работы истца компетентными органами государства Украина, а также данных об уплате страховых взносов на общеобязательное пенсионное страхование в пенсионный фонд Российской Федерации.
При этом, судом апелляционной инстанции сделан вывод о том, что установление факта постоянного проживания на территории Республики Крым не порождает для истца никаких прав и обязанностей, не может повлечь в дальнейшем каких-либо юридических последствий, поскольку на него не распространяются положения Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда апелляционной инстанций с учетом предмета и основания иска, основаны на правильном толковании и применении норм материального права, с соблюдением процессуального права.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) право каждого на социальное обеспечение, включая право на получение пенсий (статья 39, часть 1), не предусматривает право на конкретный размер пенсии и определенный способ ее исчисления; право на пенсионное обеспечение реализуется в пенсионных правоотношениях в порядке и на условиях, установленных законом (статья 39, часть 2).
Реализация права граждан Российской Федерации на страховые пенсии в настоящее время осуществляется, в частности, в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", с момента вступления в силу которого (т.е. с 1 января 2015 года) Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" в части, не противоречащей ему (части 1 и 3 статьи 36).
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж; индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Согласно части 2 статьи 10 Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (действовавшего в спорный период) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила N 1015).
Согласно пункту 5 Правил N 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
При назначении пенсии, в том числе при ее перерасчете, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Украине после 30 мая 2003 года) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в общий страховой стаж работы), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Основанием для включения в стаж периода работы, выполняемой за пределами территории Российской Федерации, выступает самостоятельная уплата истцом страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ в порядке ст. 29 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 29 ст. 29 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" граждане, работающие за пределами Российской Федерации, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты за себя страховых взносов Пенсионный фонд Российской Федерации. Производить уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации необходимо в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона N 62-ФЗ от 31 мая 2002 года "О гражданстве Российской Федерации" гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.
Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" устанавливает особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Статьей 4 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" закреплен порядок исчисления страхового (трудового) стажа при установлении страховой пенсии гражданам Российской Федерации. В частности, предусмотрено правило, согласно которому периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 названного Федерального закона, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ; данные периоды подтверждаются документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
В соответствии с частью 1 статьи 4, статьей 11 Федерального Конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства и приобретают право, в том числе, на получение пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положения Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", содержащие льготные условия для назначения пенсии для граждан Российской Федерации, и позволяющие приравнять периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно, к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, распространяют свое действие лишь на лиц, признанных гражданами Российской Федерации на основании Федерального Конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", иностранных граждан и лиц без гражданства, подтвердивших в установленном порядке факт своего проживания на территории Республики Крым или города Севастополя.
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" подтверждением постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года является отметка в паспорте гражданина о его регистрации по месту жительства на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на указанную дату либо свидетельство о его регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции.
Установив, что истец являлся гражданином Российской Федерации и по состоянию на 18 марта 2014 года был зарегистрирован по месту жительства Республика Крым, г. Армянск, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что реализация пенсионных прав истца осуществляется в общем порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", без применения Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя". При этом, как обоснованно было указано судом апелляционной инстанции, факт постоянного проживания истца на территории Республики Крым в спорный период не порождает для него последствий, предусмотренных ст.264 ГПК РФ. Также судом апелляционной инстанции правомерно отказано во включении спорых периодов в трудовой стаж истца, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства достоверно свидетельствующие о самостоятельной уплате истцом, как гражданином Российской Федерации, работающим на территории иностранного государства, страховых взносов в пенсионный орган Российской Федерации, так и сведений из компетентного органа государства Украина об уплате таких взносов в пенсионный орган Украины.
Доводы кассационной жалобы о неверном применении судом апелляционной инстанции части 1 статьи 1 Федерального закона от 21 июля 2014 года N208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", основаны на неправильном толковании приведенных положений закона.
Судом апелляционной инстанции в пределах заявленных требований нормы материального и процессуального права применены правильно, а выводы основаны на доказательствах, исследованных в процессе судебного разбирательства, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ.
В целом доводы кассационной жалобы о наличии оснований для включения спорных периодов трудовой деятельности истца в трудовой стаж, как и его права на перерасчет страховой пенсии по старости, выражают несогласие с выводами суда апелляционной инстанции и фактически сводятся к правовой аргументации позиции истца, изложенной в судах первой и апелляционной инстанций, надлежащая правовая оценка которой нашла свое отражение в оспариваемом судебном постановлении.
При этом несогласие заявителя с апелляционным определением, основанное на иной оценке представленных по делу доказательств, само по себе не свидетельствует о нарушении судом апелляционной инстанции норм материального или процессуального права и не может служить основанием для кассационного пересмотра оспариваемого судебного постановления, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Судом апелляционной инстанции не допущено нарушений норм процессуального права, в том числе при исследовании и оценке доказательств, приведшие к судебной ошибке существенного характера.
Действующее процессуальное законодательство не допускает произвольный, не ограниченный по времени пересмотр судебных решений. Вводя порядок и сроки совершения соответствующих процессуальных действий, процессуальный закон устанавливает баланс между принципом правовой определенности, обеспечивающим стабильность правоотношений и правом на справедливое судебное разбирательство, обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения. Изложенные заявителем доводы о наличии оснований для отмены состоявшегося судебного акта не являются достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступившего в законную силу судебного постановления.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что апелляционное определение принято с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 26 октября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Янова Ю.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Бетрозова
Судьи С.А. Губарева
Е.С. Егорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.